Статистические методы, применяемые в криминологических исследованиях 5 страница
совершенствование работы контрольных и правоохранительных органов по эффективному предотвращению, раскрытию и расследованию неосторожных преступлений, по справедливому наказанию виновных лиц.1
Особое место в деятельности по предупреждению неосторожных преступлений занимает Государственная автомобильная инспекция. На нее возложены следующие специально-криминологические меры профилактики: регулирование движения транспорта и пешеходов, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, контроль за содержанием дорожной сети, надзор за техническим состоянием транспорта, регистрация и учет автотранспортных средств, учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению, применение к нарушителям установленных законом мер воздействия, организация и проведение агитационно-пропагандистской работы.
Для предупреждения должностной халатности, других криминальных проявлений неосторожности со стороны государственных служащих большое значение имеет четкая регламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и надведом-ственный контроль.
Тема 14. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
План:
1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности
2. Причины и условия коррупционной преступности
3. Меры борьбы с коррупционной преступностью
1.Понятие и общая характеристика коррупционной преступности
Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира.
Под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.
Однако представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу и взяточничеству. Краткое и емкое определение коррупции содержится в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».
Коррупция - распространенное зло в мире. Не случайно стратегия и практические меры борьбы с ней обсуждались на восьмом (Гавана, 1990 г.) и Девятом (Каир, 1995 г.) конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на многочисленных семинарах и конференциях, проводимых международным сообществом. За взятки обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам, «чужим» фирмам и т.д. Американский профессор В.М. Райсман выделяет три основных распространенных типа взяток: деловая взятка («платеж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей»), тормозящая взятка («за приостановку действия нормы или неприменения ее в деле, где она в принципе должна быть применена», прямой подкуп, т.е. «покупка не услуги, но служащего, приобретение должностного лица с тем, чтобы оно, оставалось на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя».
Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода потому, что доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Активная транснациональная борьба с коррупцией в мире и в отдельных странах развернулась в своей основе в последнюю четверть XX в., когда коррупция стала приобретать стойкие черты. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» дает определение коррупции, как «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».
Действующий Уголовный кодекс Республики Беларусь дает основания относить к коррупционным такие преступления, как присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, получение взятки, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими (публичными лицами) с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях.
Основу криминологической характеристики коррупционной преступности обычно составляют данные уголовной статистики о качественных и количественных свойствах. Однако статистические показатели коррупционной преступности носят весьма неполный характер.
Рассматривая все виды должностных преступлений (должностные хищения, злоупотребление служебным положением, взяточничество) за последние 8 лет, то количество лиц, их совершивших, составляет: 2000 г. - 6394 чел., 2001 г. - 6973 чел., 2002 г. - 6840 чел., 2003 г. -4358 чел., 2004 г. - 7300 чел., 2005 г. - 6220 чел., 2006 г. - 4990 чел., 2007 г. - 2385 чел.
Суммарный объем зарегистрированных фактов уголовно наказуемой коррупции составлял в 2000 г. - 5 %, 2001 г. - 6 %, 2002 г. - 5 %, 2003 г. -
3 %, 2004 г. - 4 %, 2005 г. - 3 %, 2006 г. 2,5 %, в 2007 г. - 1,9 %.
Структура зарегистрированной коррупционной преступности в Республике Беларусь в соотношении ее видов выглядит следующим образом: должностные хищения - 83,5 % в 2000 г., 82 % в 2001 г., 80 % в 2002 г., 62 % в 2003 г., 80 % в 2004 г., 33 % в 2005 г., 34 % в 2006 г., 64 % в 2007 г.; злоупотребление служебным положением - 3,5 % в 2000 г.,
4 % в 2001 г., 2,5 % в 2002 г., 7 % в 2003 г., 15 % в 2004 г., 50 % в 2005 г., 46,5 % в 2006 г., 18 % в 2007 г.; взяточничество - 13 % в 2000 г., 14 % в 2001 г., 17,5 % в 2002 г., 31 % в 2003 г., 5 % в 2004 г., 17 % в 2005 г., 19,5 % в 2006 г., 18 % в 2007 г.
