Тема 16. Групповое взаимодействие
Общение в контексте конкретной группы, личностные изменения, происходящие под влиянием социального окружения, сама группа как субъект целенаправленной активности – это наиболее значимое содержание социальной психологии как научной дисциплины.
Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности (А. И. Донцов).
Социальная группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными) (Г. М. Андреева).
Отличительными признаками социальной группы и ее психологическими характеристиками являются:
– включенность данного объединения людей в более широкий социальный контекст, т.е. существование групповых целей;
– наличие общего личностно значимого основания для нахождения в рамках данного образования, т.е. наличие групповых интересов и групповых потребностей;
– достаточная длительность существования, позволяющая создавать предметы и феномены групповой культуры и истории, т.е. групповые нормы и групповые ценности;
– осознание участниками своей принадлежности к сообществу и возникновение на этой основе «мы-чувства», т.е. наличие группового мнения;
– совместная деятельность и необходимость ее целенаправленного управления, разделение функций и ролей между участниками.
Выделяют следующие разновидности групп (схема 12):
– лабораторные – группы, временно созданные экспериментатором с целью какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы;
– естественные – группы, возникающие и существующие исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.
– по способу возникновения: официальные и неофициальные;
– по степени регламентации отношений и жизнедеятельности: организованные и неорганизованные;
– с точки зрения их ценностной значимости для участника: референтные и нереферентные (группы членства);
– с точки зрения непосредственности или опосредованности контактов: первичные и вторичные;
– большие;
– малые.
Схема 12
Большие группыхарактеризуются тем, что члены группы не находятся в непосредственном контакте. Такие группы могут быть неорганизованными, стихийно возникшими (толпа) и организованными, длительно существующими (государства, нации, партии). Регуляторами социального поведения в больших группах являются нравы, обычаи, традиции. Социальные представления, порожденные большой группой, достаточно долговременны, могут передаваться из поколения в поколение. Интегральная характеристика культуры, порожденной большой группой, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, называется менталитетом. При описании образа жизни большой группы особое значение имеют интересы, ценности, потребности, наличие специфического языка.
Организованные реальные большие группы представлены следующими парадигмами:
1. Закрытая.
Образ жизни организации основан на:
1) жесткой иерархической структуре; 2) постоянстве, традициях. При конфликте между интересами личности и интересами организации в жертву приносятся интересы личности. Проблемы группы связаны с сильной ригидностью, большой сцепленностью членов организации. Новые начинания проводить в такой группе сложно, требуется сильный лидер.
2. Случайная.
Образ жизни организации основан на: 1) отсутствии жесткой формальной структуры; 2) индивидуализме; 3) творчестве; 4) инновациях. Основная проблема данной группы – хаотичность, разобщенность членов организации. Лидер должен опираться на поддержку определенных членов групп.
3. Открытая.
Образ жизни основан на: 1) закрытости; 2) изменчивости; 3) свободе индивидуального выражения; 4) коллективной координации, стабильности. Данная структура пытается объединить закрытую и случайную. Основная проблема – бездействие и определенная запутанность. Для руководства группой важно структурирование процесса.
4. Синхронная.
Образ жизни противоположен открытой структуре, личные интересы совпадают с целями организации. Основная проблема – ригидность и разобщенность. Для руководства важно влиять на группу опосредованно.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, наличие между ними непосредственного личного контакта и эмоциональных отношений. Малая группа доступна непосредственному восприятию, обозрима по своему размеру и времени существования.
Традиционно принято выделять основные показатели малой группы:размер группы; структуру группы; групповые процессы; групповые нормы; систему санкций.
1. Размер группы. Этоколичество членов группы. Чаще всего малая группа представлена 3 – 30 членами. Оптимальное количество для быстрых и конструктивных решений – 7 ± 2.
2. Структура группы. Возникает как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой, определяемая композицией, каналами коммуникаций и социально-психологическим климатом группы (нравственно-эмоциональным тоном).
1) Композиция – характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы (однородная или разнородная); чаще всего это показатели возраста, пола, образования.
2) Каналы коммуникаций – система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. Структура каналов коммуникаций может быть:
а) централизованная – структура, характеризующаяся тем, что один из членов всегда находится на пересечении направлений общения и играет основную роль в организации групповой деятельности:
– фронтальная;
– радиальная;
– иерархическая;
б) децентрализованная – структура, характеризующаяся коммуникативным равенством всех участников:
– цепная;
– круговая;
– полная.
