Время и возрастные границы
Неотделимость времени в структуре жизни индивида имеет огромное значение прежде всего для понимания возраста. Мы попытаемся проанализировать подходы и возможности построения теории личности во времени. С этой целью рассмотрим понятие возраста, проблемы возрастной периодизации, полагая, что временной фактор выступает при этом доминирующим фактором. В изучении феномена времени в развитии личности в процессе онтогенеза мы исходим из сформулированного Б. Г. Ананьевым определения возраста индивида не только как онтогенетической смены фаз, но и как социально обусловленного жизненного пути человека, как истории становления личности в конкретном обществе на определенном этапе его исторического развития.
Впервые в отечественной психологии Б. Г. Ананьев предложил анализировать возрастное индивидуально-психическое развитие человека во временном аспекте, когда возраст выступает как интегральная характеристика развивающегося организма. Принципы возрастной периодизации и разграничения возрастных фаз в онтогенезе изучаются с учетом требований системно-структурного подхода, объединяющего идею структурности и идею развития. Это позволит выделить в развитии че-
ловеческой личности основные системно-структурные блоки, составляющие их подсистемы и элементы, установить определяющие развитие факторы на каждом временном этапе, понять динамический характер внутренней иерархии этой системы. Уяснение роли социального на различных структурных уровнях этой наиболее сложной системы человека и на разных этапах ее онтогенеза и эволюции — важное методологическое требование.
Необходимость системного подхода при объяснении природы человеческого возраста была осознана еще в 30-е годы Л. С. Выготским, исследовавшим эту проблему применительно к детству. Л. С. Выготский понимал возраст ребенка как объединение отдельных сторон, в котором целое представляет ряд таких свойств и закономерностей, которые не могут быть получены из сложения отдельных частей и сторон. По его мнению, возраст, т.е. состояние ребенка в каждый момент развития, представляет соединение различных черт, напоминающее химическое соединение. Как вода имеет новые свойства по сравнению с составляющими ее элементами, отмечал Л. С. Выготский, так и возраст, по его мнению, есть реальное единство замкнутого в себе целого, имеющего свойства, проявляющиеся в этом целом и требующие для своего понимания и изучения именно этого целого.
Временные аспекты индивидуального развития человека реализуются в его возрастных характеристиках. Б. Г. Ананьев возрастные характеристики считал характеристиками временными. Возраст чаще всего определяется как длительность существования того или иного тела, материальной системы, вида, реакции и т.д. У Я. Ф. Аскина понятие возраста синонимично длительности и, следовательно, относится к количественным характеристикам биологического времени. Эта метрическая характеристика биологического времени выражает существенные свойства не только онтогенетического развития, но и филогенетического ряда, к которому относится данный онтогенез.
Возраст отдельного организма можно рассматривать как одну из интегральных его характеристик, измеряемых масштабами средней продолжительности жизни всех индивидов данного вида. Среди млекопитающих Homo Sapiens занимает одно из самых первых мест по продолжительности жизни, а среди приматов — первое место, что объясняется увеличением коэффициента цефализации в человеческом развитии под влиянием труда, языка и других социально-исторических факторов. Это влияние усиливается по мере исторического развития, и увеличение средней продолжительности жизни рассматривается как один из
Возраст и время
'
показателей социального прогресса и совершенствования Homo Sapiens. Тем не менее, по Б. Г. Ананьеву, нельзя считать, что сущность возраста сводится лишь к длительности существования индивида; метрическое свойство времени далеко не исчерпывает эту сущность. Возраст не сводится только к сумме прожитых лет, общему времени жизни индивида, к определенному моменту его существования.
Другое свойство, не менее важное, чем метрическое, — качественная характеристика времени, его топологическое свойство — однонаправленность, одномерность, необратимость («стрела времени»). Именно это свойство представлено в процессе становления его фазности, временной упорядоченности и последовательности состояния.
Таким образом, возраст есть определенность того или иного состояния, фаза или период становления, метрически определяемых по отношению к общему видовому эталону продолжительности жизни. Следовательно, возраст индивида соединяет метрическое и топологическое свойства времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определенность фазы становления — периода развития индивида.
Идею прерывности развития, когда каждый возраст имеет собственные доминирующие тенденции, мотивацию, «стремление к самоосуществлению», утверждала Ш. Бюлер еще в 1933 г. Ее периодизация развития личности в зрелости и старости включает пять фаз жизненного пути, где самой первой фазе до 16 лет дается характеристика «нет жизненного пути». Возраст с 16 до 25 лет обозначен как «предварительное самоопределение». Возрастной период с 25 до 45 лет обозначается как «зрелость, призвание и самореализация». Возраст с 45 до 65 лет определяется как «трудный возраст душевного кризиса». Хотя эта периодизация имеет ряд недостатков (в частности, «душевный кризис» в середине жизни — с 45 лет — недостаточно обоснован в характеристике именно этого возрастного периода), все же надо отметить как достоинство попытку автора отнести к значимой характеристике каждого отдельного возраста существенные для человека жизненные задачи, которые он решает в жизни.
Индивидуальное развитие человека, по Б. Г. Ананьеву, не сводится лишь к онтогенетической революции, реализующей определенные филогенетические программы. Оно одновременно выступает как социально обусловленный жизненный путь человека, как история становления личности в конкретном обществе, что в целом определяет и структуру жизненного пути, и его временные характеристики. Следовательно, как