Структура криминологического портрета белорусских коррупционеров выглядит так: представители исполнительной власти, работники министерств, комитетов и их подразделений 5.8 %, сотрудники правоохранительных органов - 6 %, контролирующих органов - 4 %, работники налоговой и таможенной служб - 3,5 %, иные категории 28,5 %.
Характерной чертой коррупционной преступности является ее высочайшая латентность. Экспертные оценки специалистов относительно размера выявленных случаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблются в пределах 0,1-2 %.
Высокая латентность коррупционных преступлений объясняется факторами объективного и субъективного характера. В большинстве случаев совершения таких преступлений нет потерпевших в физическом смысле слова, заинтересованных в сообщении об этом преступлении и в его раскрытии. Как правило, все участники коррупционной сделки получают от нее выгоду, к тому же все они (например, при даче-получении взятки) в соответствии с законом подлежат уголовной ответственности. Поэтому преступления совершаются скрыто. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность, непрерывно видоизменяется и совершенствуется. Субъективными причинами латентности являются отсутствие должной политической воли и решительности у руководителей государственных органов в борьбе с коррупцией, а также низкий профессиональный уровень работников оперативного и следственного аппаратов, привлеченных к этой деятельности.
Еще одной характерной особенностью коррупционной преступности является ее тесная связь с теневой экономикой и организованной преступностью. «Без коррупции организованной преступности не бывает, - справедливо утверждает В.В. Панкратов. Она в таком случае просто невозможна, она не просуществует и короткого времени, тем более она не сможет реализовать свои долговременные и длящиеся (разветвленные и многоэпизодные) операции - не получит льгот, защиты от контрольных органов, от конкуренции и пр. В свою очередь, только организованная преступность с ее бешенными доходами... образует разветвленную коррупционную сеть, выходя на самые верхи власти». В данном случае имеет место ситуация прямого подкупа или тотальной взятки, когда представители организованной преступности, мафиозные структуры устанавливают тесные связи с государственными чиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы «скупают на корню», полагая, что в нужный момент, в соответствующей ситуации коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели.
По данным ряда исследований, организованные преступные группировки и формирования от 30 до 50 % преступно нажитых средств тратят на коррумпированных функционеров государственного аппарата[4].
В докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступности на общество в целом» на второй сессии Комитета по предотвращению преступлений и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН в апреле 1993 г. отмечалось, что «коррупция государственных должностных лиц всегда являлась одним из предпочтительных средств организованных преступных группировок, составной частью их стратегии и тактики, которой отдавалось предпочтение перед использованием открытого насилия. Выплачиваемые в виде взяток деньги считаются боссами организованной преступности хорошим инвестированием, своего рода накладными расходами, оправданными с точки зрения «дела», поскольку это в значительной степени увеличивает шансы на успех и вероятную безнаказанность, снижает или даже сводит на нет опасность обнаружения преступления со всеми потерями, к которым это может привести».
2.Причины и условия коррупционной преступности
Существование коррупционной преступности определяется, прежде всего, общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и другие виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее определяющих.
Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие функции, постоянно испытывают соблазн использовать свои полномочия в личных или групповых интересах. Системный кризис, связанный с переходом к рыночной экономике, - благоприятнейшая ситуация для расцвета коррупции.
Экономические причины и условия коррупционной преступности:
экономическая нестабильность, проявляющаяся в существовании инфляции, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует последних на поиск других источников доходов, в том числе и нелегальных;
появление достаточно обеспеченного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа;
отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать необоснованные сверхдоходы;
недостаточная забота государства о своих служащих, их материальном благополучии и социальных гарантиях. «Когда оклад правительственных чиновников порождает вопрос о том, как данный человек может прокормить свою семью на свой оклад, - подчеркивается в документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), - можно утверждать, что общество порождает коррупцию. Когда оклад служащего государственного учреждения не обеспечивает ему прожиточный минимум, он либо уйдет с работы, либо будет недорабатывать свои часы, либо заниматься воровством, или вымогательством, либо брать взятки. Когда руководитель учреждения, принимающего правительственные решения, соответствующие решениям руководителя корпорации, получает оклад наравне с окладом служащего этой корпорации, или зарплатой разнорабочего, налицо основание для коррупции, которая ожидает подходящего момента»[5].
