Интерпретация цветных пар по Люшеру 3 страница
КЛЮЧ ТАБЛИЦА 2
№№ вопросов | ||||||||||
Э+ | П- | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ | Л- | П- | Э+ | |
П- | Н+ | Л+ | П+ | Э+ | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ | |
Л+ | Э- | П+ | Н+ | Л- | Э+ | П+ | Н+ | Л- | Э- | |
П+ | Н+ | Л+ | Э+ | П+ | Н+ | Л+ | Э+ | П- | Н+ | |
Л- | Э+ | П- | Н+ | Л- | Э- | П+ | Н+ | Л- | Э+ | |
П+ | Н+ | Л- | Э+ | П+ | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ | |
Л+ | Э+ | П- | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ | Л- | Э+ | |
П+ | Н+ | Л+ | Э+ | Н+ | Л- | Э+ | П- | Н+ | Л- | |
Э+ | Л- | Н+ | Э- | П+ | Н+ | Л+ | П+ | Н+ | Э+ | |
Л- | Э+ | П+ | Н+ | Л- | Э+ | П+ | Н+ | Л+ | П- |
П - ПСИХОТИЗМ; Э - экстра-интротерсия; |
Н - нейротизм; Л - шкала лжи |
ТЕСТ-ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА EPi АДАПТИРОВАН А. Г. ШМЕЛЕВЫМ
Тест-опросник EPI (1963 г.) уверенно занимает пер место по частоте использования среди других психодиагностических методик.
№ Содержание утверждений | Да | Нет |
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильное ощущение? 2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, одобрить, выразить сочувствие? 3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком? 4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений? 5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? 6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно? 7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание? 9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все? 11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен? | ||
12. Бывает ли, что разозлившись. Вы выходите из себя? 13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента? 14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить? 15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встрече с людьми? 16. Верно ли, что Вас легко задеть? 17. Любите ли Вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми? 19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда чувствуете сильную вялость? 20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? 21. Много ли Вы мечтаете? 22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же? 23. Часто ли Вас терзает чувство вины? 24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны? 25 Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела? 27. Считают ли Вас человеком живым и веселым? | ||
28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше? 29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей? 30. Бывает ли, что Вы передаете слухи? 31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят Вам в голову? 32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей? 33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания? 35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? 36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают? 37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом? 38. Верно ли, что Вы раздражительны? 39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия? 40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? 41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях? | ||
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу? 43. Часто ли Вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли? 46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? 47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? 48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся? 49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или работы? 50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек? 51. Трудно ли получать настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников? 52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? 53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 56. Любите ли Вы подшучивать над другими? 57. Страдаете ли Вы бессонницей? |
Код опросника
Искренность: ответы «да» на вопросы 6, 24, 36; ответы «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Экстраверсия: ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51; ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Нейротизм. ответы «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55,57.
Интерпретация показателей по шкале «Искренность»
Численный показатель | Интерпретация |
0-3 | Откровенный |
4-6 | Ситуативный |
7-9 | Лживый" |
" Следует обязательно отметить, что в данном случае речь идет только лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости как личностной характеристике.
Интерпретация показателей по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм»
Численный показатель | 0-2 | 3-6 | 7-10 | 11-14 | 15-18 | 19-22 | 23-24 |
Интерпретация для шкалы «Экстраверсия» | Сверх интроверт | Интроверт | Потенциальный интроверт | Амбиверт | Потенциальный экстраверт | Экстраверт | Сверх экстраверт |
Численный показатель | 0-2 | 3-6 | 7-10 | 11-14 | 15-18 | 19-22 | 23-24 |
Интерпретация для шкалы «Нейротизм» | Сверх конкордант | Конкордант | Потенциальный конкордант | Нормостеник | Потенциальный Дискордант | Дискордант | Сверх дискордант |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Вначале необходимо обработать результаты по шкале «Искренность». Она диагностирует Вашу склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что Вы, к сожалению, не были искренни при ответах на вопросы теста.
