В) комплексный показатель социально-психологической активности ее членов
57.Перечислите составляющие «психологической устойчивости личности».
Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости: стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность; сопротивляемость.
Устойчивость предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения.
Уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.
58.Что такое «Самоконтроль» и включено в данный процесс?
процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений.
59.Психологические мотивы рождаемости — это:
а) мотивы, которые побуждают к рождению ребенка благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, внутренние цели индивида;
б) поведение пары, ориентированное на рождение определенного количества детей;
в) мотивы, которые формируются в детстве и приводят к рождению определенного числа детей у человека.
60.Что такое «Самооценка» и от чего она зависит?
это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
61.Перечислите условия, снижающие психологическую устойчивость личности.
Психологическую устойчивость поддерживают: внутренние (личностные) и внешние (межличностная, социальная поддержка) ресурсы.
Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.
Факторы социальной среды:
- факторы, поддерживающие самооценку;
- условия, способствующие самореализации;
- условия, способствующие адаптации;
- психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах).
62.Перечислите психологические характеристики коронарного типа (тип А).
Психологический тип А (коронарный тип личности А)
-высокий уровень притязаний, выраженное стремление к достижению цели, постоянное стремление к конкурентной борьбе, дефицит времени, никогда не расслабляется, работа на износ. Гипертоники.
63.Перечислите психологические характеристики снижающего типа (тип Б).
Тип Б характеризуют более позитивные представления о себе, спокойствие, удовлетворенность жизнью, неторопливость.
64.Объясните «семейный миф» о постоянстве супружеского счастья.
В процессе совместной жизни в паре изменяется интенсивность эмоций и часто супруги оказываются не готовы к этому. В первый год семейной жизни молодожены могут чаще ссориться, это совершенно нормальное явление. Люди лучше узнают друг друга, некоторые привычки партнера могут раздражать, поэтому важно научиться разрешать конфликты, договариваться и идти на компромиссы.
65.Объясните «семейный миф» о необходимости жертвовать друг для друга.
Деструктивный стереотип отношений, когда в паре интересы одного супруга являются приорететными. Современные люди не могут долго жить чужими интересами. Рано или поздно, супруг, который много делает для другого, становится более разочарованным в отношениях.
66.Перечислите основные события репродуктивного цикла.
Фиксируемые события репродуктивного цикла (наступление/ненаступление беременности, спонтанный аборт, рождение мертвого ребенка и т.д.);
67.Перечислите основные этапы репродуктивного процесса.
Репродуктивный процесс включает несколько последовательных этапов развития, созревания плода, рождения ребенка и достижения им способности к самостоятельной жизни, включая факторы, обеспечивающие течение гестационного процесса, развития плода и рождения ребенка. При этом рождение, учитываемое как главный (а в демографической статистике единственный) критерий репродуктивного процесса, является лишь конечным этапом многокомпонентного процесса воспроизведения населения, эффективность которого обусловлена комплексом эндогенных и экзогенных факторов.
68.Что такое репродуктивный период?
РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПЕРИОД, гeнеративный период, период плодовитости, та часть жизни женщин, в течение которой они способны к деторождению.
69.Какова средняя продолжительность женского репродуктивного периода?
Репродуктивный период характеризуется способностью организма женщины к воспроизводству потомства; продолжительность данного периода от 17—18 до 45—50 лет. Репродуктивному, или детородному, периоду предшествуют следующие этапы жизни женщины: внутриутробный; новорожденный (до 1 года); детства (до 8—10 лет); препубертатного и пубертатного возраста (до 17—18 лет).
70.От чего зависит итоговое число детей в семье?
Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране. Если число детей в семье соответствует потребности супругов в детях, то никакое улучшение условий жизни не приведёт к повышению этого числа. Но если имеющееся число детей меньше уровня потребности, тогда улучшение условий реализации этой потребности способно повысить число рождений. У разных людей критерии оценки различны, поэтому одни и те же условия жизни могут восприниматься одними как благоприятные, другими - как неблагоприятные для реализации потребности в детях. Профессиональная работа женщин улучшает материальные условия жизни и в то же время развивает внесемейные ориентации и интересы, что сказывается на повышении требований к условиям реализации потребности в детях. Поэтому даже при неудовлетворённой потребности в детях применяется контрацепция и зачастую производится аборт.
71.В чем суть теории брачного выбора комплементарных потребностей Р. Уинча?
Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны (дополнительны) их собственным (например: человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного). Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу.
В основе теории — наблюдения, которые Уинч провел за 25-тью брачными парами в Северо-западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильности своей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характерным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что "открытия Уинча — это артефакт. Или из-за неправильной методологии, или из-за того, что он изучал брачные пары".
Тем не менее другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория Р. Сентера.
72.Что часто является основанием для выделения этапов жизненного цикла семьи?
Жизненный цикл семьи - закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования.
Одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль, опубликованная в 1957 году. Согласно Дюваль, жизненный цикл семьи включает в себя 8 стадий, от момента заключения брака до прекращения существования семьи в связи со смертью обоих супругов.
Основанием выделения стадий явились типичные задачи, решение которых необходимо для развития семьи. Стадия знакомства будущих супругов, период их эмоциональной вовлеченности предшествует заключению брака, с которого и начинается жизненный цикл семьи.
73.Что такое «нормативный семейный кризис» и в каких ситуациях он возникает?
Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
74.Что такое «зрелая семья»?
