Феноменологические методы исследования в психологии. Методы регистрации феноменов

Направлены на регистрацию самоотчетов различных испытуемых о своих представлениях о психических особенностях (психических процессах, свойствах, переживаниях и т. д.), основания для анализа которых задаются исследователем.

Метод самонаблюдения (интроспекции) и самоотчета – на основе рефлексии и самоанализа последовательное описание субъектом представлений: а) о протекании психических процессов; б) о субъективных результатах их протекания. Изучение «сознательного опыта» испытуемых.

· При отсутствии феноменологических данных невозможно найти субъективно убедительное подтверждение тому, что психические явления существуют. Предположение о существовании психики как таковой, исходно строились на основе самонаблюдения (рефлексивных действий).

· Невозможность подтверждения или опровержения полученных данных; субъективность.

· При регистрировании феноменов возможны два типа самоотчетов: а) самоотчет субъекта о собственно психологических характеристиках ощущений, переживаний, мыслей, вызываемых различными свойствами воспринимаемых объектов или воздействующих стимулов; б) самоотчет субъекта о свойствах воспринимаемых объектов или воздействующих стимулов (характеристика опыта в терминах ощущений, переживаний и мыслей). На этом основании противопоставляют: а) метод интроспекции, обеспечивающий получение данных о «непосредственном» субъективном опыте (при этом стараются избежать «ошибки стимула»); б) метод самонаблюдения, обеспечивающий получение объективных данных об «опосредствованном» восприятии субъектом различных предметов и явлений.

Беседа – целенаправленно организованный диалог, в ходе которого исследователь устанавливает психологические или поведенческие особенности другого человека (испытуемого).

Опрос и анкетирование – целенаправленно организованные графические способы регистрации данных о психических явлениях.

Очное и заочное анкетирование.

Открытые и закрытые вопросы.

Стандартизированные вопросники.

Проективные методы («проективные тесты»), используемые в психологии имеют ряд общих признаков.

Неопределенность материала или инструкции.

Возможность множества потенциальных и неоднозначных ответов.

Возможность многообразных и неоднозначных интерпретаций полученных данных.

«Рисунок дома», «фигура человека» (Гудинаф, Маховер), «тематический апперцепционный тест» (Розенцвейг), тест «чернильных пятен» (Роршах), метод свободных ассоциаций, метод незаконченного предложения.

Наши рекомендации