Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население. €

• В населении США быстрее всего увеличивается численность пожилых людей в возрасте 85 лет и старше; состояние здоровья многих более старых пожилых людей оказывается лучше, чем у пожилых людей молодого возраста.

• Ожидается, что в будущем пожилое население США станет более этнически разнообразным.

• Многие пенсионеры, живущие дома, получают бытовую помощь от людей, услуги которых они не оплачивают; другие живут в специальных домах в своей общине, где им оказывается помощь; и лишь немногие помещены в дома престарелых.

• Социальные программы для пожилых людей, имеющих проблемы со здоровьем, отрегулированы недостаточно хорошо и не могухудовлетворить их потребности.

• Можно ожидать, что состояние здоровья одного из четырех людей в возрасте старше 65 лет окажется настолько плачевным, что потребуется помещение его в дом престарелых. Однако большинству людей потребуется лишь ограниченная медицинская, социальная и бытовая помощь, которую им могут предоставить центры дневного пребывания.

• Для пожилых людей с хорошим состоянием здоровья общины пенсионеров являются удобным вариантом жизни; тем не менее большинство пожилых людей хотели бы жить в своих собственных домах. В настоящее время создается все больше служб, способных помочь им осуществить это желание.

• Активные общественные организации, подобные AARP, объединяют пожилых людей в политическую и социальную силу.

ГЛАВА 19

Смерть и умирание

Предварительный обзор главы

Знаете ли вы?

Что такое смерть?

Каковы различия между ранними и современными представлениями о смерти, каким образом жители Соединенных Штатов и других стран повлияли на изменение этих представлений?

Насколько люди склонны отрицать смерть?

Чем различаются представления молодых и пожилых людей о смерти и умирании? Какая смерть является конечной стадией развития? Какие пять стадий человек проходит перед смертью? Каковы альтернативные варианты умирания?

Какие люди в зрелом и пожилом возрасте чаще совершают самоубийства? Насколько по-разному относятся к смерти в больницах и хосписах? Какие люди сегодня нуждаются в праве на смерть?

Каковы различия между активной эвтаназией, пассивной эвтаназией и облегченным самоубийством?

Значение завещания о жизни и медицинской силы поверенного? Почему горечь утраты имеет столь большое значение и в чем ее смысл? Чем отношение к смерти различается в разных культурах? Это основные темы главы.

«Жизнь коротка. И для одних она короче, чем для других», — заметил Гас, главный персонаж телевизионного фильма «Одинокий голубь» (Lonesome Dove). К этому мы можем добавить следующее: 1) неважно, как долго ты живешь, жизнь никогда не будет достаточно длинна, 2) когда конец приходит, он, по-видимому, приходит внезапно.

Смерть — конечный этап развития, окончание жизни в ее известной нам форме. С точки зрения физиологии смерть — это полная остановка всех жизненных функций. С точки зрения психологии смерть, без сомнения, имеет очень большую личную значимость как для умирающего человека, так и для его семьи и друзей. Умереть — значит прекратить приобретать опыт, оставить любимых людей, неоконченное дело и вступить в неведомое (Kalish, 1987). Тем не менее следует помнить, что смерть — естественное явление, вне зависимости от того, наступает ли она рано в результате болезни или несчастного случая или является венцом

794 Часть IV. Взрослость

долгой и богатой событиями жизни. Все живые существа умирают. Смерть — такая же часть развития, как и сама жизнь (DeSpender, Strickland, 1999).

