Лекция 5. Проблема личности в социальной психологии

1. Специфика и задачи изучения личности

2. Социализация

3. Социальная установка

4. Личность в группе

1. Чтобы определить специфику социальной психологии в исследовании личности, следует перечислить задачи, подлежащие решению:

1) социальная детерминация психического склада личности;

2) социальная мотивация поведения и деятельности в различных общественно-исторических условиях;

3) классовые, национальные, профессиональные особенности личности;

4) закономерности формирования и проявления общественной активности, пути и средства этой активности;

5) проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления;

6) самовоспитание личности и др.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Пользуясь этим определением, социальная психология выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретно группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния, а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.

Необходимо выяснить, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность. Это проблема социализации – первая специфическая проблема именно социальной психологии личности.

Далее важно проанализировать, каков же результат, получившийся в ходе активного освоения личностью всей системы социальных связей. Это 2-ая специфическая проблема социальной психологии, которая на традиционном языке обозначается как проблема социальной установки.

3-я «законная» проблема социальной психологии в изучении личности – анализ так называемых социально-психологических качеств личности.

Социализация

Термин «социализация», неоднозначно растолковывается учеными. Иногда в качестве синонимов используются слова «развитие личности» и «воспитание».

Суть понятия «социализация» в том, что это процесс вхождения индивида в социальную среду. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности.

Человек не просто усваивает опыт социальный, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Выделяют сферы, в которых осуществляется это становление личности:

1. Деятельность.

На протяжении всего процесса социализации индивид осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят еще 3 чрезвычайно важных процесса:

1) ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2) центрирование вокруг главного, выбранного и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

3) освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Все эти три процесса объединяются в единый процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

2. Общение.

Оно неразрывно связано с деятельностью и поэтому в контексте социализации его рассматривают со стороны расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, их специфику. Углубление – это переход от монологического общения к диалогическому.

3. Развитие самосознания.

В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.

Осуществляясь в этих сферах, социализация развивается, проходя какие-то стадии своего развития.

Наши рекомендации