Движение задним ходом (с контролем только через зеркала заднего обзора)
Задачи
1. Совершенствование техники маневрирования задним ходом.
2. Изучение особенностей управления с контролированием траектории через зеркала заднего вида.
3. Освоение приемов управления автомобилем при движении задним ходом.
Содержание:
Колонна с дистанциями между автомобилями не менее 20 м располагается по периметру учебной площадки. Направляющим в колонне является автомобиль с наибольшим порядковым номером. По команде преподавателя водители включают заднюю передачу и начинают движение.
Разметка трассы предусматривает выполнение упражнения на двух противоположных сторонах учебной площадки. При этом после завершения упражнения на одной из сторон водитель объезжает слева но ходу ограничитель, установленный по центру оси разметки, и правый ограничитель второй разметки, приступая к выполнению упражнения на противоположной стороне площадки.
Маневрирование на трассе между ограничителями осуществляется с постоянной скоростью за счет дросселирования на устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя и руления одной или двумя руками с помощью приемов, изученных водителем в процессе тренажерной подготовки.
Дозировка: 5—8 км за 2—3 занятия.
Методические указания:
Водитель сохраняет позу основной посадки,при этом допускается только незначительный поворот головы в сторону бокового зеркала для обзора. В процессе отработки упражнения водитель должен освоить последовательность действий по своевременному переводу взгляда от одного бокового зеркала к другому.
Положение рук на рулевом колесе симметричное. Руление выполняется двумя руками. В первых попытках из-за большой амплитуды коррегирую-щих действий может применяться комбинированное руление двумя руками и одной.
Одновременно с маневрированием на трассе водителю следует оценивать дистанцию до партнеров, находящихся впереди и сзади него. Управлять автомобилем на трассе следует таким образом, чтобы избежать большой амплитуды маневрирования, при которой разметка может выйти из поля зрения водителя вследствие ограниченного сектора обзора.
На первоначальном этапе обучения водители выполняют упражнение на минимальной скорости (3—5 км/ч). По мере усвоения координации движений и формирования навыков маневрирования задним ходом преподаватель должен дать команду водителям об увеличении скорости до 10—15 км/ч.
Если некоторые водители не могут выполнить данное упражнение, рекомендуется:
· разрешить им перейти к прямолинейному движению. При этом разметка остается слева от водителя;
· корректировать действия водителей с помощью команд по радиоканалу.
Если водитель (несколько водителей) значительно снижает скорость всей группы, то преподаватель может дать команду о переходе к прямолинейному движению для увеличения скорости и восстановления безопасной дистанции до идущих вслед автомобилей.
Траектория движения строится таким образом, чтобы уменьшить общую амплитуду маневров, постоянно держать разметку в поле зрения, не разрывать по времени фазы поворота и выравнивания автомобиля.
Особое внимание преподавателю (инструктору) следует сосредоточить на контроле за движением автомобиля на дуге поворота при переходе к движению на противоположной прямой, так как здесь возможна потеря водителем ориентировки, что может привести к выезду за пределы площадки или столкновению.
Если дистанция между автомобилями сокращается до 5 м, преподаватель должен остановить всю группу, а затем дать команду каждому водителю к возобновлению движения с учетом выбора безопасной дистанции. Если водитель заметит, что дистанция между ним и идущим перед ним автомобилем сократилась до 10м, то он должен подавать многократные звуковые и световые сигналы, предупреждающие об опасности столкновения.
В момент прохождения каждого поворота лидирующий автомобиль может выходить из сектора обзора ведомого, особенно если дистанция увеличена более чем на 10 м. В этих случаях водитель должен быстро оценить свое положение в группе, пользуясь изученными ранее способами обзора. Останавливается колонна подачей предварительной и исполнительной команд.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· многократная смена посадки (поворот корпуса, вращение головой, опора локтем о проем окна);
· резкое руление при уводе задней оси;
· потеря ориентировки из-за задержки взгляда на статическом ориентире;
· потеря ориентировки в повороте;
· большая амплитуда маневрирования;
· наезд на разметку;
· несоблюдение заданных дистанции и скорости движения.
Организационные указания
Обучение целесообразно проводить в четыре этапа.
1. Движение по кругу с внутренней разметкой по периметру трассы.
2. Движение по кругу в сужаемом по ходу обучения коридоре (8, 6, 4, 3 м).
