Организация работы группы детей и их родителей

Программа групповой терапии для детей, переживших сексуальное злоупотребление, и их родителей (опекунов) предполагает использо­вание техники структурированной терапевтической группы. Такой подход позволяет сделать групповой процесс предсказуемым, имею­щим четкие ограничения, что способствует созданию в группе атмо­сферы безопасности и доверия. Программа предусматривает работу со всеми наиболее важными проблемами, связанными с сексуальным зло­употреблением и требующими психотерапевтического вмешательства. Хотя для решения всех задач, стоящих перед терапией, рекомендуется выполнить все модули плана, можно корректировать программу и ме­нять последовательность работы с модулями в зависимости от дина­мики психического состояния участников группы. Во многих случаях предлагаемые темы будут пересекаться от занятия к занятию, что дает психотерапевту возможность показать связь между различными тема­ми и закрепить наиболее важные понятия. Практические задания на­правлены на то, чтобы помочь детям и взрослым осознать и выразить свои чувства. Иногда выполнение упражнений может приводить к уси­лению тревожности и возникновению сопротивления.

Повышение тревожности у детей обычно выражается в деструктив­ных действиях, препятствующих продолжению групповой дискуссии. В таких случаях лучше всего приостановить запланированную работу и дать детям некоторое время поиграть самим по себе или организовать с ними общую игру. После такой эмоциональной разрядки можно вер­нуться к прерванному упражнению или отложить его выполнение до следующих занятий.

Для детей предпубертатного возраста больше подходят однополые терапевтические группы. Мальчикам с переживаниями по поводу по­ловой идентификации такая группа поможет укрепить ощущение сво­ей мужественности, которая воспринимается ими «поврежденной» вследствие происшедшего с ними сексуального злоупотребления.

Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

Девочки более плодотворно формируют собственную идентичность в однополой группе, поскольку в ней они чувствуют себя более защищен­ными и не испытывают ярковыраженного чувства неловкости и стыда. Для взрослых наличие разнополой группы является более продук­тивным.

Число участников группы не должно быть больше восьми человек. Именно такое количество детей обеспечивает продуктивное взаимо­действие членов группы, способствует формированию доверительной атмосферы, препятствует утомлению детей.

Желательно, чтобы в каждой группе работало два консультанта. Это дает возможность разделить ответственность за процесс и результат работы; демонстрировать участникам группы образцы конструктивно­го взаимодействия (сотрудничества); самим терапевтам оказывать друг другу поддержку и давать адекватную обратную связь.

При подборе психотерапевтов следует учитывать важность пробле­мы половой идентификации для детей и принимать во внимание де­ликатный характер обсуждаемых вопросов. Лучше, чтобы с девочками работали психотерапевты-женщины, а с мальчиками — мужчины. Хотя введение психотерапевта-женщины в группу мальчиков может способ­ствовать более конструктивному поведению детей, присутствие жен­щины в то же время может разрушить ощущение «мужского братства», появляющееся только среди «своих». Включение психотерапевта-муж­чины в группу девочек может иметь более негативные последствия, поскольку их обеспокоенность собственной безопасностью может при­водить к закрытости или гиперактивности, за которыми скрывается тре­вога. Для взрослых же групп пол ведущих не имеет существенного зна­чения.

При проведении групповой терапии с детьми, пережившими ситу­ации насилия, необходимо работать с закрытыми группами. Програм­ма рассчитана примерно надесять месяцев. Сколько групповых занятий будет реально проведено и насколько полно будет охвачен предлагае­мый материал, зависит от интересов участников и уровня сплоченнос­ти, как детской, так и взрослой групп.

Неизменность количественного состава группы — желательно, что­бы группа начала свою работу и закончила в одном составе. Это связа­но с тем, что появление нового члена группы сформирует у детей необ­ходимость возвращения к пройденным этапам группового процесса, может привести к возвращению различных негативных чувств, чувства неловкости, стыда, а также породить агрессию по отношению к веду-

____ Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам насилия____

щим, которые не соблюдают принцип сотрудничества. Исчезновение одного из членов группы разрушает чувство стабильности, заставляет детей вновь испытывать тревогу и посредством многочисленных фанта­зий объяснять себе исчезновение одного из членов группы.

