Как правильно вести себя перед телекамерами

Приготовление к эфиру

Возможно вы никогда не появлялись на телевидении, поэтому совершенно естественно, что вы начнете нервничать, так как не знаете чего вам ожидать и как себя вести в данной ситуации. Наши советы помогут вам понять, как лучше выглядеть перед камерой, какие жесты можно делать, а чего следует избегать, как говорить в микрофон.

Если вас приглашают на телевидение, то в первую очередь необходимо выяснить и подробно узнать, что вам предстоит и в какой программе вы будете участвовать. Чтобы избежать многих накладок, вы должны знать точную дату и время появления на студии, время эфира, если это будет программа, идущая прямо в эфир, адрес телестудии, название передачи, имя продюсера и необходимые телефоны. Вам нужно выяснить в какой форме будет проходить эфир, например, ответы на звонки телезрителей; интервью, теледискуссия или нечто другое. Вам также необходимо выяснить, как много времени будет предоставлено лично вам, какие темы будут затронуты в передаче и сколько участников, помимо вас, приглашено.

Всю необходимую информацию вы должны предварительно узнать у продюсера или режиссера программы. Если программа организована, как интервью, то сколько времени вам отводится на ответ. Насколько эти ответы должны быть краткими или продолжительными. Несоблюдение многих правил может оказаться для вас неприятным сюрпризом, особенно если в передаче организована встреча с вашим оппонентом или соперником.

Телестудия

Итак, вы попали на телевидение, предварительно оговорив все ньюансы и тщательно подготовившись. Убедитесь в том, что организаторы эфира правильно произносят вашу фамилию, имя и отчество, а также должность и компанию, которую вы представляете. С экрана это должно звучать правильно, поэтому лучше всего предоставить ведущему свою визитную карточку. Не обижайтесь, если ведущий несколько раз вслух произнесет ваше имя, ему это необходимо, чтобы в дальнейшем не ошибиться. Если программа, в которую вас пригласили участвовать, проходит в форме интервью, в первую очередь постарайтесь побольше узнать о человеке, который будет вас интервьюировать.

Если вам повезет и он окажется хорошо информированным и интеллигентным, то все пройдет гладко и вам будут задавать уместные вопросы. Хороший ведущий, а главное внимательный, восприимчив к вашим словам. Используя логичные переходы от одного вопроса к другому, он даст вам возможность высказать именно то, что вы хотели сказать аудитории. Мимика и жесты ведущего помогут вам понять, что его интересует.

Даже заранее подготовив вопросы, профессионал будет внимательно слушать ваши ответы и учитывать их для более обширных и детальных вопросов. Но может возникнуть и другая ситуация, когда вы попадете в эфир с человеком, которого мало интересуют ваши ответы и высказывания. Может случиться так, что вам достанется ведущий с большим самомнением и сноб, считающий себя звездой телеэкрана.

Он будет пытаться задавать каверзные вопросы, чтобы потешить или поразить аудиторию или попытается вывести вас из себя. Возможно, что ваш интервьюер специализируется именно на скандалах, приобретая таким образом популярность.

Оказавшись в такой малоприятной ситуации, вы должны сохранять достоинство и самоконтроль. Попытаться контролировать ход программы, стараться так отвечать на вопросы, чтобы переходить к нужным для вас темам, ответам и доносить до аудитории то, что вы хотите сказать. И конечно не реагировать чересчур эмоционально на каверзные вопросы. В данной ситуации вам может помочь хорошее чувство юмора. Некоторые советы помогут вам правильно давать интервью.

Если вы представляете компанию или корпорацию, то в первый раз обязательно произнесите ее полное название, в дальнейшем можно использовать аббревиатуру. Перед самым началом интервью обговорите с ведущим главные моменты, которых хотите коснуться в процессе разговора.

Возможно, что находясь в эпицентре событий, вы владеете более полной и исчерпывающей информацией, чем ведущий. Пообщайтесь с интервьюером, давая ему возможность более подробно расспросить вас, тем самым вы наладите более тесные взаимоотношения и будете чувствовать себя не так закрепощенно.

Будьте внимательны, когда выслушиваете вопросы во время интервью, старайтесь повернуть их в выгодное для вас русло. Целиком используйте вопрос, как возможность высказать свою точку зрения и то, что считаете нужным. Если в ответ на вопрос вы не знаете, что сказать, то лучше прямо заявить об этом. При подготовке речи перед эфиром, пострайтесь найти такие ключевые фразы или высказывания, чтобы они надолго запомнились. Не оспаривайте и не оправдывайтесь перед вопросами или высказываниями ошибочного утверждения. Кратко и четко изложите правильные факты и все.

Старайтесь не показывать своего волнения барабаня пальцами, теребя галстук, бороду и не играйте драгоценностями. Для того, чтобы передача прошла интересно, режиссер может переключать изображение с одной камеры на другую так, что вы даже этого не заметите. Операторы могут застать вас врасплох своей моментальной профессиональной реакцией, переводя камеры с общего плана на крупный или наоборот. Поэтому если вы хотите поправить волосы, вытереть губы платком или откашляться, делайте это с достоинством и спокойно, как если бы вы находились в президиуме, а все взгляды были направлены на вас.

