Дайте характеристику факторам, угрожающим валидности психологического эксперимента.
Вид валидности | Факторы, угрожающие валидности | Характеристика фактора. Примеры | Способы контроля |
Внутренняя валидность | фон | ||
естественное развитие | |||
тестирование | |||
погрешность измерения | |||
статистическая регрессия | |||
неслучайный отбор | |||
отсеивание, смертность | |||
Внешняя валидность | реактивный эффект, эффект взаимодействия с тестированием | ||
эффект взаимодействия отбора и влияния | |||
условия организации эксперимента | |||
интерференция влияний |
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2005.- 384 с. С. 86- 117, 167-175.
2. Экспериментальная психология / Под общ. ред. Е.С. Романовой. СПб.: Лидер, 2007.-496 с. С. 299-346.
Дополнительная литература
1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004.-558 с.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
5. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 480 с.
6. Носс И.Н., Васина Н.В. Введение в практику психологического исследования. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 348 с.
9. Шнейдер Л.Б. Экспериментальная психология. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 300 с.
Семинар 4 (2 часа). Планирование психологического эксперимента.
Базисный блок:
1. Понятие планирования эксперимента в психологии. Виды планирования. Классификации экспериментальных планов.
2. Доэкспериментальные планы.
3. Истинные экспериментальные планы.
4. Планы с малым N или метод анализа единичного случая.
Модульный блок:
Какой план лежит в основе описанного исследования. Укажите также цель эксперимента, независимую и зависимую переменные, угрозы валидности эксперимента.
-В одной из академических групп первого курса используется новый метод преподавании психологии. Вывод об эффективности метода делается на основе анализа результатов экзамена (средний балл по группе – 4,2) (по Корниловой Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2005.- 384 с.).
- По центральному телеканалу транслируется передача, в которой рассказывается про массовое уничтожение евреев в Холокосте в годы Второй мировой войны. После этого группе лиц рассылается опросник про данные события. Вывод о влиянии телепередачи делается на основе анализа результатов опросника – 76% опрошенных знают о событиях Холокоста (по Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 480 с.).
- В одном из классов школы все ученики прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики второго класса такого курса на основе сопоставления результатов: ученики первой группы получили средний балл за четверть – 4,0; второй – 3,4. (по Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 391 с.).
- Ученики одного из классов школы были случайным образом разделены на две группы. Ученики группы А прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики группы Б такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов: ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть – 4,0; второй – 3,4. (по Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 391 с.).
- В эксперименте принимают участие ученики одного из классов общеобразовательной школы. Дети случайным образом делятся на две подгруппы. Участники обеих подгрупп учат английский язык. В обеих группах занятия проводит одна и та же учительница. Предварительно измеряется успеваемость детей. После этого в одной из групп используется метод двойного оценивания. По завершению эксперимента снова осуществляется измерение успеваемости в обеих группах. Установлено, что у участников экспериментальной группы бал успеваемости выше, чем у участников контрольной группы. При подсчете успеваемости учитывалась одна из «удвоенных» оценок (по Горбуновой В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 184 с.).
2. Что общего имеют и чем различаются планы с независимыми группами, планы с уравненными группами и планы с неэквивалентными группами?
Опишите эффект Струпа и использованный автором экспериментальный план.
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2005.- 384 с. С. 176-214.
2. Экспериментальная психология / Под общ. ред. Е.С. Романовой. СПб.: Лидер, 2007.-496 с. С. 371-417.
Дополнительная литература
1. Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 184 с.
2. Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Академия, 2005.- 367 с.
3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004.-558 с.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000.
5. Экспериментальная психология: Практикум / Под ред.С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. М.: Аспект Пресс, 2002.- 383 с.
6. Шнейдер Л.Б. Экспериментальная психология. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 300 с.
7. Носс И.Н., Васина Н.В. Введение в практику психологического исследования. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 348 с.
8. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 480 с.
9. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 528 с.