Работа анализатора обоняния
ВВЕДЕНИЕ
Запах-стихия непреодолимая : от яркого света можно закрыть глаза , от громкой музыки-уши , но при воздействии запаха-зажать надолго но невозможно. Не нужно быть «нюхачом» , чтобы отличить приятный запах от неприятного, но опять же вряд ли можно охарактеризовать его и объяснить ,почему именно он не приятен. Чем, например , пахнет имбирь ?Чем-то приятным , терпко сладковатым, восточным. Добавить к этому описанию что-то более сложно , как и быстро избавится от запаха того же имбирного масла , пролитого , например на ковер.
90% информации мы получаем глазами, 8% ушами и всего 2% - носом . Восприятие запаха субъективно , оно уходит в сферу бессознательного . Об этом качестве говорил Хаксли, выстраивая утопическую модель нового общества, в котором симуляция при помощи ароматов повышала производительность труда взрослых, прививала послушание детям , нейтрализовала агрессию и поддерживала социальное здоровье. Тогда 70 лет назад, это было чистой фантастикой. Сегодня же это - реальность , как, например , изобретенные японцами ароматические составы для максимальной эффектности труда : бодрящий аромат с утра , снимающий стресс – после обеда , тонизирующий , придающий сил – ближе к вечеру .Или же – небезызвестные синтезированные ароматы , которые подстегивают делать покупки в супермаркетах . Уже изобретено вещество – «антизапах» , действующее с точностью до наоборот «запаху» : так же как и молекулы ароматического вещества «атакуют» нервные рецепторы , позволяя обонять , молекулы «антизапаха» воздействуют на те же рецепторы , блокируя их обоняние . По мнению химиков , это вещество может решить многие проблемы «городских запахов» , например при обработке зоны рыбных рынков , мясоперерабатывающих производств .
Но «управлять» запахами в любых сферах нашей жизни не так просто . Иначе уже бы наступил золотой век парфюмерии и , ароматерапии , которая отвоевала бы достойный статус среди отраслей здравоохранения . Само же обоняние было и остается одним из самых верных и самых субъективных наших чувств , контроль над которым проблематичен .
РАБОТА АНАЛИЗАТОРА ОБОНЯНИЯ
Главное назначение обоняния у человека весьма прозаическое , но жизненно важное : тестировать на пригодность пищу и воздух . Так как же происходит ?
Молекулы пахучих веществ с током вдыхаемого воздуха попадают в полость носа . Здесь находится обонятельная поверхность , к которой относится верхняя носовая раковина и верхняя часть носовой перегородки . Расположение обонятельных рецепторов на пути вдыхаемого и выдыхаемого воздуха позволяет нам принюхиваться , «гоняя» пахучие молекулы туда и обратно вдоль чувствительной к запахам зоны .
Площадь обонятельной поверхности всего 3см^2 , что не больше почтовой марки , а теснятся на ней более 200 млн «нюхательных» клеток . У каждой на верхушке , обращенной в сторону носовой полости , есть выросты , окутанные слизью . В этой слизи растворяются молекулы пахучих веществ . У обонятельной клетки – рецептора на основании расположен отросток , переходящий в нервное волокно . Пусть сигнала от обонятельной клетки до головного мозга невелик ,поэтому идущие от клеток нервные волокна не объединяются в нервы , а в виде 15-20 нитей поднимаются в верх , проникают через свод полости носа и оказываются внутри черепа . Здесь они поступают в левую и правую обонятельные луковицы представляющие собой выросты мозга . Высшие отделы обонятельного анализатора располагаются в коре левой и правой височных долей головного мозга .
Вот таким образом происходит анализ окружающих нас запахов .
СВОЙСТВА ЗАПАХОВ
Свойства человека различать запахи не отличается выдающейся остротой . Многие представители животного мира – собаки , кошки , насекомые – намного превосходят нас остротой чутья . Но все же и мы умеем распознавать достаточно много – несколько тысяч запахов . Нос человека улавливает запахи , исходящие от столь малых количеств веществ и в таком их разбавлении , что они не могут быть обнаружены ни одним , даже тонким анализом . Например , для того чтобы почувствовать запах ванили , достаточно наличия в воздухе комнаты ванилина общим весом в одну двадцатитысячную грамма . Запах американского кактуса чувствуется на расстоянии одного километра . Обоняние ощутима одна двадцатимиллионная часть грамма мускуса .
Творцы запахов – парфюмеры , обладают такими способностями к обонянию , что им может позавидовать любой здоровый человек . Они должны уметь различать несколько сотен запахов и держать их в памяти . Утверждают , что натренированный человек способен различать до 10 тысяч всевозможных оттенков запаха!!! Однажды на косметической фабрике «Рассвет» при транспортировке с одной из бочек сорвалась и потерялась этикетка . Узнать , что в ней находится не составило особого труда для специалистов исследовательской лаборатории фабрики . По запаху они совершенно точно определили ароматизатор «Роза-экстра» для губной помады…
Почему?
Оказывается , на основе длительных наблюдений ученые пришли к выводу , что запахи прошедшие через правую ноздрю , кажутся нам гораздо приятнее , чем те , которые мы восприняли через левую . Судя по всему , это объясняется тем , что полученную информацию каждая ноздря передает исключительно «своей» половине головного мозга . В правой – находится центр , отвечающий за эмоции , поэтому правая ноздря не клонена «разбираться» в нюансах . Левая – наоборот :ответственная за распознавание запахов и поэтому тщательней «принюхивается» . Вот и получается , что оценку запахам мы выносим в зависимости от того , какая половина головного мозга обрабатывает информацию . То , что не нравится нам сегодня , завтра может показаться нам вполне сносными – и наоборот .
У запаха есть одна интересная особенность : он способен , пробудить воспоминания и даже вызвать в памяти определенный образ . Запах сена напоминает нам о лете , а возможно , и вызывает в памяти определенное место . За этим ощущениями приходят и другие : вы вспомните прежние чувства , когда-то владевшие вами , приятных или не приятных людей , окружающих вас в то время и т.д. Причем , чем тоньше нервная система , тем большее число ассоциаций может вызвать запах .
Запах образует то , что называется пирамидой аромата .
Представьте , что пирамида условно разделена на три участка :
1)основание
2)основная центральная часть
3)вершина
Начальные , базовые ноты обычно звучат ярко , но при этом недолго . Затем искристое и ярком звучание начальных нот постепенно перетекает в основной аккорд : звучат центральные , сердечные ноты .
Именно в сердце лейтмотивом звучит главная , основная мелодия , которая в значительной степени определяет узнаваемость аромата и делает его отличающимся от других .
То , насколько долго звучат сердечные аккорды , и будут временем истинного звучания парфюмерной композиции . Но проходит время – и центральные сердечные аккорды постепенно теряют свою силу . После этого , обычно , они переходят в чувственное и бархатное тепло шлейфовых , вершинных нот аромата .
Шлейфовые оттенки ощущаются наиболее продолжительный период времени , но они уже не всегда сохраняют цельный образ , изначально заложенный в основном звучании аромата…
Однако , бесполезно рассуждать о свойствах запахов , не зная их роли в истории…