Когда режиссер предупреждает вас о том, что вы не должны смотреть на камеру, смотрите ведущему в глаза и слушайте внимательно вопросы. Чтобы хорошо выглядеть в камере, старайтесь не хмуриться, не напускать на себя грустный, подавленный или угрюмый вид. Все эти выражения лица способны состарить вас лет на десять и сделать ваш внешний вид чересчур суровым. Перед началом съемок по экспериментируйте с выражением лица. Легкая улыбка способна осветить весь ваш внешний облик и расположить к себе. Никогда не смотрите вниз, только вверх, старайтесь держать прямую осанку. Когда вы улыбаетесь, смягчается ваш голос, а интонации кажутся живыми и заинтересованными. Не отпугивайте своим угрюмым видом аудиторию, продемонстрируйте ей чувство собственного достоинства, мудрость и доброту.

Для некоторых людей умение говорить в камеру кажется трудным или недоступным. В этом случае смотрите прямо в камеру и представляйте, что она не аппарат, а ваш друг или собеседник.

Так как для телезрителей пространство вокруг вас ограничено рамками телеэкрана, старайтесь не допускать широких и размашистых жестов, лучше всего держать локти прижатыми к ребрам. Ваши руки могут двигаться только в пространстве между подбородком и грудью. Их никогда не следует держать перед лицом, взмахивать вперед по направлению к камере, иначе жесты будут чересчур подчеркнутыми и увеличенными. Никогда не следует трогать свое лицо, даже если вам необходимо поправить сползающие очки. Позаботьтесь обо всех этих моментах заранее, до эфира. Нельзя также скрещивать руки перед грудью, закрытые, а то и враждебные жесты в камере еще больше утрируются, выдавая ваше напряжение.

Рекомендуем попрактиковаться в жестах до эфира перед зеркалом, находя такие варианты, которые эффектно подчеркнут ваши слова. Съемка и запись программы могут не всегда происходить в студии. Если телевизионная бригада производит съемку в офисе вашей компании, то понятно, что им понадобится захватить с собой некоторое количество аппаратуры. Не воспринимайте чересчур уж эмоционально, если им придется перевернуть ваш офис с ног на голову. Доверьтесь профессионалам и поверьте, они обычно добиваются самой оптимальной обстановки для проведения съемок. Когда запись производится для теленовостей, будьте готовы к тому, что информация должна быть изложена кратко, чтобы ваш текст не пришлось урезать.

Если съемка происходит на улице, старайтесь найти место в тени, не снимать там, где яркий солнечный свет. Во-первых, вам не придется все время щуриться, а во-вторых, если вы будете охвачены солнечным светом, тени на лице будут чересчур резкими.

Радио

Радио – такое же средство массовой информации, как и телевидение. На радио исчезает скованность, так как исчезает подсознательный страх перед телекамерами. К тому же радио расширяет возможности, не ограничивая ваше выступление жесткими временными рамками и позволяет мгновенно доносить информацию в самые отдаленные уголки страны.

Радиостудия спроектирована так, чтобы получить идеальное звучание. Для обеспечения хорошей акустики ее стены, полы и потолок специально звукоизолированы. Микрофоны могут либо монтироваться на стойках, либо крепиться к столу.

В данной ситуации вам необходимо помнить о некоторых моментах. Ни в коем случае нельзя барабанить по столу, этот стук в эфире будет звучать как оркестр состоящий из одних барабанов. Любые передвижения по поверхности стола, даже листки с записями в радиоэфире прозвучат как шумовые эффекты. В таком случае лучше вообще не касаться стола.

Установите удобное для вас расстояние в несколько сантиметров между вашим ртом и микрофоном и старайтесь поддерживать его постоянным на протяжении всего радиоэфира. То есть нельзя наклоняться к микрофону каждый раз, когда вы начинаете говорить. Когда вас просят проверить микрофон, не ограничивайтесь банальным подсчетом: «раз, два, три…». Произнесите полную осмысленную фразу. Не забывайте, что вас не видят, зато хорошо слышат. Поэтому впечатление о вашей личности у радиослушателей будет основываться только на вашем голосе.

Хорошо модулированный, резонирующий голос, четкость произношения и интонации, которыми вы выделяете наиболее значимые моменты – вот те критерии, которые идеальны для слушателей. Резкий и гнусавый голос очень неприятен для слуха, а если ваша речь хромает из-за обилия слов-паразитов (понимаете ли, ну, э-э-э), то это только раздражает, не вызывая никакого интереса к той информации, которую вы хотели бы донести до слушателей.

Старайтесь варьировать звучание вашего голоса, меняйте интонации, не переходите на монотонное рассказывание. Если в ответ на что-то у вас появилось желание рассмеяться, контролируйте диапазон и громкость смеха.

Не старайтесь перебить ведущего, задающего вопрос. Дождитесь пока он закончит говорить. Нет ничего ужаснее, чем слышать в эфире несколько голосов одновременно, перебивающих друг друга. Когда на передаче участвуют в разговоре несколько человек, и вы замечаете схожесть своего голоса с голосом другого, уместно при дискуссии называть имя этого человека, чтобы слушатели могли понять кто говорит.

Не опасайтесь быть свободным и раскованным во время радиоэфира, это только добавит вашей личности искренности и привлекательности. Если во время эфира вам хочется кашлять или чихнуть, отвернитесь от микрофона и заглушите звук. Можно также узнать, есть ли у микрофона временное отключение.

БИБЛИОГРАФИЯ

Архангельская М. Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам. М.: Эксмо, 2002.

Алыпшуллер А. А. Практическая психология для менеджера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Браун Л. Имидж – путь к успеху. С. Петербург: Питер, 2001.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.

Левитов Н. Р. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1969.

Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Государственный университет, 1971.

Попов М. П. Визитная карточка. – С. Петербург.: Форум, 2003.

Шепель В. М. Управленческая антропология. М.: «Дом педагогики», 2000.

Наши рекомендации