Еженедельное проведение занятий, которые длятся по полтора часа. Очень важно, чтобы занятия начинались и заканчивались вовремя, вне зависимости от опозданий и неявок членов группы. Это приведет к по­ниманию детьми и взрослыми необходимость соблюдать правила. Ста­бильность проведения занятий способствует созданию у участников групповой терапии чувства защищенности, прогнозируемости будуще­го, уверенности в правильности выбранного пути.

Групповые правила впервые прорабатываются с детьми в процессе подготовки к групповой терапии. Каждый ребенок должен понимать, что существующие в группе правила есть гарантия его безопасности. Очень важно при создании правил обсудить с детьми необходимость существования правила сотрудничества и взаимоуважения. Дети склонны быть излишне строгими или выдвигать невыполнимые тре­бования, поэтому необходимо обсудить суть каждого правила и основ­ные нормы и ограничения, которые возникают благодаря этому пра­вилу. Важным моментом работы над созданием групповых правил является формирование чувства причастности каждого ребенка к этой процедуре.

В план каждого занятия включен перерыв, во время которого дети могут перекусить. Это время может быть использовано для свободного общения, а также для обсуждения происшедших или предстоящих со­бытий. Иногда во время подобных бесед психотерапевты видят реаль­ные болевые точки детей-участников группы, и в таком случае они мо­гут, нарушив свои планы, поработать с выявленными актуальными проблемами.

Последние 10—15 минут группового занятия посвящаются свобод­ной игре. В это время дети отдыхают от эмоционально сложной группо­вой работы и свободно общаются.

Важным элементом групповой работы с детьми, которые подверг­лись сексуальному злоупотреблению, является обсуждение с детьми их стиля одежды. Дети должны одеваться в соответствии со своим воз­растом. Как правило, несовпадение возраста и стиля одежды говорит о стремлении детей к привлечению внимания или неосознаваемых сексуальных сигналах. Дети должны знать, как их одежда восприни­мается другими людьми. Иногда члены группы сами выражают свое





Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье

отношение к стилю одежды какого-либо ребенка: «У тебя такая корот­кая юбка!», «Твоя яркая кофта режет мне глаза, и я не могу сосредото­читься на процессе работы». Это хорошая возможность предложить детям проанализировать вместе, что именно вызывает у них чувство неловкости. В некоторых ситуациях лучше поговорить с каждым от­дельно от группы и обсудить выбор одежды. Девочки должны пони­мать, как мальчики и мужчины воспринимают одежду, и у них должно сформироваться представление о том, какие сексуальные сигналы мо­жет содержать одежда. Имеет смысл проводить беседу в присутствии взрослого, так как он может неосознанно способствовать такому пове­дению ребенка. Конечно же, желание детей следовать требованиям моды вполне понятно, как и то, что стиль одежды может быть сред­ством выражения собственной индивидуальности. Тем не менее, су­ществует опасность того, что девочки, используя нетрадиционный стиль одежды, привлекают внимание к своему телу, тем самым подвер­гая себя риску повторного насилия.

Окончание курса групповой терапии должно восприниматься детьми как значительное достижение. Они успешно выполнили план терапии и готовы двигаться дальше. На последнем занятии устраи­вается праздник, на котором отмечаются успехи детей. Каждому ре­бенку выдается папка с выполненными им практическими задания­ми (рабочими листками, рисунками и графиком посещения занятий).

Участники взрослой группы иногда могут отклоняться от выполне­ния запланированной программы, проявляя больший интерес не к ее содержанию, а к обсуждению собственных проблем. Психотерапевты должны учитывать это и при необходимости вносить изменения в план терапии. Однако для достижения максимального эффекта необходимо следовать рекомендациям, касающимся как детской, так и взрослой групп. Это позволит сделать групповую терапию последовательной и целенаправленной.

Наши рекомендации