Затем следует по каждому показателю посчитать сумму баллов, начисляя по одному баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом.
Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, отложите на схеме (см. рисунок) полученные результаты по шкале «интроверсия - экстраверсия» и по шкале «нейротизм» (эмоциональная устойчивость - нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип Вашего темперамента.
«Круг" Айзенка
Вы определили тип своего темперамента. В основе каждого из четырех типов лежат особые сочетания свойств нервной системы:
- у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного на другое, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость)
с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам;
Эмоциональная стабильность (устойчивость)
- у сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи;
- у флегматика сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством;
- меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально-уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.
Показатель «Интроверсия - Экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность. Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.
Интровертам присущи - необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.
Амбивертам (см. таблицу) присущи черты экстраинтроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов».
Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале «ней-
ротизм»), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале «нейротизм»).
Эмоционально устойчивые (стабильные) - люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.
Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.
Каждый тип темперамента природно обусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ (ПО Г. АЙЗЕНКУ)
Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.
№ Психические состояния | Подходят | Подходит, но не очень | Не подходит |
1. Не чувствую в себе уверенности. 2. Часто из-за пустяков краснею. 3. Мой сон беспокоен. 4. Легко впадаю в уныние. | |||
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях. 6. Меня пугают трудности. 7. Люблю копаться в своих недостатках. 8. Меня легко убедить. 9. Я мнительный. 10. С трудом переношу время ожидания. 11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход. 12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. 13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя. 14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. 16. Я нередко чувствую себя беззащитным. 17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния. 18. Чувствую растерянность перед трудностями. | |||
19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели. 20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми. 21. Оставляю за собой последнее слово. 22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника. 23. Меня легко рассердить 24. Люблю делать замечания другим. 25. Хочу быть авторитетом для окружающих. 26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. 27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. 28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять. 29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 30. Я мстителен. 31. Мне трудно менять привычки. 32. Нелегко переключаю внимание. 33. Очень настороженно отношусь ко всему новому. | |||
34. Меня трудно переубедить. 35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться. 36. Нелегко сближаюсь с людьми. 37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана, 38. Нередко я проявляю упрямство. 39. Неохотно иду на риск. 40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима. |
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов;
I. | 1-10 вопросы | тревожность |
II. | 11-20 вопросы | фрустрация |
Ш. | 21-30 вопросы | агрессивность |
IV. | 31 - 40 вопросы | ригидность |
I. | Тревожность 0-7 баллов 8-14 баллов | не тревожные тревожность средняя, допустимого уровня очень тревожные |
15-20 баллов | ||
II. | Фрустрация 0-7 баллов | вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей |
8-14 баллов | средний уровень, фрустрация имеет место у Вас низкая самооценка. Вы избегаете трудностей, боитесь неудач |
15-20 баллов | |
Ш. Агрессивность 0 - 7 баллов 8-14 баллов 15-20 баллов | вы спокойны, выдержаны средний уровень вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми |
IV. Ригидность 0 - 7 баллов | ригидности нет, легкая переключаемость средний уровень сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье |
8-14 баллов 15-20 баллов |
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ РИГИДНОСТИ
Определение ригидности особой сложности не представляет. Используемый для этого тест-опросник включает пять-десять утверждений, требующих однозначной реакции («да» или «нет»). Каждый ответ, совпадающий с ключом, кодируется в один балл.
