Алгоритм выполнения курсовых работ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
для направления 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление
Екатеринбург 2014
УДК | 351/354:378.147.88 (075) |
ББК | 4448.027.8+Ю956.6 |
М54 |
Рекомендовано Ученым Советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве учебного издания (Решение №309 от 24.09.2014)
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ и выпускной квалификационной работы для специальности «38.03.04 – Государственное и муниципальное управление» / сост. И.В. Воробьева; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2014 - 40 с.
Составитель:
Воробьева И.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления УрГПУ
Эксперт:
Кружкова О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления УрГПУ
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления УрГПУ
протокол № 8 от 3 апреля 2014 г.
Зав. кафедрой __________________________________ Максимова Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация выполнения курсовых работ…………………………….. | |
1.1 Общие положения выполнения курсовых работ…………………….. | |
1.2 Алгоритм выполнения курсовых работ………………………………. | |
1.3 Структура курсовой работы…………………………………………… | |
2. Организация выполнения выпускной квалификационной работы…... | |
2.1 Общие сведения о выпускной квалификационной работе по специальности «38.03.04 – Государственное и муниципальное управление»………………………………………………………………….. | |
2.2 Основные этапы выполнения выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………… | |
2.3 Структура выпускной квалификационной работы…………………... | |
3. Оформление курсовых работ и выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………….. | |
4. Защита курсовых работ…………………………………………………. | |
5. Представление и защита выпускных квалификационных работ…….. | |
Приложения…………………………………………………………………. |
1. Организация выполнения курсовых работ
Общие положения выполнения курсовых работ
Курсовая работа по специальности «38.03.04 – Государственное и муниципальное управление» является одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий курс. Курсовая работа является показателем того, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его умения в применении полученных знаний по избранной теме.
Научно-практический характер исследования выражается в обнаружении, описании и анализе конкретной проблемы в сфере государственного и муниципального управления, а также в предложении возможных методов ее решения, соотнесении теоретических положений с фактами, системности изложения и оперировании современной научной специальной терминологией.
Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование, выполняемое студентом в соответствии с учебным планом под руководством преподавателя кафедры. Ответственность за достоверность данных, сделанные выводы, своевременность выполнения и правильность оформления возлагается на студента.
Таким образом, она является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Курсовая работа должна обладать всеми чертами научного произведения. В ней должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснованы их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний. Также она должна содержать научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. В результате, курсовая работа носит целостный, однородный и завершенный характер.
Целью курсовой работы является развитие у студентов навыков самостоятельной работы и способности эксплицировать теоретические знания в практику и овладение методами современных научных исследований. Системой курсовых работ студент подготавливается к выполнению более сложной задачи – написанию и защите выпускной квалификационной работы.
Задачами написания курсовой работы являются:
- систематизация, закрепление и расширение полученных при обучении в университете теоретических и практических знаний по избранной тематике и применение этих знаний для написания курсовой работы;
- использование навыков самостоятельной работы, использование различных методов научного исследования при написании курсовой работы.
Курсовая работа должна показать умение студента сформулировать тему исследования, обозначить цель, поставить задачи, раскрыть основные понятия, умение анализировать существующие в литературе точки зрения по исследуемой проблеме, аргументировано отстаивать своё мнение, правильно оформлять научно-библиографический аппарат.
В целом курсовая работа должна отражать умение студента самостоятельно разрабатывать избранную тему, а во время защиты студент должен показать умение убедительно аргументировать выдвигаемые положения.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
В рамках подготовки по специальности «38.03.04 – Государственное и муниципальное управление» предполагается выполнение студентами трех курсовых работ – на втором, третьем и четвертом курсах.
Целью первой курсовой работы (2 курс обучения) может выступать теоретическое рассмотрение проблемы в феноменологическом поле изучаемых в рамках этого года дисциплин и анализ существующих вариантов ее решения с разработкой рекомендации по их оптимизации. Однако, в силу объективных причин, студент может остановиться только на варианте теоретического анализа какого-либо вопроса. В этом случае курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Кроме того, курсовая работа не может быть простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д., содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов уже проведенных эмпирических исследований, в котором проявляется авторское виденье проблемы и ее решения.
Целью второй курсовой работы (3 курс обучения) является теоретическое рассмотрение проблемы в феноменологическом поле изучаемых в рамках этого года дисциплин, а также эмпирическое изучение какой-либо конкретной задачи с использованием методов сбора и анализа данных. В данном случае предполагается, что студент представит систематизированное изложение результатов собственного теоретического и эмпирического исследования по актуальному вопросу в сфере государственного и муниципального управления.
Целью третьей курсовой работы (4 курс обучения) выступает разработка рекомендаций по решению конкретной проблемы в сфере государственного и муниципального управления, которая предварительно рассматривается студентом на теоретическом уровне, посредством анализа уже существующих подходов к ее решению, а также изучается эмпирически, с помощью соответствующих методов сбора и анализа данных. В результате, курсовая работа представляет собой три самостоятельные главы, посвященные теоретическому, эмпирическому и прикладному аспектам в решении актуальной задачи в области управления на государственном или муниципальном уровнях.
