Парадигмы психологии труда. История науки — это история колебательных процессов смены ее парадигм
История науки — это история колебательных процессов смены ее парадигм. В естественных науках можно выделить две основные мета-парадигмы, которые образно были названы «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона» (идеализм).
В конце XX в. на процессы практики, теории и методологии психологии труда активно влияли общие тенденции изменений соци-
Практические задания 433
альных и культурных ценностей, коснувшиеся всех гуманитарных наук. В конце столетия, как и в его начале, в психологии доминирует «линия Платона»: психофизиология, психогенетнка, психофизика все более оттесняются на периферию науки, их статус занижается, уважение к научным фактам все чаще подменяется «декларацией о намерениях».
Напротив, принципы гуманистической психологии к концу XX в. утвердились среди ее самых «технических» родственниц. Достаточно обратить внимание лишь на изменения названий монографий ведущих специалистов в области психологии труда, изданных в 1997— 2002 гг. (В. А. Бодрова, А. А. Деркача, Е. М. Ивановой, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Ю. К. Стрелкова и др.). Явно просматриваются новые тенденции расширения интерпретации учеными-психологами содержания феномена «труд человека».
В ряде случаев мы встречаем и элементы зкзистенционального подхода к проблеме «человек в системе трудовой деятельности». На рубеже веков в общей психологии и других ее ветвях активно пересматривается понимание человека как субъекта, как личности, как индивидуальности, мира и пространства его ценностей и смыслов.
Параллельно с этим четко вырисовываются тенденции создания «индустрии психотехнологий», обещающих быстрое и эффективное обучение всему и вся, быстрый и неограниченный успех в жизни всем, всем, всем.
Вопросы
1. Изменился ли, и если да, то как и насколько, человек как субъект труда за последнее столетие?
2. Как изменилось понимание сущности человека в гуманистических науках за тот же период?
3. Каковы реальные перспективы дальнейшего генезиса человека как субъекта труда?
4. В чем состоят ключевые механизмы психотехнологий самоменеджмента?
Практические задания
1. Составить план-проспект выступления Президента США (премьер-министра Великобритании, главы Православной церкви, Папы Римского) но поводу одного из важных политических событий.
434 Глава 1 3. Человек какактивный субъект своей жизнедеятельности
2. Сравните ваши тезисы с основными положениями речи главы государства (церкви). Выделить элементы сходства и отличия.
3. Освоить одну из психотехник. Провести эксперимент. Сравнить результаты запланированной практической деятельности до и после использования психотехники. Сделать выводы.
Литература
Абульханова К. А. Время жизни и время личности. СПб., 2001.
Бакштапский В. Л., Жданов О. И. 10 000 дней: менеджмент жизни. М., 2001.
Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., 1998.
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М, 2001.
Брушлинский А. В. Психология субъекта / Отв. ред. В. В. Знаков. М.; СПб., ' 2003.
Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спорте. М., 1981.
Деркач А. А. Методолого-прнкладные основы акмеологических исследований. М, 1999.
Иванова Е. М. Психотехнологня изучения человека в трудовой деятельности. М„ 1992.
Климов Е. А. Психология профессионала. М, 1996.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. М, 1999.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектностн. Ростов-на-Дону, 1996.
Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М., 1997.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М, 2001.
Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
Глава 14
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Дайте мне точку опоры — и я переверну Землю!
Архимед