Человеческая смерть прочно вплетена в культурный контекст. Существуют собирательные представления о смерти, многие из которых отражены в литературе, искусстве, музыке, религии и философии. В большинстве культур смерть связана с особыми обрядами и ритуалами. В зависимости от культурной принадлежности, а также от личных убеждений и толкований смерти человек может воспринимать это событие как внушающее страх, ужас и отвращение и стараться отложить его как можно дальше. Во многих других культурах и религиях смерть, напротив, воспринимается не как конец, а как перемещение из одного состояния в другое, вступление в новую, лучшую жизнь, переход к более высокому уровню существования. Для некоторых людей смерть может быть желанным средством освобождения от тяжких страданий, иногда сопровождающих болезни и старение. В других случаях, например, для людей, совершающих самоубийства, она может стать окончательным и отчаянным средством ухода от реальности, наполненной болью и несчастьями. Таким образом, у смерти много смыслов.

Более глубокое знание об опыте, который приобретает умирающий человек, о горе и сожалении по поводу тяжкой утраты позволило бы нам лучше помочь людям справиться с трагедиями и триумфами их жизни. Исторически исследователи психологии развития избегали темы смерти. Разумеется, этот вопрос нелегко исследовать. Кроме того, возможно, они полагали неэтичным критически изучать чувства и реакции умирающего человека. Тем не менее в течение последних нескольких десятилетий смерть подверглась подробному изучению. В этой главе будут рассмотрены некоторые недавно полученные сведения о смерти, исследованы способы возможного их применения. Мы остановимся на размышлениях и страхах, связанных с завершением жизни, поведении человека перед лицом собственной смерти. Мы поговорим о поисках гуманной смерти, которые ведет общество в целом и каждый человек в отдельности, рассмотрим печаль и сожаление, сопровождающие тяжкую утрату. Далее будет исследован вопрос естественной смерти в конце жизни, а также в юном и зрелом возрасте. И наконец, мы поговорим о том, что значит завершить цикл жизни.

Страх смерти

Рождение и смерть — естественные события, начинающие и завершающие жизнь человека. Тем не менее их эмоциональное влияние и личное значение чрезвычайно различны. Рождение, как правило, воспринимается с радостью и оптимизмом; смерти избегают даже те, кто верит, что после его ждет новая, лучшая жизнь. Иногда люди отрицают реальность смерти.

Отрицание смерти

Некоторые авторы полагают, что технологичное, ориентированное на юность общество Соединенных Штатов имеет тенденцию отрицать и игнорировать смерть, испытывая в то же время выраженную озабоченность ею. Упоминания о смерти постоянно встречаются в средствах массовой информации, но люди пытаются отстраниться от этого, не воспринимают ее как событие, которое может произойти и с ними. Они, как правило, думают, что убийства, несчастные случаи со смертельным исходом случаются только с другими людьми.

Глава 19. Смерть и умирание 795

Люди также стараются не затрагивать тему смерти, когда кто-либо умирает. Для того чтобы проиллюстрировать свой вывод, один из авторов (Kalish, 1985) приводит следующий рассказ. Как-то некий человек был приглашен на обед в дом своего друга. Войдя в столовую, гость с удивлением заметил, что за столом сидит лошадь. Он начал оглядываться по сторонам, ожидая, как хозяин и другие гости отреагируют на это событие. Все присутствующие были шокированы, на их лицах было написано смущение. Тем не менее никто не хотел обижать хозяина упоминанием о том, что всем им, без сомнения, было неприятно. Обед продолжался, и тишину время от времени нарушали лишь безобидные разговоры. Не это ли, спрашивает автор, аналог того, что происходит вокруг умирающего человека, с которым никто не разговаривает о том, что с ним происходит?

В предшествующие исторические эпохи смерть была обычным событием. Она, как правило, заставала человека дома, и члены семьи ухаживали за ним до самой его смерти. Приготовление тела к погребению и исполнение похоронных обрядов также становилось делом семьи и общины. В частности, члены семьи и друзья собственноручно выкапывали могилу и погребали умершего.

