Модель развития феномена деловой женщины

Представленная в этом разделе модель развития феномена деловой женщины является гипотетической Основанием для рассмотрения характеристик выделенных типов феномена в каче­стве последовательных фаз его развития явилось значительное совпадение данных нашего исследования с выводами классиче­ского, по нашему мнению, исследования М. Hemg и A. ardm, a также с данными ранее выполненного нами пилотажного иссле­дования 1994 года [7].

Так, представительницы первого типа достигли самореали­зации в деловой активности и снизили вовлеченность в работу в пользу традиционных ценностей. Женщины, представляющие второй тип, находятся в фазе активных достижений, их деловой потенциал еще недостаточно реализован, а деловая активность мотивирована ориентацией на внутреннее вознаграждение от

работы Носительницы третьего типа также недостаточно реа­лизовали свой деловой потенциал вследствие того, что их ак­тивность направлена на внешние вознаграждения от работы -доход и символы статуса

Это перекликается с данными комплексного исследования, проведенного М Henng и A ardm на выборке женщин-руководителей очень высокого статуса методом глубинного био­графического интервью. Характеристики выделенного нами пер­вого типа дедовых женщин соответствуют описанию той фазы, в которой успевшие реализоваться в профессиональной сфере жен­щины-управленцы накладывают временные ограничения на рабо­ту и переориентируются на традиционные ценности; характери­стики второго типа описывают предыдущую фазу активного карь­ерного продвижения тех же женщин; а третий тип по своему опи­санию схож с контрольной выборкой того же исследования, в ко­торую вошли женщины, остановившиеся в карьере на уровне среднего менеджмента [14],

Таким образом, если следовать гипотетической модели, фено­мен деловой женщины развивается в следующих направлениях. Внешне развитие феномена связано с ростом делового и экономи­ческого статуса женщин, а внутренне - с перестройкой системы ценностей, в ходе которой традиционные ценности сменяют на лидирующих позициях ориентацию на работу и деловую актив­ность. По мере перестройки цевностно-ориентацнонной направ­ленности снижается уровень внешней и внутренней конфликтно-стн личности, причиной которой являлась полоролевая неконгру­энтность деловых женщин, растет эффективность деловых жен­щин в семейно-бытовой и деловой сферах. По наблюдениям М. Henng и A. ardtn, и по нашим данным также, это ведет к росту успешности как в личной жизни, так и в работе

Дополнительные данные для анализа дает сопоставление ха­рактеристик феномена, полученных на разных временных (и, воз­можно, исторических) срезах. В 1994-95 гг. в качестве ведущей характеристики феномена была выделена экстремально выражен­ная ориентация деловых женщин на работу, проявляющаяся в ущерб ориентации на традиционные ценности, тогда как в 1997-98 гг. этот «ценностный перекос» сгладился, т.е. произошел процесс, аналогичный описанному выше [8]. И это дает основания предпо­ложить, что развитие феномена по двум намеченным линиям про-

исходит не только в рамках жизненного цикла одной конкретно взятой женщины, но, как общественного явления, на фоне соци­ально-психологических и социально-экономических процессов.

Заключение

Несомненным и первым по значимости результатом исследо­вания является то, что феномен деловой женщины получил «офи­циальную прописку» в социальной психологии - были выделены его эмпирические критерии, обозначены количественные «грани­цы» и качественная специфика

Феномен деловой женщины предстает во многообразии раз­нопорядковых индивидуально-психологических, социально-психо­логических, социально-экономических, социокультурных и иных социальных характеристик Среди них ведущими являются выра­женная экономическая мотивация, экономическое лидерство в се­мье, предпринимательский характер деятельности, высокая ориен­тация на активность, ролевая перегрузка, личностная склонность к деловой активности, высокая реализованность в деле Большинст­во из названных признаков феномена деловой женщины раскры­вают его «женскую» специфику (по отношению к традиционному образу женщины и деловой активности как таковой, которая при­вычно воспринимается как мужское дело). Деловая активность связана с нетрадиционным для женщин высоким деловым и эко­номическим статусом, вызывающим нетрадиционный раздел ро­лей в семье, с ролевой перегрузкой и индивидуально-психоло­гическими характеристиками, не согласующимися со стереотипом женственности и т.д.