3. Движение по ломаной траектории при асимметричном смещении пар разметочных конусов.
4. Движение по трассе с разметкой типа "змейка" (шаг разметки 10—12 м).
Групповое обучение проводится с обязательным использованием радиосвязи для корректировки траектории и обеспечения безопасности.
Основные упражнения.
Вход в поворот
Задачи
1. Освоение приема "передняя загрузка" для повышения управляемости при входе в поворот.
2. Отработка координации приема "тормоз— газ" при переходе от прямолинейного движения к криволинейному.
Содержание:
Водитель движется по трассе, представляющей собой два различных квадрата размерами 40x40 м с переходными прямыми 60—100 м. Перед каждым поворотом он тормозит двигателем, добиваясь кратковременного "клевка" автомобиля, стремясь перейти на дугу синхронно с загрузкой передней оси. После движения на переходной прямой загрузка осуществляется ступенчатым комбинированным торможением.
Дозировка:60—80 поворотов вначале в направлении против часовой стрелки.
Методические указания:
Упражнение логически продолжает тему, затронутую в подготовительном упр.3("загрузка-поворот-тяга"). Усложнение условий, приближение их к реальным достигается увеличением расстояния до поворота и повышением скорости автомобиля. Главное — добиться неразрывности загрузки и поворота колес, иначе упражнение теряет всякий смысл. На начальном этане возможна установка дополнительной разметки для начала торможения, однако привязка водителя к конкретному ориентиру исключает возможность развивать его творческие способности.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· раннее торможение;
· разрыв между загрузкой и поворотом колес;
· задержка в дросселировании.
Организационные указания:
1. В рабочей зоне("квадрате")могут находиться одновременно не более трех автомобилей.
2. При групповом выполнении в опасных зонах должны находиться два преподавателя, чтобы исключить возможность попутного бокового столкновения.
3. В зоне пересечения ("опасной зоне") нравом преимущества обладает водитель, переходящий из одного квадрата в другой.
4. Направление движения изменяется одновременно после остановки всех водителей и разворота на 180°
Двойной вход
Задачи
1. Освоение тактического приема, позволяющего изменить начальную траекторию движения в повороте при объезде неровностей.
2. Формирование навыков стабилизации автомобиля при довороте на дуге.
Содержание:
После предварительного разгона водитель выполняет вход в поворот, а затем повторяет маневр на дуге поворота, переходя на сглаживающую траекторию в заключительной фазе.
Дозировка: по 16—20 поворотов в одну и другую сторону.
Методические указания:
Расчленяя поворот на две части, водитель стремится сделать более крутой вход в начале дуги. Прямолинейный участок между двумя мини-поворотами (переходную прямую) можно использовать для торможения и стабилизации автомобиля. Двигаться необходимо с использованием технического приема "загрузка" , позволяющего повысить управляемость при входе в поворот. При первом входе загрузка осуществляется последним тормозным импульсом или включением понижающей передачи, при втором — торможением двигателя или легким подтормаживанием левой ногой.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
· вход в повороты без загрузки передних колес;
· отсутствие переходной прямой на траектории;
· выход из второго поворота внутрь.
Организационные указания:
1. Для построения геометрии движения целесообразно пройти поворот пешком в обратную сторону, определив вначале заключительную часть дуги и точки перелома траектории. Затем можно установить ориентиры для входов.
2. При первых попытках можно использовать дополнительные ориентиры (разметочные конусы или другое оборудование).
3. В заключение желательно построить сложный сочлененный поворот с длинной искривленной дугой разного радиуса.
Боковая загрузка
Задачи
1. Освоение приема повышения управляемости на дуге поворота.
2. Изучение способа стабилизации при сносе передних колес.
Содержание:
После предварительного разгона водитель на максимальной скорости преодолевает размеченную изнутри трассу "круг" . При возникновении сноса передних колес он легким подтормаживани-ем левой ногой при непременно открытом дросселе загружает наружное переднее колесо, усиливая этим его сцепные возможности.
Дозировка: по 30—50 кругов в одну и другую сторону.
Методические указания:
Прежде чем начать практическое обучение, необходимо ознакомить водителей с влиянием сил и моментов, действующих на автомобиль в повороте. Акцентировать внимание следует на трех способах загрузки, вызываемых поворотом управляемых колес, торможением двигателем в повороте и торможением рабочим тормозом. Затем все три способа осваиваются в реальных условиях.