3) Социально-психологический климат групп (СПК) – характеристика, отражающая характер, содержание и направленность реальной психологии членов группы. Определяется факторами макросреды (общественные процессы, состояние общества) и микросреды (материально-вещественная среда, уровень организации труда, система стимуляции труда, психологические характеристики членов группы).
Схема 13
Эмоциональная структура группы – это структура межличностных отношений, порождаемая различными вариантами взаимоотношений:
а) гармоничных:
– идеальных;
– согласованных;
б) противоречивых:
– совместимых диадических;
– совместимых триадических;
– несовместимых;
в) конфликтных:
– частично-конфликтных;
– полно-конфликтных.
3. Групповые процессы. Это процессы, организующие деятельность группы и рассматриваемые: в контексте развития группы; в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена.
3.1. Развитие группы (или групповая динамика) – это совокупность динамических процессов, которые происходят в группе в какую-то единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии.
Стадии развития группы: ее образование, формирование лидерства, формирование сплоченности, принятие группового решения.
1) Образование группы:
а) все члены приходят в группу одномоментно;
б) в группу входят новички.
Образование группы – это процесс ее формального возникновения и комплектования конкретными людьми, которые привносят в группу свои живые личностные устремления, свой жизненный опыт и представления о том, как должна быть организована групповая жизнь.
2) Формирование лидерства.
Лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, имеющий в ней высокий статус, пользующийся авторитетом.
Лидерство – это субординированность позиций участников в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы; психологическая характеристика поведения определенных членов группы.
Становление лидера может происходить следующим образом:
а) лидер – функция личности, т.е. лидером становится член группы, имеющий высокую активность, инициативность, чувство юмора, доброжелательность, уверенность, являющийся носителем и активным проводником предпочитаемых группой целей и ценностей;
б) лидер – функция группы, т.е. лидер – тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными;
в) лидер – функция ситуации, т.е. поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые воспринимают его как образец.
Стиль лидерства – это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы.
Выделяют следующие стили лидерства: а) либеральный, б) авторитарный, в) демократический.
На практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей лидерства, а гибкий или комбинированный стиль лидерства, при котором лидер умеет вести себя по-разному, меняя стиль своего поведения в зависимости от сложившейся в группе обстановки.
3) Формирование сплоченности.
Сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, превращающих внешне заданную структуру в психологическую общность людей, живущую по своим законам; «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней»; характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.
Признак сплоченности – частота и интенсивность коммуникативных связей в группе. Сплоченность определяется социометрией как процент выборов между членами, основанных на взаимной симпатии друг к другу.
Сплоченность группы означает, что данный состав группы интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей степени разделяют цели групповой деятельности и ценности, связанные с данной деятельностью. Развитие сплоченности происходит на основе совместной деятельности.
Факторы, способствующие сплоченности группы:
– эмоциональная привлекательность членов группы;
– сходство членов группы между собой;
– предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив;
– особенности групповых целей.
4) Принятие группового решения.
Процесс принятия группового решения – это выбор из ряда альтернатив, осуществляемый группой в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для членов группы задачи.
Наиболее известные приемы принятия группового решения:
– групповая дискуссия;
– мозговой штурм (собрание изобретателей);
– групповое интервью;
– обсуждение отдельного случая;
– выступление-дискуссия.
Эффективность групповой деятельности зависит от (схема 14):
1) от основных управленческих функций (Файоль);
Схема 14
2) от принятия управленческих решений, в которых выделяют следующие стадии:
а) изучение проблемы;
б) выработка идей;
в) отсев неприменимых идей;
г) планирование нововведений;
д) обратная связь и анализ.
По характеру и формам организации деятельности малых групп выделяют следующие уровни развития (схема 15):
|
|
направленность
|
Личная деятельностью
|
Схема 15
Номинальная группа (1) – случайно организованная или неорганизованная группа, характеризующаяся временным объединением членов на основе сходства интересов или общности пространства (например, экскурсионные группы, пассажиры купе).
Ассоциация (2) – группа, в которой межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности (например, спортивная, научная организация).
Корпорация (3) – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп (например, группа бизнесменов).