Феномен деловой женщины имеет собственную типологию При наличии общих качеств, свойственных феномену деловой женщины в целом, типы феномена содержательно отличаются по ряду взаимосвязанных характеристик Содержательные особенно­сти выделенных типов дают основания для предположений о свое­образных направлениях развития феномена деловой женщины, ко­торые проходят внешне через наращивание характеристик делово­го и экономического статуса, внутренне - через переориентацию системы ценностей в сторону традиционных полоролевых ценно­стей. Эту гипотезу подтвериадает то, что между данными двух сре­зов исследования, проведенных с трехлетним интервалом, наблю­дается сходная динамика.

Литература

1 Агеев В С Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии, 1987, №2

2 Ачешкина ЮЕ, Лекторская ЕВ Ролевой конфликт работающей женщины//Вопросы психологии 1991 AW

3 Женское предприниматечьство мотивация, положение, перспек­тивы Итоговый доклад для Комиссии ЕС М, ИНИОН РАН, 1992

4 Журавлев А Л, Хащенко В А , Хащенко НН Влияние фактора по­ла на стиль руководства производственным коллективом // Соци­ально-психологические резервы повышения эффективности дея­тельности трудового коллектива М, 1989 С 113-125

5 Залюбовская ЕВ Исследование отношения к полорочевым сте­реотипам у женщин руководителей //Актуальные пробуемы со­циальной психологии Кострома 1986

6. ТурецкаяГВ Страх успехаШсихалогическиижурнал.}998 №1 С37-46

7 Турецкая Г В , Хащенко В А Социально-психологический анализ различных категорий работающих женщин Социальная психо-югия экономического поведения М, Наука, 1999 С 183-199

8 Хащенко ВА Турецкая Г В Социально-психологический портрет де-човой женщины//Психологическое обозрение 1996 №1(2) С 14-17

9 Чирикова А Е Женщина во главе фирмы М 1998

10, Чирикова А В., Кричевская О Н Социально-психологические пробле­мы становления женского предпринимательства М, ИПРАИ, 1996

11 Bernat М Wortman С В Sharng of Home Responsbltes Between Professonally Employed Women and Ther Husbands // ournal of Personalty and Socal Psychology 1991 v 60(6)

12 Emmons С, Bernat M, Tede L, Lang T, Wortman С Stress and Copng Strateges of Proessonal Women wth Chldren // Stress be­tween Work and Famly/Ed by Eckenrode.S Gore NY, 1990

13 FaverC Women m Transton NY, 1984

14 Henntg M, ardm A The Manageral Women NY, 1977

15 Homer M Sex Dfferences n Achevement Motvaton and Perfomance m Compet andNon-CompetStuaton PhD Dss Unversty of Mchgan, 1986

16 Huston-Stem A , Hggns-Trenk A Development of Females from Chldhood trough Adulthood Career and Femnne Role Orentatons //LfeSpan Development and Behavor/Ed by P Baltes NY 1978

17 Kanter RA4 Women m Organzatons Sex Roles, Group [namcs and Change Strateges//Beyond Sex Rotes/Ed byA Surgent StPaul 1977

18 Lpman-Blumen , Leavtt H Vcarous and Drect Achevement Pat terns n Adulthood Calforna, 1977

19 Neva VF, Gutek BA Women and Work A Psychologcal Perspectve NY, 1982

20 Wamrb R R Successful! Women and Househusbands The Old Mes­sages De Hard /'Psychotherapy n Prvate Practce 1992 v 11(4)

21 YukeG Leadershp n Organzaton NY, 1989

Наши рекомендации