Роль и ответственность руководителя за морально-психологическую подготовку персонала и психическую устойчивость в ЧС
Руководитель несёт персональную (административную, уголовную, материальную и
моральную) ответственность: за готовность объекта работать в условиях как мирного так и
военного времени, в условиях чрезвычайной ситуации; за высокую профессиональную и
морально-психологическую подготовку производственного персонала, подчинённых ему людей
к действиям в экстремальных условиях опасной ситуации.
В этой связи коллектив нельзя рассматривать как простую сумму образующих его личностей. Поведение каждого человека изменяется в коллективе. Если человек находится вне коллектива то он по другому воспринимает ситуацию, у него нет психологической, моральной и физической поддержки других, ему не на кого надеяться. Иногда коллектив воздействует отрицательно. Человек перестаёт оценивать обстановку и принимать решения. В обычных условиях за него это делают другие. Такой человек теряется в непривычной, опасной ситуации.
Управляя коллективом, руководитель должен заботиться о повышении, наряду с профессиональными навыками, морально-психологической, подготовки и психической устойчивости работников. Формируя коллектив нужно помнить - воздействие метода убеждения на одного члена коллектива вовсе не значит, что он также подействует на весь коллектив. Нужно оценивать роль каждого отдельного человека в формировании общего мнения, при действиях в опасной ситуации.
Руководитель при формировании коллективной точки зрения, морально-психологической и психической устойчивости должен постоянно сочетать воздействие на отдельных членов с воздействием на коллектив в целом, применяя меры, как убеждения, так и принуждения.
Поведение руководителя будет признано эффективным, если он сумеет создать себе прочный авторитет, глубокое понимание подчинёнными необходимости тех или иных действий для повышения безопасности и тем самым добиться, чтобы его указания выполнялись людьми не в силу административного подчинения, а вследствие осознания их правильности. Решающая предпосылка успешною руководства - умение руководителя найти индивидуальный подход к каждому подчинённому. Особое значение имеет способность руководителя влиять на подчинённых, воспитывать у них глубокое понимание ответственности руководителя за их безопасность.
Руководитель может быть снисходительным человеком. Он может замечать нарушения но игнорировать их, считая, что выполнение задачи в данный момент важнее. Такое поведение руководителя формирует у подчинённых опасное психическое состояние и может привести в конечном итоге к возникновению чрезвычайной ситуации на объекте (организации).
Другой тип руководителя - принципиальный человек. Заметив нарушение такой руководитель в спокойной форме сделает замечание, при этом не подавляя и не унижая человека объяснит ошибку, покажет к чему она может привести. При необходимости смоделирует опасную ситуацию и проведёт дополнительные занятия и тренировки с отдельными людьми и коллективом в целом. Таким образом, на конкретном нарушении повысит уровень безопасности и морально-психологической готовности коллектива.
Третий тип руководителя - слишком агрессивный человек. Он, как правило, заметив нарушение не выбирая ни слов ни тона, обижая человека, ущемляя его достоинство будет сразу пытаться исправить ошибку. Такие действия руководителя могут ещё больше осложнить ситуацию и привести к негативным последствиям. В этом случае действия руководителя могут стать более опасными и привести к ещё большим ошибкам, а в конечном итоге к возникновению чрезвычайной ситуации.
Наиболее важными чертами характера руководителя являются: коммуникативные особенности - вера в себя, вежливость, жизнерадостность, позитивное отношение к критике в свой адрес, тактичность; рабочие особенности - старательность, инициативность, способность запоминать необходимое, умение учитывать обстановку, честность, правдивость, умение взять на себя ответственность.