Алгоритм выполнения курсовых работ
1. Выбор темы. Рекомендуется осуществить анализ проблем и вопросов, рассматриваемых в научных периодических изданиях в области государственного и муниципального управления. Исходя из результатов проделанной работы, можно сделать вывод об актуальности и востребованности темы, степени ее разработанности в современной науке, основных направлениях изучения феномена. Помимо этого, анализ периодических изданий позволит определить специалистов, в работах которых освещается интересующий конструкт.
2. Выбор научного руководителя. Научными руководителями могут являться высококвалифицированные специалисты – профессора, доценты и старшие преподаватели, имеющие опыт научно-исследовательской деятельности. Руководство курсовой работой заключается в проведении консультаций со студентом по вопросам окончательного выбора темы, составлении плана, подбора научных источников и т.п. Научный руководитель также контролирует своевременность выполнения курсовой работы и стимулирует самостоятельность студента.
3. Написание студентом заявления на имя заведующего кафедрой с указанием темы и ФИО научного руководителя. Образец заявления представлен в Приложении 1.
4. Утверждение тем курсовых работ и закрепление групп студентов за научными руководителями. В установленные сроки темы курсовых работ и закрепление научных руководителей утверждаются на заседании кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления.
5. Составление плана работы. После того, как определена тематика курсовой работы и выбран руководитель, необходимо определить основные этапы по ее выполнению. План составляется и обсуждается совместно с научным руководителем. Помимо содержательных аспектов указываются конкретные сроки выполнения каждого этапа.
6. Теоретико-методологический анализ научных источников. Целесообразно начинать с выделения основных понятий, которые будут исследоваться и поиска их определений. Затем необходимо осветить основные теории, подходы, которые рассматривают данные феномены. Проводится анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Опираясь на результаты теоретического поиска, определяются основные методологические основания работы.
7. Организация, планирование и проведение эмпирического исследования, а также анализ полученных результатов (при выполнении курсовой работы на 3 курсе). Разработка плана эмпирического исследования: формулировка целей, задач, гипотезы; подбор методов и методик, определение выборки. Сбор эмпирических данных: подготовка и тиражирование бланков методик; мотивирование участников исследования, сопровождение процедуры диагностики и ответы на вопросы респондентов. Обработка эмпирических данных: первичный математический анализ, составление таблиц и графическое представление результатов; осуществление математико-статистической обработки данных. Анализ и интерпретация полученных результатов, формулировка выводов.
8. Представление курсовой работы на предварительное рассмотрение. В установленные сроки студенты обязаны предоставить текст курсовой работы своим научным руководителям.
9. Доработка курсовой работы в соответствии с замечаниями научного руководителя.
10.Получение оценки и защита курсовой работы. Готовая курсовая работа сдается руководителю или проходит процедуру публичной защиты, после чего передается лаборанту кафедры в 2-х вариантах:
1. В пластиковой папке – скоросшивателе цвета:
а) красный – 2 курс; б) желтый – 3 курс; в) зеленый – 4 курс.
2. На электронном носителе (диск), содержащем:
а) аннотацию; б) презентацию; в) текст курсовой работы
В течение учебного года студент систематически работает над избранной темой в соответствии с индивидуальным рабочим планом и один раз в три недели (при необходимости чаще) встречается с научным руководителем в день его консультаций.
Работа с каталогами в библиотеке, знакомство с библиографическими указателями по проблеме, составление библиографий по теоретической и экспериментальной частям работы выполняются студентом самостоятельно, что позволяет сформировать умение и навыки библиографического поиска и работы с источниками, необходимые в дальнейшем, на выпускном курсе, для написания дипломной работы.
На консультациях научный руководитель оказывает помощь студенту в составлении личного рабочего плана, в определении направления разработки темы, в выборе понятийного и методологического аппарата работы, анализе основной литературы и материалов (что не исключает самостоятельный поиск источников и их изучение), в разработке структуры работы. Студент разрабатывает план экспериментального исследования, консультируется по вопросу выбора метода и методик использования и обобщения данных взятых из литературных источников.
Структура курсовой работы
Структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
Титульный лист
Титульный лист курсовой работы должен содержать:
· полное наименование министерства РФ, вуза, института, кафедры, где выполнена работа;
· вид исследовательской работы (курсовая работа);
· название темы курсовой работы;
· сведения об авторе (Ф.И.О. студента, курс, номер группы и отделение);
· сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность преподавателя, ученое звание).
· строка для проставления оценки;
· город, год написания. Пример оформления титульного листа представлен в Приложении 2.
Содержание
Содержание должно включать в себя перечень структурных элементов курсовой работы с правильным указанием страниц, с которых начинаются главы, параграфы и другие самостоятельные части текста. Названия разделов в оглавлении должны точно совпадать с заголовками в тексте. Запрещается сокращать название глав и параграфов. Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе. Введение, заключение, список литературы, приложения не нумеруются.