Содержание утверждений | Да | Нет |
1. Полезно читать книги, в которых содержатся мысли, противоположные моим собственным | ||
2. Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета) | ||
3. Праздники нужно отмечать с родственниками. 4. Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю. 5. В игре я предпочитаю выигрывать. 6. Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее доехать. 7. Мне труднее сосредоточиться, чем другим. 8. Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах. 9. Я очень напряженно работаю. 10. Неприличные шутки нередко вызывают у меня смех. 11. Уверен, что за моей спиной обо мне говорят. 12. Меня легко переспорить. 13. Я предпочитаю ходить известными маршрутами. 14. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга. 15. Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать. 16. Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех. 17. Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, и я не могу никак от них избавиться. 18. Я уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят. 19. Я спокойно выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т. п. | ||
20. Самое трудное для меня в любом деле - это начало. 21. Я, практически всегда, сдерживаю свои обещания. 22. Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила. 23. Мне часто приходилось выполнять распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я. 24. Я не всегда говорю правду. 25. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе. 26. Кое-кто настроен против меня. 27. Я люблю доводить начатое до конца. 28. Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. 29. Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке - подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. д. 30. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение. 31. Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью. 32. Если я не прав, я не сержусь. 33. Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидал. 34. Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго. 35. Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо. 36. В трудные моменты я умею позаботиться о других. | ||
37. У меня тяга к перемене мест, и я счастлив, когда брожу где-нибудь или путешествую. 38. Мне нелегко переключиться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других. 39. Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь. 40. Мать или отец заставляли подчиняться меня даже тогда, когда я считал это неразумным. 41. Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужого несчастья. 42. Я легко переключаюсь с одного дела на другое. 43. Из всех мнений по спорному вопросу только одно действительно является верным. 44. Я люблю доводить свои умения и навыки до автоматизма. 45. Меня легко увлечь новыми затеями. 46. Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам, 47. Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает результат. 48. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности. 49. На улице, в транспорте я часто разглядываю окружающих людей. 50. Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего. |
КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЯ РИГИДНОСТИ
Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу важнейших. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Ригидность - тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения.
Код ответов
Ригидность: «нет» - 1, 4. 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.
«Да» - 2, 3, 5, 7,10,12,15, 16, 17,19,21,22,24, 25, 28, 29,32, 35, 36, 37, 41,42,45,47,49.
От 0-13 - мобильный;
14-27 - проявляет черты ригидности и мобильности;
28-40 - ригидный.
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ
I S Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.
№ | Жизненные события | Баллы |
1. | Смерть супруга (супруги). | |
2. | Развод. | |
3. | Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером. |
психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации» события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте - среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов - это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение - она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Общая сумма баллов | Степень сопротивляемости стрессу |
150-199 | Высокая , |
200-299 | Пороговая |
300 и более | Низкая (ранимость) |
Если, к примеру, сумма баллов - свыше 300, это означает реальную опасность, т. е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного
истощения.
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
АЛЕКСИТИМИЯ
Это сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. И в тоже время -это характеристика личности со следующими особенностями в когнитивно-аффективной сфере:
1. Трудность в определении и описании собственных переживаний;
2. Сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
3. Сниженная способность к символизации - бедность фантазии, воображения;
4. Фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
ТОРОНТСКАЯ АЛЕКСИТИМИЧЕСКАЯ ШКАЛА
АДАПТИРОВАНА В ИНСТИТУТЕ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА
Предлагаем Вам определить у себя уровень алекситимии при помощи специального опросника - Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте Х в соответствующем
Утверждения | Совершенно не согласен | Скорее не согласен | Ни то, ни другое | Скорее согласен | Совершенно согласен |
1. Когда я плачу, всегда знаю, почему. | |||||
2. Мечты - это потеря времени. | |||||
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым. | |||||
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю. | |||||
5. Я часто мечтаю о будущем. | |||||
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие. | |||||
7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений. | |||||
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств. | |||||
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам. | |||||
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам. | |||||
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит. | |||||
12. Я способен с легкостью описать свои чувства. | |||||
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать. | |||||
14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол. | |||||
15. Я часто даю волю воображению. | |||||
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим. | |||||
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле. | |||||
18. Я редко мечтаю. | |||||
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так. | |||||
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение. | |||||
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях. | |||||
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям. | |||||
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства. | |||||
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему. | |||||
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри. | |||||
26. Я часто не знаю, почему я сержусь. |