Тем не менее в XX веке смерть стала неким технологическим процессом. В западных странах большинство людей умирает в больницах, где все необходимое делает медицинский персонал, в то время как родственники больного находятся в стороне. Сотрудники похоронного бюро готовят тело к проведению необходимых ритуалов, затем оно выставляется для последнего прощания в церкви. Контакты с умирающим человеком крайне ограничены как до, так и после смерти. Таким образом, можно сказать, что мы живем в эру «невидимой смерти». Более того, люди обманываются, убеждая себя в том, что смерть — всего лишь одна из проблем, требующих решения, как, например, изучение заболевания, способ лечения которого пока не известен (Aries, 1981).

Отрицание— распространенный способ поведения в условиях стресса. Человек просто отказывается видеть или принимать реальность, и это оказывает существенное влияние на его поведение. Если человек четко оценивает реальность смерти, он предпринимает разумные предосторожности против возможных жизненных опасностей, но и не ограничивает себя без нужды. Мы должны быть способны принять и жизненные ограничения, и собственную уязвимость. Некоторые ученые полагают, что при вхождении в культуру Соединенных Штатов более тесных контактов с умирающими людьми дети встречались бы с гораздо меньшим количеством искаженных образов смерти (Pattison, 1977).

Тем не менее некоторые исследователи полагают, что в последнее время культурное табу на обсуждение смерти ослабевает. Людям становятся доступны книги, статьи и специальные учебные программы, способные изменить их отношение к смерти. Даже медики, ежедневно сталкивающиеся со смертью, нуждаются в подобных учебных программах и семинарах, чтобы научиться справляться с собственными чувствами. В середине 1960-х годов Элизабет Кюблер-Росс (Elisabeth Kubler-Ross) начала исследование процесса смерти, которое мы обсудим в следующем разделе. Она отметила, что часть персонала больниц проявляет значительную устойчивость к смерти и отрицает ее (Kubler-Ross, 1969). Как только выяснялось, что пациент болен смертельно, медицинские сестры и врачи начинали обращать на него значительно меньше внимания, избегая любых контактов, за исключением самых необходимых. Они меньше разговаривали с пациентом, оказы-

796 Часть IV. Взрослость

вали ему меньшую повседневную помощь и, как правило, не сообщали, в какой стадии находится его заболевание, даже если он сам спрашивал об этом. Никто из персонала не хотел обсуждать с умирающим пациентом его чувства.

Сегодня ситуация изменилась (Kastenbaum, 1998). Во все сестринские программы и во многие программы подготовки врачей включены специальные семинары, посвященные смерти. Они учат будущих медиков поддерживать контакт с умирающим пациентом и уважать его право на информацию. Сегодня общепризнано, что медицинские работники, адекватно оценивающие процесс умирания, способны поставить перед собой более реальные цели и спрогнозировать для пациента «хороший исход», при котором он сможет умереть с достоинством, получит возможность выразить свои чувства семье и друзьям и встретит смерть в соответствии с присущим ему стилем жизни.

Озабоченность смертью

Больше ли пожилые люди боятся смерти, чем молодые, и сильнее ли они озабочены ею? Меньше ли боятся смерти люди с хорошим здоровьем и те, кто контролирует собственную жизнь? Теория психоанализа утверждает, что беспокойство или боязнь собственной смерти — нормальное явление. Тем не менее это не всегда так. Более того, люди, испытывающие значительное беспокойство по поводу смерти, по-разному справляются с этим чувством. Некоторые находят смысл, цель жизни и встраивают знание о том, что они умрут, в свою жизненную схему. Религиозные фанатики, жертвующие собой во имя какой-либо цели (например, террористы-самоубийцы), доводят подобное «решение» проблемы до абсолюта. Экзистенциалисты и атеисты, убежденные в отсутствии жизни после смерти, напротив, иногда испытывают ужас перед перспективой окончательного прекращения своего существования. Однако они могут переживать и чувства иного рода: люди, уверенные в отсутствии загробной жизни, нередко примиряются со смертью, воспринимая ее как естественное и даже умиротворяющее состояние. Они основываются на том, что в небытии не может быть стресса и боли, а посему нет смысла «волноваться» по поводу смерти.

