Модель психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений
Построение модели изучаемого явления, то есть отражение его важнейших свойств при помощи системы специально разработанных или исторически сложившихся знаков, является одним из важнейших этапов любого научного исследования. В психологической науке моделирование как средство познания (и предсказания) сложнейших психических явлений зачастую представляет собой единственный метод отражения исследуемых феноменов (Б.Ф. Ломов). Поэтому правильно построенная концептуальная модель не только является следствием обобщения целой серии экспериментов, но и сама предоставляет возможность провести ряд испытаний – провести модельный эксперимент.
Структура детско-родительских отношений, взаимосвязь основных его компонентов зависит от того, кто является центром при рассмотрении данного феномена — личность ребенка или личность самого родителя. Существует два типа моделей детско-родительских отношений []:
1) центрированные на ребенке и его развитии;
2) центрированные на личности родителя.
Остановимся на раскрытии содержания модели детско-родительских отношений, которую предложил Э. Фромм. Он выделил в детско-родительских отношениях такие координатные линии, как контролируемость – неконтролируемость и условность – безусловность. Родительское отношение в этой структуре является фундаментальной основой развития ребенка. Э. Фромм, создавая данную модель, провел разграничение между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Материнская любовь безусловна – мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь неподвластна контролю со стороны ребенка, и ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. По мнению автора, деструктивные детско-родительские отношения порождены отсутствием какого-либо начала: материнского или отцовского [].
Модель, предложенная Э. Эйдемиллером и В. Юстицкисом, так же основана на анализе эмоционального и поведенческого компонентов. Авторы выделяют количественные и качественные компоненты. Количественная характеристика – уровень протекции в процессе воспитания (количество сил, времени, уделяемых ребенку). К качественным характеристикам относятся степень удовлетворения потребностей ребенка, качество требований к ребенку (обязанности и запреты, санкции за невыполнение обязанностей и нарушение запретов), неустойчивость стиля воспитания [].
А.Я.Варга добавила к эмоциональному и поведенческому компоненту еще один – когнитивный, который отражает неадекватное видение ребенка родителями. А.Я.Варга и В.В.Столин совместно пришли к выводу о том, что реальная структура родительского отношения состоит не из эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов, а из их устойчивых сочетаний []. Но при психологической коррекции деструктивных детско-родительских отношений, воздействуя только на вышеназванные компоненты, невозможно добиться желаемого результата, потому что неадекватные реакции и формы поведения представляют собой следствие более глубоких личностных нарушений.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова рассматривают родительское отношение как составляющую личностной сферы человека, и в его структуре выделяют потребностные, эмоциональные, ценностно-смысловые и операциональные составляющие.
К.Н.Белогай считает, что основой родительского отношения являются потребностно-мотивационный и ценностно-смысловой компоненты, которые названы «ядерными» и эмоциональный, поведенческий, оценочный компоненты – «поверхностные». Потребностно-мотивационный компонент включает в себя потребности и мотивы, побуждающие к рождению ребенка. Ценностно-смысловой компонент содержит две основные ценности: ценность ребенка и ценность состояния быть родителем. Эмоциональный компонент включает как чувства по отношению к ребенку, так и переживания по поводу собственной родительской роли, степень удовлетворенности ею. Оценочный компонент основан на оценке ребенка и оценке себя как родителя. Поведенческий компонент родительского отношения включает конкретные операции взаимодействия и общения с ребенком и общую стратегию воспитания [].
Таким образом, в отечественной и зарубежной психологии исследователи выделяют компоненты родительского отношения в зависимости от того, что ставится в центр исследования: благополучие ребенка или личность родителя и его собственное развитие в процессе освоения новой роли: матери, отца. Если роль родителя выполняется формально, неосознанно, то о психологическом благополучии ребенка говорить неуместно, поэтому необходима структура, где в центре исследования находятся и родитель, и ребенок как равноправные субъекты взаимодействия. Отсюда в структуре деструктивных детско-родительских отношений выделяют следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, ценностно-смысловой, поведенческий.
Когнитивный компонент характеризует адекватность – неадекватность образа ребенка «глазами родителя», образ родителя «глазами ребенка», образ «Я как родитель». Неадекватный образ возрастно-психологического статуса приводит к искажению системы ожиданий и требований от ребенка, к искажению границ зоны его ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Достаточно часто искажение представлений родителей о взрослости связано с переоценкой реальных возможностей ребенка и выдвижением «сверхтребований» в отношении его достижений. Искаженный образ возрастно-психологического статуса ребенка у родителей приводит к нарушению семейной системы воспитания, общения и сотрудничества родителей и ребенка, ограничивая возможности развития ребенка в пределах потенциала зоны ближайшего развития. При деструктивном родительском отношении у родителей наблюдается неадекватный образ особенностей ребенка, уровень развития психологических свойств и способностей в сторону их преувеличения (преуменьшения).