1. Водитель обеспечивает движение по кругу с загрузкой наружного колеса резким поворотом рулевого колеса. При возникновении сноса (бокового скольжения) передних колес уменьшается угол поворота колес.
2. Водитель обеспечивает движение по кругу с загрузкой передних колес импульсами подторма-живания двигателем. Продолжительность эффективного действия этого приема не превышает 0,2 с, поэтому он применяется многократно.
3. После входа в дугу поворота водитель переводит стопу левой ноги на тормозную педаль и, продолжая удерживать устойчивую частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме максимального крутящего момента (для автомобилей семейства ВАЗ около 4000 мин'1), подтормаживает при возникновении сноса передних колес.
Визг покрышек сигнализирует о грубой ошибке водителя.
Типичные ошибки при торможении рабочим тормозом на дуге поворота:
o полное или частичное блокирование одного или обоих передних колес;
o резкие тормозные усилия, обеспечивающие короткую загрузку и провоцирующие блокирование колес;
o недостаточное торможение. Формальное выполнение приема, не дающее необходимого эффекта.
Организационные указания:
4. Для выполнения упражнения необходимо повысить давление в передних шинах примерно в полтора раза от нормы, чтобы уменьшить подвора-чиваемость покрышки в повороте.
5. Перед движением на максимальной скорости необходимо проверять затяжку колесных дисков в связи с большой боковой нагрузкой.
6. При групповом выполнении упражнения правила безопасности исключают обгон изнутри (по меньшему радиусу).
7. Для водителей, не применявших ранее способ торможения левой ногой, необходима предварительная подготовка на прямолинейном участке.
8. При грубой ошибке водителя и возникновении блокирования колес возникает потеря управляемости из-за прекращения дросселирования.
Ломанная траектория
Задачи
9. Освоение тактического приема, позволяющего повысить безопасность на дуге длинного поворота.
10. Приобретение навыков расчленения дуги поворота на составные части.
Содержание:
После предварительного разгона водитель начинает движение по кругу, увеличивая скорость автомобиля до появления сноса передней оси. Затем он переходит от кругового движения к движению по многограннику (ломаная траектория), используя перед каждым мини-поворотом эффект загрузки передних колес торможением двигателем или под-тормаживанием левой ногой при открытом дросселе.
Дозировка: по 50—60 кругов в одну и другую сторону.
Методические указания:
Переходить от круговой траектории к ломаной следует, постепенно увеличивая число мини-поворотов. Вначале их может быть четыре, при этом фигура, описываемая автомобилем, представляет собой квадрат. Затем число поворотов и граней увеличивается, сохраняется задача построить прямолинейный участок по касательной к круговой траектории.
Кратковременность эффекта загрузки вызывает необходимость опережающих действий по рулению. Непременным условием считается "открытый дроссель" на всей трассе, за исключением моментов загрузки. Величина дросселирования выбирается в зависимости от коэффициента сцепления и крутизны дуги, но не может быть меньше, чем в режиме максимального крутящего момента (для автомобилей семейства ВАЗ — около 4000 мин ').
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
o круговое движение без загрузки;
o низкая скорость, исключающая необходимость применения ломаной траектории;
o длительное движение с закрытым дросселем;
o рассогласование в координации элементов загрузка-поворот-тяга.
Организационные указания:
15. Вначале упражнение выполняется по направлению против часовой стрелки.
16. Режимы движения: прохождение 2—3 кругов на минимальной скорости для адаптации к центробежной силе и коэффициенту сцепления; по траектории "квадрат" ; по траектории "шести" - и "восьмиугольник" ; по ломаной произвольной траектории.
Сглаживающая траектория
Задачи:
17. Освоение тактического приема, позволяющего уменьшить действие центробежной силы.
18. Изучение элементов оптимальной траектории: "заход" ,"срезание" ,"распускание" .
Содержание:
После разгона на дистанции 120—150 м водитель преодолевает стандартный поворот (искривление траектории 90°) с шириной проезжей части 6 м, стремясь описать дугу максимального радиуса. При подходе к повороту он смещает автомобиль к наружной стороне ("заход"), после входа в поворот стремится перейти на внутренний радиус("сре-зание"), а на выходе вновь выводит автомобиль наружу ("распускание").
