Интерпретация цветных пар по Люшеру 3 страница

КЛЮЧ ТАБЛИЦА 2

№№ вопросов                      
  Э+   П-   Н+   Л-   Э+   П-   Н+   Л-   П-   Э+  
  П-   Н+   Л+   П+   Э+   Н+   Л-   Э+   П-   Н+  
  Л+   Э-   П+   Н+   Л-   Э+   П+   Н+   Л-   Э-  
  П+   Н+   Л+   Э+   П+   Н+   Л+   Э+   П-   Н+  
  Л-   Э+   П-   Н+   Л-   Э-   П+   Н+   Л-   Э+  
  П+   Н+   Л-   Э+   П+   Н+   Л-   Э+   П-   Н+  
  Л+   Э+   П-   Н+   Л-   Э+   П-   Н+   Л-   Э+  
  П+   Н+   Л+   Э+   Н+   Л-   Э+   П-   Н+   Л-  
  Э+   Л-   Н+   Э-   П+   Н+   Л+   П+   Н+   Э+  
  Л-   Э+   П+   Н+   Л-   Э+   П+   Н+   Л+   П-  
П - ПСИХОТИЗМ; Э - экстра-интротерсия;

Н - нейротизм; Л - шкала лжи

ТЕСТ-ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА EPi АДАПТИРОВАН А. Г. ШМЕЛЕВЫМ

Тест-опросник EPI (1963 г.) уверенно занимает пер место по частоте использования среди других психодиагностических методик.

№ Содержание утверждений Да Нет
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испы­тать сильное ощущение? 2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждае­тесь в друзьях, которые могут Вас по­нять, одобрить, выразить сочувствие? 3. Считаете ли Вы себя беззаботным чело­веком? 4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений? 5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? 6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обеща­ния, даже если это Вам невыгодно? 7. Часто ли у Вас бывают спады и подъе­мы настроения? 8. Быстро ли Вы обычно действуете и го­ворите и не растрачиваете ли много вре­мени на обдумывание? 9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чув­ство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что на спор Вы способны ре­шиться на все? 11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите позна­комиться с человеком противоположно­го пола, который Вам симпатичен?        
12. Бывает ли, что разозлившись. Вы вы­ходите из себя? 13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента? 14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить? 15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встре­че с людьми? 16. Верно ли, что Вас легко задеть? 17. Любите ли Вы часто бывать в компа­нии? 18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми? 19. Верно ли, что иногда Вы настолько пол­ны энергии, что все «горит» в руках, а иногда чувствуете сильную вялость? 20. Стараетесь ли Вы ограничить круг сво­их знакомств небольшим числом самых близких друзей? 21. Много ли Вы мечтаете? 22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же? 23. Часто ли Вас терзает чувство вины? 24. Все ли Ваши привычки хороши и же­лательны? 25 Способны ли Вы дать волю своим чув­ствам и вовсю повеселиться в шумной компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у Вас ча­сто бывают напряжены до предела? 27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?        
28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше? 29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей? 30. Бывает ли, что Вы передаете слухи? 31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят Вам в го­лову? 32. Верно ли, что Вам часто приятнее и лег­че прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей? 33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли Вам работа, которая тре­бует пристального внимания? 35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? 36. Верно ли, что Вы всегда говорите о зна­комых людях только хорошее даже тог­да, когда уверены, что они об этом не узнают? 37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом? 38. Верно ли, что Вы раздражительны? 39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия? 40. Верно ли, что Вам нередко не дают по­коя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произой­ти, хотя все кончилось благополучно? 41. Верно ли, что Вы неторопливы в дви­жениях?        
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свида­ние или на работу? 43. Часто ли Вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что Вы такой любитель пого­ворить, что никогда не упустите удоб­ного случая побеседовать с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли? 46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? 47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? 48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся? 49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или работы? 50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверен­ный в себе человек? 51. Трудно ли получать настоящее удоволь­ствие от мероприятий, в которых мно­го участников? 52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? 53. Сумели бы вы внести оживление в скуч­ную компанию? 54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 56. Любите ли Вы подшучивать над други­ми? 57. Страдаете ли Вы бессонницей?          

Код опросника

Искренность: ответы «да» на вопросы 6, 24, 36; ответы «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Экстраверсия: ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51; ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Нейротизм. ответы «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55,57.

Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

Численный показатель   Интерпретация  
0-3   Откровенный  
4-6   Ситуативный  
7-9   Лживый"  

" Следует обязательно отметить, что в данном случае речь идет только лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости как личностной характеристике.

Интерпретация показателей по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм»

Численный показатель   0-2   3-6   7-10   11-14   15-18   19-22   23-24  
Интерпрета­ция для шкалы «Экстравер­сия»   Сверх интроверт   Интроверт   Потен­циаль­ный интроверт   Амбиверт   Потен­циаль­ный экс­тра­верт   Экс­тра­верт   Сверх экс­тра­верт  
Численный показатель   0-2   3-6   7-10   11-14   15-18   19-22   23-24  
Интерпрета­ция для шкалы «Нейротизм»   Сверх конкордант   Конкордант   Потен­циаль­ный конкордант   Нормостеник     Потен­циаль­ный Дискордант Дискордант Сверх дискордант  

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вначале необходимо обработать результаты по шкале «Искренность». Она диагностирует Вашу склонность да­вать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что Вы, к со­жалению, не были искренни при ответах на вопросы теста.

Затем следует по каждому показателю посчитать сумму баллов, начисляя по одному баллу за каждый ответ, сов­падающий с ключом.

Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстра­версия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, от­ложите на схеме (см. рисунок) полученные результаты по шкале «интроверсия - экстраверсия» и по шкале «нейротизм» (эмоциональная устойчивость - нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип Вашего темперамента.

«Круг" Айзенка

Вы определили тип своего темперамента. В основе каж­дого из четырех типов лежат особые сочетания свойств нервной системы:

- у холерика сильная нервная система, он легко пере­ключается с одного на другое, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость)

с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоцио­нальным срывам;

Интерпретация цветных пар по Люшеру 3 страница - student2.ru

Эмоциональная стабильность (устойчивость)

- у сангвиника также сильная нервная система, а зна­чит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сан­гвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнитель­но легко переживает неудачи;

- у флегматика сильная, работоспособная нервная си­стема, но он с трудом включается в другую работу и при­спосабливается к новой обстановке. У флегматика преоб­ладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно от­личаются постоянством;

- меланхолик характеризуется низким уровнем пси­хической активности, замедленностью движений, сдержан­ностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его от­личают высокая эмоциональная чувствительность ко все­му, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально-уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен пережи­вать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.

Показатель «Интроверсия - Экстраверсия» характери­зует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экст­раверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, боль­шая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность. Экстраверты обычно обла­дают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.

Интровертам присущи - необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настой­чивости), склонность к самоанализу и затруднения к со­циальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.

Амбивертам (см. таблицу) присущи черты экстраинтроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с ис­пользованием других тестов».

Показатель нейротизма характеризует человека со сто­роны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующи­еся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрас­ной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале «ней-

ротизм»), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустой­чивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале «нейротизм»).

Эмоционально устойчивые (стабильные) - люди, не склон­ные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.

Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувстви­тельны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Каждый тип темперамента природно обусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и дея­тельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ (ПО Г. АЙЗЕНКУ)

Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

№ Психические состояния   Подходят   Подходит, но не очень   Не подходит  
1. Не чувствую в себе уве­ренности. 2. Часто из-за пустяков краснею. 3. Мой сон беспокоен. 4. Легко впадаю в уныние.      
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще не­приятностях. 6. Меня пугают трудности. 7. Люблю копаться в сво­их недостатках. 8. Меня легко убедить. 9. Я мнительный. 10. С трудом переношу вре­мя ожидания. 11. Нередко мне кажутся безвыходными поло­жения, из которых можно найти выход. 12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. 13. При больших неприят­ностях я склонен без достаточных основа­ний винить себя. 14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бес­плодной. 16. Я нередко чувствую себя беззащитным. 17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния. 18. Чувствую растерян­ность перед трудностя­ми.            
19. В трудные минуты жиз­ни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели. 20. Считаю недостатки сво­его характера неиспра­вимыми. 21. Оставляю за собой пос­леднее слово. 22. Нередко в разговоре пе­ребиваю собеседника. 23. Меня легко рассердить 24. Люблю делать замеча­ния другим. 25. Хочу быть авторитетом для окружающих. 26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. 27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. 28. Предпочитаю лучше руководить, чем под­чинять. 29. У меня резкая, грубо­ватая жестикуляция. 30. Я мстителен. 31. Мне трудно менять при­вычки. 32. Нелегко переключаю внимание. 33. Очень настороженно отношусь ко всему но­вому.          
34. Меня трудно переубе­дить. 35. Нередко у меня не вы­ходят из головы мыс­ли, от которых следо­вало бы освободиться. 36. Нелегко сближаюсь с людьми. 37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана, 38. Нередко я проявляю упрямство. 39. Неохотно иду на риск. 40. Резко переживаю от­клонения от принято­го мною режима.              