Введение
Введение характеризует социальную значимость и научную актуальность темы. Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, отразить причину исследовательского интереса к ней, сформулировать научную проблему, показать степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке, раскрыть цели и задачи работы; описать теоретические и методологические основы работы, определить объект и предмет, сформулировать гипотезу исследования.
Основная часть
Основное содержание работы располагается в главах между введением и заключением. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких (двух-трех) глав.
Первая глава по содержанию представляет собой теоретическую часть, которая должна иметь свой заголовок. В этой главе имеет смысл остановиться на следующих аспектах изучаемого явления:
· обозначение проблемы или группы проблем, рассматриваемых по данному вопросу;
· определение основных понятий;
· история изучения, основные взгляды на изучаемую проблему в теории и практике государственного и муниципального управления, возможно, в других смежных отраслях или других науках;
· функции явления;
· виды явления;
· структура явления;
· связь с другими явлениями;
· формирование и развитие явления (факторы, условия, механизмы, этапы);
· проявления явления и т.п.
Предложенная схема дана лишь для ориентировки и окончательная структура первой главы будет зависеть от выбранной темы, наличия и доступности литературы, структуры работы в целом.
При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, номер в списке литературы и страница.
Вторая глава при наличии в курсовой работе эмпирической составляющей обычно имеет название "Эмпирическое изучение …" и посвящается изложению цели, задач, объекта, предмета, методов исследования, включая статистические. Гипотезы исследования, если они имеются у автора, излагаются также в этой части после описания задач исследования. При описании методов и методик исследования следует иметь в виду, что в тексте работы их можно изложить кратко, сославшись на соответствующие библиографические источники, а более подробный вариант представить в приложении, тоже касается методов статистической обработки: в основной части описывается метод и указываются используемые критерии, а в приложения выносятся таблицы с расчетами.
Затем представляется изложение и анализ экспериментальных данных, полученных в ходе исследования. В этой части работы следует поэтапно, согласно поставленным задачам, представить результаты исследования и собственную интерпретацию полученных данных с графическим представлением полученных результатов.
Для решения задач, поставленных в исследовании, очень редко бывают важны "сырые" данные, представляющие первичную обработку полученных результатов (таблицы первичной обработки данных помещаются в приложение). Наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к математическим и статистическим операциям: расчет средних показателей, процентных соотношений, коэффициентов корреляции и т.п., именно эти значения следует отражать в сводных таблицах и демонстрировать в графиках и диаграммах.
Анализ эмпирических данных должен обязательно завершаться выводами.
Третья глава при наличии в курсовой работе практической части содержит конкретные рекомендации по оптимизации, коррекции или решению изучаемой проблемы. Студент может представить свои предложения с их обязательным обоснованием и описанием условий, при которых они должны быть внедрены, и ожидаемыми результатами.
Заключение
Заключение содержит краткое изложение всей работы и изложение собственных мыслей в связи с представленной в работе проблемой. Можно остановиться на основных результатах, полученных в ходе работы, представить перспективы дальнейшей работы над проблемой, сформулировать некоторые рекомендации.
В целом можно сказать, что введение и заключение выполняют функцию некой смысловой рамки основной части работы: введение предваряет знание, а заключение демонстрирует новую качественную ступень в понимании проблемы.
Список литературы
После заключения в текст работы помещают список литературы, который составляется в алфавитном порядке. В список литературы могут быть включены только те источники, которые использовались при написании курсовой работы или на которые есть ссылки в тексте (словари, периодические издания, тезисы, научные статьи, монографии и т.д.). Список литературы должен включать не менее 15-17 источников в полном библиографическом описании. Помимо традиционных бумажных носителей, среди которых рекомендуется использование словарей, учебных пособий, журналов, сборников научных статей и т.п. возможна работа с электронными ресурсами информационной сети Internet, ссылка на которые также оформляется в библиографическом списке.
Опыт показывает, что работа не может представлять научного интереса, если:
· при ее написании использовалось недостаточное количество литературы (например, 5-6 источников);
· использованная литература включает в себя преимущественно учебники (например, 4 из 7);
· работа построена на научно-популярной литературе;
· в работе не представлены современные взгляды на проблему, т.е. большая часть использованных первоисточников относится к периоду 60-х –
80-х годов.
Приложения
В конце работы при необходимости помещается раздел Приложения. В него должны быть включены тексты методик, схема-план наблюдения, текст стандартизированной беседы, характеристики отдельных испытуемых, статистические таблицы, таблицы "сырых" значений и другой материал, проясняющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования.
Каждый самостоятельный материал озаглавливается и помещается в отдельное приложение, присваивается порядковый номер. Например, "Приложение 1. Модифицированный вариант методики…", "Приложение 2. Таблица "сырых" значений…". Необходимо следить, чтобы в тексте работы обязательно были ссылки на соответствующее приложение.