Дозировка: 30—50 повторений, вначале по направлению "по часовой стрелке" , из них: 12—16 в подготовительном режиме на разных траекториях; 20—25 в скоростном режиме; 8— 12 в контрольном режиме с хронометражем.
Методические указания:
Прежде чем выполнить основную задачу обучения, необходимо научить водителя различным вариантам прохождения поворота: по минимальному радиусу (внутри), по большому радиусу (снаружи), а также комбинации этих действий (снаружи-внутрь, изнутри-наружу). Каждой траектории движения должна соответствовать определенная техника руления и дросселирования, однако при непременном условии открытого на дуге поворота дросселя.
Вначале упражнение выполняется в имитационном режиме — на невысокой скорости, а затем по мере ознакомления с трассой скорость автомобиля повышается до критической. Для облегчения визуальной ориентировки возможно использование дополнительной разметки в зонах смещения автомобиля к наружной стороне и внутрь.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
o неиспользование всей ширины проезжей части;
o ранний переход на малый радиус;
o движение при полностью закрытом дросселе;
o потеря устойчивости в заключительной фазе поворота.
Организационные указания:
23. Вначале проезжая часть поворота размечается продольно дополнительным рядом ориентиров для обеспечения движения по малому и большому радиусам.
24. При переходе на сглаживающую траекторию дополнительная разметка снимается, но устанавливаются три контрастно окрашенных ориентира: на входе, на середине дуги и на выходе.
25. При поточном выполнении упражнения между автомобилями должна выдерживаться дистанция безопасности не менее 50 м.
26. Вначале водитель начинает "заход" с места, без разгона, затем использует для разгона зону подхода.
Глубокий вход
Задачи:
27. Освоение тактического приема, повышающего безопасность на дуге поворота и при выходе из него.
28. Формирование психологических качеств, позволяющих преодолеть страх при входе в поворот на критической скорости.
Содержание:
После предварительного разгона водитель на высокой скорости преодолевает поворот (искривление траектории 80—100") с шириной проезжей части 6 м, стараясь как можно позже перейти на дугу сглаживающей траектории. По своей геометрии эта дуга несимметрична относительно вершины поворота: первая половина ее более крутая, заключительная часть пологая.
Дозировка: 50—70 поворотов различной крутизны в двух-трех занятиях.
Методические указания:
Обучение проводится в три этапа.
o Первый. Водитель строит симметричную траекторию движения, прижимаясь на входе к наружной стороне, срезая середину и касаясь внутренним колесом нершины поворота, а затем выводит автомобиль наружу.
o Второй. Водитель должен совместить вход в поворот с эффектом загрузки передних колес либо торможением двигателем, либо включением понижающей передачи, учитывая,что момент загрузки кратковременен и переход от прямолинейного движения к движению по дуге нужно ускорить.
o Третий. Данный этап обучения больше способствует психологической подготовке, нежели технической и тактической. Нужно заставить (!) себя войти в поворот как можно глубже по прямой и лишь затем начать маневр. Однако следует учесть, что лишь своевременная загрузка позволит повысить управляемость. Если водитель опаздывает с поворотом колес, то он создает критическую ситуацию, связанную со сносом передней оси и снижением управляемости. В заключительных попытках нужно повысить скорость до критической за счет увеличения длины разгона, а загрузку передних колес автомобиля перед входом обеспечивать рабочим тормозом.
Типичные ошибки при выполнении упражнения:
o ранний вход;
o вход без загрузки;
o неполное использование ширины проезжей части;
o занос-скольжение на выходе из поворота.
Организационные указания:
Вначале поворот проходят на минимальной скорости, но по скоростной траектории (имитационный режим). После того как особенности траектории изучены, можно увеличивать скорость, переключив внимание на повышение управляемости на входе за счет загрузки передних колес. На третьем, заключительном этапе возможно использовать метод лидирования за инструктором или водителем, владеющим приемом.
Завершать подготовку следует в экстремальном режиме, повышая скорость, пока не возникнут снос передних колес и полная потеря управляемости. При этом следует предусмотреть особые меры безопасности: в зоне поворота на покрытии не должно быть неровностей, зона снаружи поворота должна быть свободна от препятствий, разметка должна быть легкосминаемой.