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов;

I.   1-10 вопросы   тревожность  
II.   11-20 вопросы   фрустрация  
Ш.   21-30 вопросы   агрессивность  
IV.   31 - 40 вопросы   ригидность  
I.   Тревожность 0-7 баллов 8-14 баллов   не тревожные тревожность средняя, допус­тимого уровня очень тревожные  
    15-20 баллов  
II.   Фрустрация 0-7 баллов   вы имеете высокую самооцен­ку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей  
8-14 баллов   средний уровень, фрустрация имеет место у Вас низкая самооценка. Вы избегаете трудностей, боитесь неудач  
15-20 баллов  
Ш. Агрессивность 0 - 7 баллов 8-14 баллов 15-20 баллов   вы спокойны, выдержаны средний уровень вы агрессивны, невыдержан­ны. Есть трудности в работе с людьми  
IV. Ригидность 0 - 7 баллов   ригидности нет, легкая переключаемость средний уровень сильно выраженная ригид­ность, вам противопоказаны смена места работы, измене­ния в семье  
8-14 баллов 15-20 баллов  

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ РИГИДНОСТИ

Определение ригидности особой сложности не представ­ляет. Используемый для этого тест-опросник включает пять-десять утверждений, требующих однозначной реак­ции («да» или «нет»). Каждый ответ, совпадающий с клю­чом, кодируется в один балл.

Содержание утверждений Да Нет
1. Полезно читать книги, в которых со­держатся мысли, противоположные моим собственным        
2. Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят со­вета)    
3. Праздники нужно отмечать с род­ственниками. 4. Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю. 5. В игре я предпочитаю выигрывать. 6. Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем дру­гом, кроме как скорее доехать. 7. Мне труднее сосредоточиться, чем другим. 8. Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах. 9. Я очень напряженно работаю. 10. Неприличные шутки нередко вызы­вают у меня смех. 11. Уверен, что за моей спиной обо мне говорят. 12. Меня легко переспорить. 13. Я предпочитаю ходить известными маршрутами. 14. Всю свою жизнь я строго следую прин­ципам, основанным на чувстве долга. 15. Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать. 16. Бывает, что чья-то нелепая оплош­ность вызывает у меня смех. 17. Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругатель­ства, и я не могу никак от них изба­виться. 18. Я уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят. 19. Я спокойно выхожу из дома, не бес­покоясь о том, заперта ли дверь, вык­лючен ли свет, газ и т. п.      
20. Самое трудное для меня в любом деле - это начало. 21. Я, практически всегда, сдерживаю свои обещания. 22. Нельзя строго осуждать человека, на­рушающего формальные правила. 23. Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо мень­ше знающих, чем я. 24. Я не всегда говорю правду. 25. Мне трудно сосредоточиться на ка­кой-либо задаче или работе. 26. Кое-кто настроен против меня. 27. Я люблю доводить начатое до конца. 28. Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. 29. Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке - подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. д. 30. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение. 31. Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью. 32. Если я не прав, я не сержусь. 33. Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюб­нее, чем я ожидал. 34. Мне трудно отвлечься от начатой ра­боты даже ненадолго. 35. Когда я вижу, что меня не понима­ют, я легко отказываюсь от намере­ния доказать что-либо. 36. В трудные моменты я умею позабо­титься о других.        
37. У меня тяга к перемене мест, и я сча­стлив, когда брожу где-нибудь или путешествую. 38. Мне нелегко переключиться на но­вое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других. 39. Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь. 40. Мать или отец заставляли подчинять­ся меня даже тогда, когда я считал это неразумным. 41. Я умею быть спокойным и даже не­много равнодушным при виде чужо­го несчастья. 42. Я легко переключаюсь с одного дела на другое. 43. Из всех мнений по спорному вопросу только одно действительно является верным. 44. Я люблю доводить свои умения и на­выки до автоматизма. 45. Меня легко увлечь новыми затеями. 46. Я пытаюсь добиться своего напере­кор обстоятельствам, 47. Во время монотонной работы я не­вольно начинаю изменять способ дей­ствия, даже если это порой ухудша­ет результат. 48. Люди порой завидуют моему терпе­нию и дотошности. 49. На улице, в транспорте я часто раз­глядываю окружающих людей. 50. Если бы люди не были настроены про­тив меня, я бы достиг в жизни го­раздо большего.          