Коллектив (4) – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между ними. Межличностные отношения членов коллектива основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении, контактности, информированности, при этом присутствует благоприятный социально-психологический климат. Каждый член выступает как типичный представитель данного коллектива.
3.2. При описании положения индивида в группе в качестве ее члена пользуются следующими понятиями:
статус (лат. statutum – положение) – это единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного его восприятия другими членами группы; это степень действительной авторитетности одного из членов группы для остальных участников;
позиция – это понятие, обозначающее положение индивида в той или иной подсистеме отношений и определяющее степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы;
роль – это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения индивида, ожидаемый группой; может рассматриваться как динамический аспект статуса;
система групповых ожиданий – это характеристика группового восприятия и оценивания членов группы и контролирующая их деятельность.
4. Групповые нормы. Это модели, эталоны должного поведения социальных групп и их членов с точки зрения общества в целом; это определенные правила, которые выработаны группой и приняты ею, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.
Нормы группы связаны с групповыми ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. Нормы, как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести в себе какой-то особой специфики группы.
В каждой группе действуют нормы двух типов:
1) конвенциональные (лат. conventionalis – соответствующий договору, условию) – внедренные группой той социальной системы, в рамках которой она функционирует;
2) нормы первичной группы – создающие в каждом случае уникальный и часто неосознанный членами свод законов и правил (у нас принято).
Нормы первичной группы могут находиться в согласии с предписанными конвенциональными правилами, но могут и отличаться от них.
Проблемы нормативного влияния на личность в группе могут быть условно выделены в два направления: а) нормативное влияние большинства группы на отдельную личность (исследования С. Аша); б) нормативное влияние, оказываемое меньшинством на личность (исследования С. Московичи).
Конформизм (лат. conformis – подобный) – подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства.
Конформность – склонность человека как члена группы неосознанно выбирать и следовать мнению большинства.
Негативизм (от лат. negativus – отрицательный) – демонстрация поведения или мнения, противоречащего мнению большинства независимо от того, право это большинство или нет.
Нонконформизм – демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт независимо от мнения или поведения группового большинства.
Факторы, влияющие на конформное поведение (М. Р. Битянова):
– единодушие большинства;
– численность большинства;
– особенности и значимость ситуации;
– особенности группы;
– гендерные и возрастные особенности;
– индивидуальные особенности испытуемого.
Основные факторы, делающие позицию меньшинства влиятельной: последовательность, уверенность, гибкость (готовность к компромиссу), уважительное отношение к оппонентам. Благодаря существованию мнения меньшинства возрастает вероятность выработки отдельным членом и группой новых, креативных решений.
5. Система санкций. Это механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: 1) поощрительные и запретительные; 2) позитивные и негативные.
Человек обладает субъективной целостной системой представлений, в которой теоретическому анализу подлежат (М. Рокич) наиболее значимые ее составляющие: понятие «я», ценности, аттитюды.
Аттитюд (лат. aptus – подготовленность, подогнанность) – система субъективных отношений человека и его система представлений о собственном поведении и поведении других; механизм, регулирующий реальное поведение человека; состояние психонервной готовности, складывающееся на основе опыта и оказывающее направляющее (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан.
Аттитюд фиксирует не столько способ поведения или состояния, сколько представления об определенном предмете или ситуации. В структуре аттитюда выделяют (М. Рокич) компоненты: когнитивный, аффективный, поведенческий.
В качестве нормативного фактора, регулирующего действие аттитюдов на реальное поведение, рассматривают (М. Фишбейн) воздействие социального окружения. Человек интерпретирует ожидания своих референтных групп или отдельных людей в отношении предполагаемого поступка, и эти интерпретации могут существенно влиять на выбор поведения. Психические образования, возникающие на основе усвоения установок референтных групп, называются социальной установкой.
Социальная установка – устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции, действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта; осознаваемый, предпочитаемый тип поведения.
Формирование и изменение социальных установок может происходить в результате целенаправленного воздействия на поведение человека в той или иной ситуации.
Социальная фасилитация (англ. facilitation – поддержка) – воздействие присутствующих на психологию и поведение человека, выражающееся в активизации его психических процессов и состояний, улучшении выполнения простых или хорошо знакомых задач и ухудшении выполнения сложных в присутствии других; усиление доминантых реакций в присутствии других. Воздействие других людей возрастает вместе с увеличением их количества.