Организационно-управленческие причины и условия коррупционной преступности:
отчуждение большей части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;
отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности должностных лиц государства;
развитие «бюрократического рэкета» со стороны разросшегося чиновничьего аппарата органов государственной власти и управления;
ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;
господство в хозяйственной сфере не уведомительного, а разрешительного принципа, когда от управленческого работника соответствующей государственной структуры зависит очень многое. Государство не может безучастно относиться к тому, что делается в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому пределы его вмешательства в экономику и контроля над ней, основания, способы и формы этого контроля должны быть максимально четко регламентированы. При отсутствии такой регламентации создаются благоприятные возможности для чиновничьего произвола и коррупции.
Психологические причины и условия коррупционной преступности:
многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России и Беларуси;
традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами ответственности за подкуп;
относительно низкий уровень правовых знаний взрослой части населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от чиновников различного ранга;
психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и нелегальных интересов;
укоренившийся в сознании крайне незначительный риск привлечения к ответственности за совершение коррумпированного деяния (феномен безнаказанности);
6) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего.
К изложенному выше следует добавить, что непоследовательность проведения экономических реформ в государственной политике, отсутствие достаточной стабильности порождает у людей неуверенность в будушем. Это заставляет предпринимателей как можно быстрее получить прибыль, прибегая, в том числе, и к незаконным способам ее извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, необходимо использовать свою должность для личного обогащения.
Личность коррупционера существенным образом отличается от личности других преступников. Коррупционные преступления совершают как мужчины, так и женщины, причем удельный вес последних довольно высок. На них приходится 62 % женщин, совершивших присвоение либо растрату, 56 % - служебный подлог, 41 % - злоупотребление служебными полномочиями и только 10 % - взяточничество.
Что касается возрастных признаков, то все указанные преступления совершают лица старших возрастов (30 лет и выше) - от 90 % при взяточничестве, 85 % при злоупотреблении служебными полномочиями и при служебном подлоге, до 57 % при совершении присвоения либо растраты.
Образовательный уровень коррупционеров самый высокий среди всех преступников. Высшее образование имеют 82 % лиц, совершивших злоупотребление служебными полномочиями и служебный подлог, 45 % - присвоение и растрату и 93,5 % - взяточничество.
Уровень рецидива у коррупционеров невысок - от 5 % у взяточников до 17 % у лиц, совершивших служебный подлог.
В большинстве своем коррупционеры - это люди семейные, хорошие работники (многие из них имеют блестящий послужной список и отличаются исключительными деловыми качествами и высоким уровнем работоспособности). Как правило, это люди со стабильной психикой и выраженным потребительским мировоззрением. Так, немалая часть коррупционеров люди с высоким материальным достатком.
Криминологи выделяют следующие обобщенные типы личности коррупционера, корыстолюбивый, престижный и игровой.
Корыстолюбивый тип - последовательно, целеустремленно и постоянно стремится к удовлетворению своих, прежде всего, материальных потребностей, умножению и сохранению личного благосостояния, используя для этого все имеющиеся у него возможности: должностное положение, властные полномочия, связи и т.п.
Престижный тип - для этой категории коррупционеров характерны не столько стремление обеспечить себя материально, сколько с помощью криминальных денег создавать и постоянно поддерживать свой личностный статус, имидж. Он должен ощущать всеобщее почтение, уважение, занимать высокое, достойное положение в обществе, входить в известные элитарные социальные группы (дорогие клубы, общества и т.п.). Для этого он легко, не скупясь, использует финансовые и иные резервы, добытые в результате преступной, коррупционной деятельности.