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЯ РИГИДНОСТИ

Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу важнейших. Она пред­ставляет собой затрудненность (вплоть до полной неспо­собности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее пере­стройки.

Ригидность - тенденция к сохранению своих устано­вок, стереотипов, способов мышления, неспособность из­менить личную точку зрения.

Код ответов

Ригидность: «нет» - 1, 4. 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.

«Да» - 2, 3, 5, 7,10,12,15, 16, 17,19,21,22,24, 25, 28, 29,32, 35, 36, 37, 41,42,45,47,49.

От 0-13 - мобильный;

14-27 - проявляет черты ригидности и мобильности;

28-40 - ригидный.

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ

I S Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.

№   Жизненные события   Баллы  
1.   Смерть супруга (супруги).    
2.   Развод.    
3.   Разъезд супругов (без оформления разво­да), разрыв с партнером.    

психическим и физическим болезням обычно предшеству­ют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соот­ветствует определенное число баллов в зависимости от сте­пени его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь об­щее представление о том, какие ситуации» события и жиз­ненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем пред­ставлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обра­щая внимание на количество баллов, которым оценивает­ся каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех со­бытий и ситуаций, которые за последние два года проис­ходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчи­тайте - среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полу­ченный результат следует умножить на данное количество раз.

Итоговая сумма определяет одновременно и степень ва­шей сопротивляемости стрессу. Большое количество бал­лов - это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опас­ности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение - она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.

Общая сумма баллов   Степень сопротивляемости стрессу  
150-199   Высокая ,  
200-299   Пороговая  
300 и более   Низкая (ранимость)  

Если, к примеру, сумма баллов - свыше 300, это озна­чает реальную опасность, т. е. вам грозит психосоматичес­кое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного

истощения.

Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдель­ные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.

АЛЕКСИТИМИЯ

Это сниженная способность или затрудненность в вер­бализации эмоциональных состояний. И в тоже время -это характеристика личности со следующими особеннос­тями в когнитивно-аффективной сфере:

1. Трудность в определении и описании собственных переживаний;

2. Сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

3. Сниженная способность к символизации - бедность фантазии, воображения;

4. Фокусированность в большей мере на внешних собы­тиях, чем на внутренних переживаниях.

ТОРОНТСКАЯ АЛЕКСИТИМИЧЕСКАЯ ШКАЛА

АДАПТИРОВАНА В ИНСТИТУТЕ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА

Предлагаем Вам определить у себя уровень алекситимии при помощи специального опросника - Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте Х в соответствующем

Утверждения   Совер­шенно не согласен   Скорее не согласен   Ни то, ни другое   Скорее согла­сен   Совер­шенно согласен  
           
1. Когда я плачу, все­гда знаю, почему.                      
2. Мечты - это потеря времени.                      
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.                      
4. Я часто затрудня­юсь определить, ка­кие чувства испыты­ваю.                      
5. Я часто мечтаю о будущем.                      
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.                      
7. Знать, как решать проблемы, более важ­но, чем понимать причины этих реше­ний.                      
8. Мне трудно нахо­дить правильные слова для моих чувств.                      
9. Мне нравится ста­вить людей в извес­тность о своей пози­ции по тем или иным вопросам.                      
10. У меня бывают физические ощуще­ния, которые непо­нятны даже докто­рам.                    
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.                      
12. Я способен с лег­костью описать свои чувства.                      
13. Я предпочитаю анализировать про­блемы, а не просто их описывать.                      
14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол.                      
15. Я часто даю волю воображению.                      
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ни­чем другим.                      
17. Меня часто озада­чивают ощущения, появляющиеся в мо­ем теле.                      
18. Я редко мечтаю.                      
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем пони­мать, почему про­изошло именно так.                      
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.                      
21. Очень важно уметь разбираться в эмо­циях.                      
22. Мне трудно описы­вать свои чувства по отношению к лю­дям.                      
23. Люди мне говорят, чтобы я больше вы­ражал свои чувства.                      
24. Следует искать бо­лее глубокие объяс­нения происходяще­му.                      
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри.                      
26. Я часто не знаю, почему я сержусь.                      

Наши рекомендации