Методы описания деятельности человека-оператора в ИПиЭ
Задачи ИПиЭ, требующие описание деятельности человека-оператора (Ч-О). Подходы к описанию деятельности Ч-О. Описание деятельности Ч-О на уровне СЧМ (пространственно-организационное, многомерно-весовое). Методы описания и анализа деятельности оператора на уровне операций. Алгоритмическое описание деятельности человека-оператора.
Любое ИП исследование должно начинаться с описания и анализа деятельности оператора в СЧМ. В зависимости от конкретной задачи цель такого анализа может быть различной. Если предстоит проводить экспериментальные исследования, то описание и анализ нужны главным образом для выбора адекватной модели деятельности или отдельных типовых действий, а также для определения конкретных задач эксперимента. Если требуется ИП оценка СЧМ, то целью анализа будет выявление тех компонентов системы, по которым эта оценка должна проводиться. При разработке критериев и методов профессионального отбора описание и анализ должны быть направлены на выявление свойств личности, существенно влияющих на качество деятельности.
Под описанием деятельности понимается ее отображение с помощью некоторой системы знаковых средств. Выделяют два основных подхода к описанию деятельности оператора: на уровне СЧМ и на уровне отдельных операций.
Первый подход (на уровне СЧМ) служит для раскрытия и отображения только общих особенностей, присущих всей рассматриваемой деятельности (ее организации, композиции, структуре, составу и т. д.). Описание деятельности при этом включает перечень функций, выполняемых человеком в процессе деятельности; связь человека с отдельными техническими средствами; совместное отображение перечня функций и связей.
Последние задачи решаются путем пространственно-организационного или многомерно-весового описания деятельности.
Пространственно-организационное описание является одним из простых способов установления взаимосвязи между человеком и техническими средствами. Оно осуществляется с помощью схемы, на которой изображены технические средства, с одной стороны, и человек или группа людей – с другой. Сходный способ может быть применен и для описания информационных потоков в системе, при этом на чертеже пульта управления стрелками отмечаются переходы оператора от одного средства к другому, причем сама стрелка указывает направление переходов, а цифра около нее - их частоту. Такой метод может быть применен и для анализа циркуляции информации между группой операторов в системе управления. Пример – схема загрузки каналов связи в экипаже самолета. Степень загрузки каналов связи отображается шириной полосы между условными обозначениями членов экипажа, а цифра указывает число команд, поступающих по данному каналу в единицу времени.
Многомерно-весовое описание деятельности заключается в объединении в одной общей схеме наиболее существенных факторов и показателей, определяющих деятельность оператора, и в представлении этих переменных (различного содержания, вида, природы и т. п.) с учетом их удельных весов и связей в единой стандартизированной форме. Данный метод также служит для отображения функций оператора, однако здесь эти функции представляются с учетом их удельного веса в деятельности и их взаимосвязей. Для осуществления такого описания требуется выделить показатели деятельности и факторы, влияние которых на деятельность будет наиболее существенным и затем включить их в схему. Весовые коэффициенты при этом определяются путем измерений или экспертных оценок.
Методы описания и анализа деятельности оператора на уровне операций основаны главным образом на описаниях последовательности операций по переработке информации. Описание деятельности в этом случае предполагает составление перечня элементарных преобразований ситуации или объекта, обусловленных целью трудового процесса.
Описание и анализ деятельности на уровне операций может проводиться следующими методами: диаграмм оперативных планов, граф-схем, органинграмм, символьных языков, алгоритмического описания.
Метод диаграмм оперативных планов позволяет получить графическое описание последовательности преобразования информации и действий оператора при решении отдельных задач управления.
Метод граф-схем служит для краткого, схематичного отображения отдельных характеристик деятельности оператора в виде граф-схемы.
Рис.Пример описания деятельности с помощью граф-схемы:
А - прибор включен; В - прибор выключен;
С - действие включения прибора; D - показания не соответствуют программе;
Е - показания соответствуют программе;F - управляющее воздействие;
р - проверка включения; q - проверка соответствия
Метод органинграмм позволяет наглядно, в графической форме, представить все логические условия, которые принимаются во внимание при решении задачи управления, и отображать их в той последовательности, в какой они используются в процессе переработки информации.
Рис.Органиграмма, отображающая последовательность
обнаружения причины отказа в системе турбовинтового двигателя
С помощью символьных языков в компактной, наглядной форме описывается последовательность действий оператора при решении тех или иных задач.
Алгоритмическое описание деятельности оператора является одним из наиболее распространенных в ИП. Алгоритмическое описание деятельности может выполняться в словесной форме, в виде таблицы с текстом, в символьной форме, в форме граф-схем, в виде структурной или логической схемы.
Содержание операции | Обращение к СОИ | Обращение к ОУ |
1 Включение ПК | Индикатор на системном блоке | Кнопка включения на системном блоке |
2 Включение дисплея | Индикатор включения на дисплее | Кнопка включения дисплея |
3 Загрузка программы | Ярлык на экране дисплея | Щелчок мышкой |
4 Выбор режима работы «Преподаватель» | Кнопка на экране дисплея | Щелчок мышкой |
Вместе с тем необходимо отметить, что алгоритмический способ описания деятельности человека-оператора предполагает ряд ограничений, поэтому неизбежно упрощает реальную деятельность. К таким ограничениям относятся: последовательный характер описания алгоритмов; детерминированность функции переходов; бинарностъ логических условий; допущение о нулевых затратах на проверку логических условий. Однако при практическом использовании этих показателей нужно иметь в виду, что они определяют не столько сложность деятельности оператора, сколько сложность записи алгоритма. Недостатки такого подхода следующие: не учитывается реальная сложность отдельных операций алгоритма; не учитываются логические связи (т. е. структура алгоритма), так как во внимание принимается лишь число, состав и группировка операции алгоритма; не учитывается вероятность (частота встречаемости) алгоритма в деятельности оператора.
Рассмотренные методы описания деятельности оператора являются основой для ее последующего анализа, в результате которого вскрывается сущность отдельных ее элементов и деятельности в целом, указываются способы ее выполнения. Такой анализ представляет собой реализацию системного подхода. При таком подходе предусматривается несколько уровней анализа:
· личностно-мотивационный (предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения, заложенных в особенности профессии, с другой),
· компонентно-целевой (вскрываются цель и значение каждого действия в общей структуре трудовой деятельности. При этом должна рассматриваться не только внешняя, но и внутренняя сторона, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий),
· структурно-функциональный (изучаются принципы организации, механизмы взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными действиями, их значимость и вес),
· информационный (выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. п.),
· психофизиологический (проводится изучение физиологических систем и процессов, влияющих на деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процессов),
· индивидуально-психологический (предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее качеств).
В сочетании всех перечисленных уровней описания деятельность предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ рассматривает любое явление в развитии, что относительно профессиональной деятельности означает необходимость изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.