Эмоциональный компонент детско-родительских отношений связан в первую очередь с эмоциями, которые переживают родители и дети при взаимодействии, а также эмоциональное отношение родителя к собственной роли, возникающее в результате своих действий и своей компетентности как родителя. Родительская любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, - как патология, психическое отклонение, проявление аморальности. Однако следует заметить, что эмоциональная близость к ребенку и взаимопонимание не являются врожденной способностью матери и отца, способность любить детей формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности, принося родителям ощущения счастья, полноты самореализации. Напротив, переживание отвержения ребенка, что наблюдается при деструктивных детско-родительских отношениях, вызывает у родителя чувство вины, депрессию, тревожность, нарушение «Я-концепции» в форме самоотвержения и низкой самооценки. Следовательно, воздействуя на эмоциональный компонент при осуществлении психологической помощи можно стабилизировать эмоциональное состояние родителя, помочь осознать отвержение ребенка, преодолеть чувство вины, повысить уровень эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель – ребенок.
Ценностно-смысловой компонент родительского отношения тесно связан с потребностями и мотивами. Ценность ребенка для родителей и ценность родительства как состояния «быть отцом» и «быть матерью» формируется на основании потребностей и мотивов. При деструктивном родительском отношении ребенок не обладает самоценностью как личность, отношения между родителями и детьми строятся не как диалогическое общение равноправных партнеров, стимулируя личностный рост каждого из них. Для родителей не характерно осознание и принятие социальной роли родителя, они не ответственны за выбор своего поведения в силу своего родительского статуса. Психологическая коррекция родительского отношения предполагает кардинальное изменение как когнитивных, так и ценностных структур сознания родителей. В процессе коррекции должна произойти определенная трансформация личности родителя, реорганизация структуры сознания. Необходимая трансформация сознания родителей происходит через переосмысление ими действительности. Это переосмысление осуществляется как смысловой и ценностный сдвиг.
Поведенческий компонент детско-родительских отношений – это конкретные операции по уходу за ребенком, предпочитаемый стиль общения, характер дисциплинарных воздействий. При психологической коррекции и родитель, и ребенок проходят определенный путь личностного роста. Используя метод конгруэнтной коммуникации, основанный на идеях и принципах гуманистической психологии (А.Адлер, Х.Джайнотт, Р.Дрейкус, А.Маслоу, К.Роджерс), что требует усвоения ряда коммуникативных техник: эмпатического слушания, эффективной похвалы, использование «Ты-высказываний» и «Я-высказываний», родителями и детьми закрепляются новые формы поведения.
Более подходящей для детей дошкольного возраста является модель Е.И.Ждакаевой (рисунок 1, приложение 1). Данная модель отличается от предыдущих содержательным наполнением компонентов. Автор предлагает психологическую коррекцию детско-родительских отношений с помощью арт-терапии, через сказку, игру, рисование.
Понятие «арт-терапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного творчествапомогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К.Роджерс, А.Маслоу).
Взоры многих современных исследователей все больше обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств. На сегодняшний день арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, различающихся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения.
Коррекционный эффект арт-терапии рассматривается в связи с самой сущностью искусства, а также с творческим потенциалом человека, который можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности, направить их на ее социальное и индивидуальное интегрирование.
О.А.Карабанова выделяет основные механизмы психологического коррекционного воздействия арт-терапии:
1) Символическое реконструирование.Искусство позволяет в символической форме воссоздать травмирующую ситуацию и найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
2) Катарсиссвязан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного, к приносящему наслаждение». Отечественные психологи (Л.С.Выготский, Б.М.Неменский, Ю.А.Огородников, К.С.Станиславский, Т.А.Флоренская) в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса – одну из основных психологических установок в отношении искусства.
3) Механизм «отстранения» (В.Шкловский) дополняет механизм символического реконструирования, позволяя увидеть события и предметы высвобожденными из их повседневного функционирования. С помощью механизма «отстранения» субъект может отодвинуть, отстранить травмирующие воспоминания и переживания.
Модель психолого-педагогической коррекции деструктивных детско-родительских отношений Е.И.Ждакаевой выбрана нами для составления программы коррекции детско-родительских отношений.
Выводы по первой главе
Современная психологическая теория и практика раз за разом обращаются к психологии детско-родительских отношений как одной из наиболее болезненных и важных тем в исследовании онтогенеза личности.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания в семье.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
3) чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
4) формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
В семье естественным образом создаются условия для доверительного общения. Хорошо зная их, родители могут целенаправленно и безболезненно направлять действия и поступки малыша в русло воспитания у него отзывчивости, гуманности, щедрости, чуткости – качеств социально важных и актуальных.
Деструктивные детско-родительские отношения отрицательно влияют на психическое развитие малыша и требуют квалифицированной психолого-педагогической коррекции.
Для детей дошкольного возраста более подходящей является модель коррекции деструктивных ДРО Е.И.Ждакаевой. Автор предлагает психологическую коррекцию ДРО с помощью арт-терапии, через сказку, игру, рисование.