Как показывают исследования, представления большинства людей находятся где-то между этими двумя полярными точками зрения. В этом случае боязнь или чрезмерное беспокойство по поводу собственной смерти определяются в основ-

Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население. € - student2.ru

Пожилые люди, отвечая на вопрос, что бы они стали делать, если бы им осталось жить не более полугода, часто говорят, что желали бы провести это время со своей семьей

Глава 19. Смерть и умирание 797

ном тем, какое личное или культурное значение имеет для человека смерть. Исследования свидетельствуют, что пожилые люди, как правило, несколько меньше обеспокоены собственной смертью, чем молодые; кроме того, человек, имеющий четкую цель в жизни, меньше боится смерти. Несмотря на то что некоторые пожилые люди часто думают о смерти, они при этом чувствуют себя на удивление спокойно (Kastenbaum, 1998). Большое значение имеют и религиозные убеждения человека: опросы показывают, что люди, твердо верующие в Бога и загробную жизнь, перед смертью реже впадают в депрессию и испытывают меньшее беспокойство (Alvarado, Templer, Bresler & Thomas-Dobson, 1995). Тем не менее решающее значение имеют личные чувства человека: само по себе активное участие в религиозной жизни и принуждение себя к вере не может гарантировать уменьшения обеспокоенности собственной смертью.

Когда молодых людей спрашивают, что бы они делали, если бы им осталось жить всего полгода, можно услышать следующие ответы. Они, как правило, думают, что отправились бы путешествовать и попытались бы сделать то, что всегда хотели, но не имели такой возможности. У пожилых людей другие приоритеты. Иногда они говорят о миросозерцании, медитации или других занятиях, требующих внутренней сосредоточенности. Но чаще отмечают, что хотели бы провести это время со своей семьей или близкими им людьми (Kalish, 1987; Kalish, Reynolds, 1981). Кроме того, в ходе опроса с участием значительного количества пожилых людей лишь 10% респондентов утвердительно ответили на вопрос «Боитесь ли вы смерти?» (Jeffers, Verwoerdt, 1970). В то же время многие участники исследования заявили, что боятся длительной и мучительной смерти.

Хотя пожилые люди, как правило, испытывают меньшее беспокойство по поводу смерти, не всем из них свойственно подобное чувство. Существуют выраженные личностные различия обеспокоенностью смертью (Stillion, 1985). Возникает вопрос, можно ли назвать признаки, по которым люди делятся на сильно и мало обеспокоенных собственной смертью? Экспериментальные данные не поддаются однозначной интерпретации. По некоторым сведениям, наименьшее беспокойство испытывают люди, хорошо приспособленные психологически и достигшие, согласно Эриксону, стадии личностной целостности. По другим данным, физически и умственно здоровые пожилые люди, контролирующие собственную жизнь, испытывают наибольшее беспокойство. Существует также мнение, что

Контрольные вопросы к теме

«Страх смерти»

• До XX века люди, как правило, умирали дома.

• В наши дни промышленное общество отрицает смерть и в то же время чрезмерно озабочено ею.

• Культурные табу, связанные со смертью, сегодня ослабевают.

• Пожилые люди более, чем молодые, озабочены смертью.

• Отношение к смерти среди пожилых людей очень сильно различается.

Вопрос для размышления

Каково влияние психологического отрицания на реакцию человека на смерть?

798 Часть IV. Взрослость

обеспокоенность смертью не постоянна. Очень часто, например, люди начинают сильно беспокоиться по поводу собственной смерти, когда у них диагностируют потенциально смертельное заболевание. Однако в течение нескольких недель или месяцев после этого известия их обеспокоенность постепенно уменьшается (Bels-ky, 1984). Обеспокоенность смертью, по-видимому, является одним из признаков развития процесса установления и принятия значения смерти в контексте смысла жизни.

Наши рекомендации