Правила для применения наказания

Часто возникают вопросы в отношении применения таймаута, о том насколько строгим нужно быть, какова должна быть его продолжительность и частота, и нужен ли он вообще. Такие же вопросы возникают относительно физического наказания, о том, как сильно нужно ударять, как долго и т.д. здесь представлено несколько общих правил относительно наказания, которые будут подробно описаны в следующих разделах:

Если мощное наказание, такое как таймаут и физические меры по вызыванию отвращения срабатывают, их эффективность очевидна практически сразу, иногда через минуту или, несомненно, к концу дня. Вы должны регистрировать каждое применение мощного наказания, для того чтобы убедиться в том, что наказуемое поведение уменьшается. Это единственное оправдание при использовании мер по вызыванию отвращения.

Сила применяемого наказания зависит от поведения ребенка и того, как применяемое наказание влияет на поведение. Если поведение уменьшается при применении слабого наказания, то нет необходимости в более строгих мерах.

3. Наш опыт показал, что таймаут, превышающий 20 минут не помогает. В большинстве случаев достаточно изоляции на 5 минут. Помните, что вам необходимо подождать, пока ребенок успокоиться, прежде чем прекращать таймаут. Это подтвердит, что вы поощряете и награждаете тихое поведение.
Мы слышали, что некоторые использовали таймаут длиной несколько часов или даже целый день. Не вижу, каким образом это может помочь ребенку.

4. Что касается шлепков и ударов, их сила должна быть такой, чтобы слегка причинить ребенку боль и создать в нем понимание. Попрактикуйтесь на друзьях, которые скажут вам когда «достаточно больно». Также необходимо, чтобы кто-нибудь наблюдал за вами в тот момент, когда вы наказываете ребенка, этот человек сможет вас контролировать, а также обеспечит объективную обратную связь.

Мы слышали о случаях такого сильного наказания детей, что это вызывало изменение цвета кожи. Нам такие сильные методы не кажутся необходимыми.

Не забывайте о необходимости точного фиксирования (сбора данных) на протяжении всех обучающих программ. Это даст вам возможность точно сказать какой эффект это имело на поведение ребенка. Эти меры дисциплинарного воздействия можно использовать, только если они работают. Учет подробно обсуждается в главе 4.

Поощрения включают получение позитивов и утрата негативов. Наказание имеет обратное воздействие, - получение негативов и потеря позитивов. Была разработана еще одна значительная альтернатива физическому наказанию – переориентирование, которое представляет собой относительно новый метод, вызывающий массу споров в настоящее время. Переориентирование описывается далее.

К началу

Переориентирование

Переориентирование представляет собой метод, разработанный Foxx и Azrin (1973) с целью уменьшения агрессивного и несоответствующего поведения у людей с нарушением развития. Переориентирование было разработано в качестве альтернативы наказанию. О его успешности судили не только в отношении эффективности, но и в отношении минимизации «негативных свойств» наказания.
Мы полагаем, что возможно лучший способ представления переориентирование – привести примеры. Предположим, что ваш ребенок часто проливает молоко на пол. Чтобы это прекратить, вам нужно заставить ребенка вытереть не только пятна от молока, но и весь пол в кухне. Затем дайте ему попрактиковаться и поносить стаканы с молоком. Все, что он прольет, должно быть вымыто «начисто». Или же, к примеру, ваш ребенок спустил шины машины соседа в качестве проделки в День всех святых, то как родитель вы должны заставить ребенка накачать шины с помощью велосипедного насоса, и вдобавок пусть ваш ребенок весь день потратит на накачивание шин. Один из основных моментов в этих примерах – подчеркнуть, что ребенок должен делать что-то неприятное как следствие нежелательного поведения, но это «неприятное» не подразумевает физического наказания.

Зачастую компонентом переориентирования выступает «восстановление состояния», которое предполагает также приведение окружающей среды в улучшенное состояние. Примерами могут служить следующие случаи: потребовать от ребенка, который порвал книгу, заклеить не только эту книгу, но и другие книги, потребовать от ребенка, разбросавшего вещи, собрать не только эти вещи, но и многие другие. Иногда сюда добавляется второй компонент, который носит название положительная практика. О ней идет речь, когда нарушитель практикует надлежащее поведение. Сюда также включается ответная расплата, когда студент должен удалить первоначальные источники поощрения, такие как отметки на стене. Еще один компонент переориентирования – наказание. Например, при приучении к опрятности необходимо каждый раз помещать под душ испачканного ребенка. Ему может не нравиться душ (особенно посреди ночи, если он испачкался в это время) или ему может не нравиться теплый или холодный душ. По существу его заставляют делать то, что ему не нравится. Еще один принцип, используемый в переориентировании – установление контроля соответствующих стимулов. Он заключается в том, чтобы ребенок осуществлял соответствующее поведение при наличии соответствующих сигналов. Например, можно учить ребенка, рвущего книги, надлежащему поведению при наличии книг, например можно их читать, смотреть картинки или заботиться о них. Следовательно, успех переориентирования может зависеть от сочетания нескольких успешных методов.

При использовании переориентирования нужно руководствоваться следующими принципами:

Процедура коррекции всегда должна быть связана с ненадлежащим поведением. Например, если ребенок рвет бумагу, его можно учить склеивать и скреплять бумагу. Если роняет еду на пол, его нужно учить мыть пол. Следствие должно быть каким-то образом связанным с поведением.

Наши рекомендации