Самоконтроль по ситуационным задачам. 1. «Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием».
1. «Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием».
«Личность - это роли и функции, выполняемые человеком в обществе».
«Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта».
«Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни».
«Личность - человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели».
Каждый из этих определений личности является верным. Но почему нет единого определения личности?
Ответ: Человек представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития, поэтому до настоящего времени в учении о личности нет единства. Проблемой личности занимаются целый ряд наук: философских, общественно-исторических, юридических, педагогических, а также психология и патопсихология.
2. Отвечая на экзамене на вопрос об отличии потребностей человека от потребностей животных, студент отметил, что животным свойственны только естественные (организменные, витальные) потребности: в пище, сне, температурном режиме и др., — что человеку, помимо естественных, присущи еще потребности общественно-исторического происхождения. Студент пояснил, что тут имеются в виду потребности в предметах человеческого быта и духовные потребности: познавательная, эстетическая и др., — которые принято называть высшими. Несмотря на то что ответ студента в данном плане можно было бы считать достаточно развернутым, экзаменатор признал ответ неполным и предложил еще подумать над вопросом.
Не могли бы вы существенно дополнить такой ответ?
Ответ: Во-первых, для удовлетворения своих естественных потребностей человек, в отличие от животных, использует результаты общественного разделения труда. Во-вторых, даже естественные потребности удовлетворяются человеком общественно-исторически выработанными способами. «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» (К. Маркс). Таким образом, между человеком и предметом его естественной потребности стоит общество с его культурой, диктуя именно человеческий способ ее удовлетворения.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
Владение понятием «личность», умение дифференцировать данное понятие от понятий «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». владение представлением о содержании понятия «личность» в различных психологических теориях.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Факторный подход к структуре личности.
2. Современные подходы к описанию личности.
Рекомендованная литература по теме занятия
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
1. Тема №19 «Проблема биологических и социальных детерминант в развитии личности»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Анализ литературных источников по теме «Проблема биологических и социальных детерминант в развитии личности»
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
1. В чем суть такого процесса, как развитие личности?
2. Значимые детерминанты личности.
3. Роль генов в психологии.
4. Значение базовых эмоций для личности.
5 Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.
6. Теория конфронтации двух факторов З.Фрейда.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1. Желания – это:
1) потребность, нужда в чем-то.
2) отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.
3) осознаваемая потребность деятельности или общения.
4) осознание объекта потребности, а также возможности его удовлетворения,
Ответ: 2.
2. Влечения – это:
1) центральное понятие психоанализа.
2) неосознанное желание.
3) психическое состояние, выражающее неосознаваемую (или мало осознаваемую) и недифференцированную потребность человека.
4) состояние, предшествующее желанию,
Ответ: 3.
3. Стремления – это:
1) первичное побуждение к деятельности. первичное переживание потребности.
2) динамическая тенденция, выражающаяся в виде влечения или желания.
3) единство желания и волевого компонента,
4) единство влечения и волевого компонента.
Ответ: 2.
4. Склонности – это:
1) избирательная направленность человека на определенную деятельность.
2) устойчивая потребность индивида в какой-либо деятельности.
3) предпосылка развития тех или иных способностей.
4) задатки развития.
Ответ: 4.
5. Убеждения – это:
1) способ вербального влияния на кого-либо с использованием законов формальной логики.
2) осмысленное принятие человеком сведений, идей, основанное на их анализе и оценке.
3) основной метод в научной полемике и процессе воспитания.
система осознанных и проникнутых чувством жизненных принципов.
4) стержень личности.
Ответ: 4.