Зрелая семья – это семья, в которой:
1. Есть уважительность. Это значит, что:
отсутствует авторитарность, старшие выступают как лидеры-вдохновители, у которых слова и действия не расходятся,
признается и поддерживается личностная самоценность каждого,
признается право на свое мнение, на свой выбор, на свои ошибки каждого,
признается право на свое личностное пространство и личностные границы каждого,
умеют быть друг к другу внимательными и соблюдать личностные границы каждого,
отсутствует дедовщина и каждый в равной степени несет свою посильную обязанность, которая с возрастом может меняться,
обсуждаются совместно значимые для всех решения с правом высказывания мнения и пожеланий каждого.
2. Умеют высказываться слушать и слышать. Это значит, что:
умеют слушать доброжелательно и со вниманием,
умеют с интересом выслушать иное мнение,
умеют рассудительно, спокойно и без давления высказать свое мнение и привести свои аргументы,
умеют высказываться без криков и оскорблений,
умеют конструктивно высказывать претензию с помощью «Я сообщения»,
3. Умеют поддерживать и вдохновлять друг друга. Это значит:
умеют понимать трудности как свои, так и каждого,
умеют верить в способности и возможности как свои, так и каждого,
умеют выразить словами или действиями вдохновляющую поддержку,
умеют помогать тогда, когда просят о помощи, там, где ее просят и отойти, если не просят,
умеют видеть в проблеме раскрытие своих возможностей и способностей, а не катастрофу,
умеют с интересом искать путь конструктивного решения проблемы,
умеют понять, что жизнь – это развитие, в которой, новое обязательно приходит на смену старому, и потому не страшатся изменений,
умеют легко отказаться от отживших старых привычек, традиций, вещей, связей, убеждений.
75.Перечислите основные характеристики зрелой семьи.
Зрелая семья – это семья, в которой:
1. Есть уважительность. Это значит, что:
отсутствует авторитарность, старшие выступают как лидеры-вдохновители, у которых слова и действия не расходятся,
признается и поддерживается личностная самоценность каждого,
признается право на свое мнение, на свой выбор, на свои ошибки каждого,
признается право на свое личностное пространство и личностные границы каждого,
умеют быть друг к другу внимательными и соблюдать личностные границы каждого,
отсутствует дедовщина и каждый в равной степени несет свою посильную обязанность, которая с возрастом может меняться,
обсуждаются совместно значимые для всех решения с правом высказывания мнения и пожеланий каждого.
2. Умеют высказываться слушать и слышать. Это значит, что:
умеют слушать доброжелательно и со вниманием,
умеют с интересом выслушать иное мнение,
умеют рассудительно, спокойно и без давления высказать свое мнение и привести свои аргументы,
умеют высказываться без криков и оскорблений,
умеют конструктивно высказывать претензию с помощью «Я сообщения»,
3. Умеют поддерживать и вдохновлять друг друга. Это значит:
умеют понимать трудности как свои, так и каждого,
умеют верить в способности и возможности как свои, так и каждого,
умеют выразить словами или действиями вдохновляющую поддержку,
умеют помогать тогда, когда просят о помощи, там, где ее просят и отойти, если не просят,
умеют видеть в проблеме раскрытие своих возможностей и способностей, а не катастрофу,
умеют с интересом искать путь конструктивного решения проблемы,
умеют понять, что жизнь – это развитие, в которой, новое обязательно приходит на смену старому, и потому не страшатся изменений,
умеют легко отказаться от отживших старых привычек, традиций, вещей, связей, убеждений.
76.Перечислите благоприятные качества характера мужчин, положительно влияющие на отношения в браке.
Благоприятными качествами обозначаем свойства, наличие которых повышает вероятность успешного брака .
К ним относят (как для мужчин , так и для женщин) такие качества :
- оптимизм и эмоциональную живость;
- старательность;
- способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений;
- доброжелательность и участливость;
- умение обращаться с деньгами.
Отдельно описывают качества мужчин , благоприятные для вступления в брак :
- умение брать на себя ответственность;
- способность получать удовольствие, ведя за собой других;
- уверенность в себе;
- забота о поддержании равенства в общении;
- умение подмечать детали.
77.Перечислите благоприятные качества характера женщин, положительно влияющие на отношения в браке.
Отдельно описывают качества женщин, благоприятные для вступления в брак :
- способность к эмоциональной поддержке;
- способность получать удовольствие от помощи другим;
- спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);
- отсутствие тенденции к соперничеству;
- отсутствие излишней романтичности.
78.Почему оптимальной считается продолжительность предбрачного знакомства 1-3 года?
Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.
Но вернемся к предбрачному периоду и опишем его функции. К ним относят:
1) накопление совместных переживаний и впечатлений;
2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения усилий. По сути дела, разговор идет о предбрачном «экспериментировании», в ходе которого проверяется функционально-ролевое соответствие партнеров. Исторически место такому эксперименту в предбрачных отношениях было четко отведено, известно оно как помолвка. К сожалению, в настоящее время такое явление на старте семейной жизни отсутствует. Ему «на смену» пришло предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные сценарии. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В этом плане интимная «удача» до брака не является индикатором успешной семейной жизни, в том числе и в сексуальном варианте;
3) проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода «брачный договор». Ключевым моментом здесь выступает доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий.
79.Почему одобрение родителей является положительный условием при вступлении в брак?
Выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке , и в целом расцениваются как прогностически-благоприятные. К ним относят:
1) высшее образование у мужчины ;
2) оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);
3) «теплые» отношения до брака ;
4) сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);
5) наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;
6) наличие общих друзей будущей семейной пары;
7) согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.
80.Охарактеризуйте модель «оптимизации выгоды» при вступлении в брак.
Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.
Библиографический список
1. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб. Изд-во Питер, 2006 - 176 с.
2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. - М.: Изд-во Педагогика, 1987 - 160 с.
3. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - СПб.: Изд-во Речь, 2006 - 360 с.
4. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. - М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1992 - 192 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - Л.: Изд-во Медицина, 1989. - 192 с.