Для игрового типа важны, прежде всего, не власть, не деньги, а сам процесс реализации власти. Ощущение реальной опасности при балансировании на грани правопослушного и преступного, дозволенного и запретного доставляет ему остро требуемое моральное удовлетворение. Для этого он стремится к созданию для себя максимальных комфортных условий и возможностей.
3. Меры борьбы с коррупционной преступностью
Борьба с коррупцией не может быть сведена только к выявлению и наказанию лиц, совершивших коррупционные преступления. Необходимо наряду с этим разработать и осуществить систему мер предупредительного характера, направленных на предотвращение проникновения коррупции в структуры управления и предупреждение коррупции на дальних подступах.
Меры предупреждения коррупции можно подразделить на две группы: общесоциальные и специальные (правовые).
Общесоциальные меры:
усиление социальной направленности экономических реформ;
совершенствование налогового законодательства;
обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней, повышение нравственного и культурного уровня населения;
привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, большое внимание уделяя воспитанию правосознания у граждан, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).
Правовые меры:
Основным нормативно-правовым актом, определяющим и регулирующим борьбу с коррупцией в нашей стране, является Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией», в котором дается:
законодательное определение перечня коррупционных преступлений, которое создает необходимые правовые предпосылки налаживания системы официального мониторинга данной группы преступлений;
законодательное определение субъекта коррупционного преступления как лица, уполномоченного на осуществление публичныхфункций, которое охватывает не только должностных лиц органов государственной власти и управления, но и лиц, выполняющих управленческие функции на государственных унитарных предприятиях, в иных коммерческих организациях, управляемых при участии государства или выполняющих государственные заказы.
Данный Закон определяет стратегию борьбы с коррупционными преступлениями, а также систему мер борьбы и предупреждения указанных преступлений.
В Законе также четко определены виды деятельности, несовместимые с выполнением государственных функций: ограничение на работу по совместительству, запрет на занятие предпринимательской деятельностью, обязанность передачи в доверительное управление государству на время выполнения государственных функций ценных бумаг, имущества, вкладов в предприятия и иных ценностей, использование которых влечет за собой получение доходов. Невыполнение этих требований должно повлечь за собой в обязательном порядке увольнение с государственной службы.
В Законе предусмотрены и реализованы достаточно жесткие меры финансового контроля. Сюда можно отнести предоставление при поступлении на службу сведений о доходах (личных и супруга(и)), недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, обязательствах финансового характера, в том числе и за пределами Республики Беларусь, о своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или совладельца оффшорных, других компаний, фондов с указанием доли собственности.
Указанный перечень мер борьбы с коррупцией не является исчерпывающим. Генеральной же линией в общем комплексе мероприятий по борьбе с коррупцией должно стать неукоснительное обеспечение решительной и беспощадной борьбы со взяточничеством - главной составляющей коррупционной преступности.
Исключительно важным в деле борьбы с коррупцией представляется совершенствование института государственной службы, максимально эффективная организация работы управленческого аппарата. Должны быть исключены дублирование и параллелизм в решении различных вопросов. Функции и пределы полномочий каждого служащего необходимо определить четко и максимально конкретно.
Корпус государственных и муниципальных служащих обязан подчиняться особо жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам. Специальные законы, содержащие подобные нормы, приняты в ряде стран. Например, в США такими нормативными актами являются: Принципы этичного поведения правительственных чиновников и служащих (1990 г.), Закон об этике (1978 г.); в Великобритании - Статус Гражданской службы, Кодекс условий службы и оплаты государственных чиновников, Общие принципы поведения государственных служащих; в ФРГ - Федеральный закон о государственных служащих, Федеральный закон о дисциплинарном режиме государственной службы.
В этих нормативных актах подчеркивается престижность государственной службы и моральная ответственность перед обществом лиц, состоящих на службе. «Федеральный служащий, - говорится в принципах этического поведения США, - должен уважать и соблюдать фундаментальные принципы этичного поведения с тем, чтобы каждый гражданин мог быть полностью уверенным в моральной честности своего правительства. Служба обществу предполагает доверие со стороны общества и требует, чтобы служащий ставил преданность Конституции выше личной выгоды».
ТЕМА : МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