Введение. Министерство здравоохранения России
Министерство здравоохранения России
Санкт-Петербургская Государственная
Медицинская академия им.И.И.Мечникова
С.Л.Соловьева, Е.Б.Одерышева
Общая психология
Учебно-методическое пособие для студентов
Санкт-Петербург
Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б. Общая психология. Уч.мет.пособие. СПб.: СПбГМА, 2004, 47с.
Методические указания раскрывают содержание и структуру основных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания. Приводятся классификации, виды нарушений и методы диагностики познавательных психических процессов. Рассматриваются эмоциональная и волевая сферы личности. Излагаются представления о биологическом фундаменте индивидуальности человека: психологии половых и возрастных различий, конституции и темпераменте. Даются основы психологии личности; рассматриваются основные типы акцентуаций личности.
Издание предназначено для студентов факультета высшего сестринского образования.
Рекомендовано для использования в учебном процессе ученым советом СПбГМА 4 октября 2004 года
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им.И.И.Мечникова, 2004г.
Введение
Изучение общей, социальной и медицинской психологии представляет собой неотъемлемую часть структуры высшего медицинского образования. Врачу любой специальности важно знать особенности личности больного, характерные черты его психической деятельности, эмоциональных, познавательных, волевых процессов, а также особенности психики ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека. В структуре медицинского образования непременной составляющей частью является курс клинической психологии, изучающий психологические аспекты клинических дисциплин; он продолжается курсом психиатрии, который изучает расстройства психики. Изменения психики встречаются не только при тяжелых душевных заболеваниях, психопатиях и неврозах, но и в неврологической клинике, в клинике внутренних болезней. Курс психиатрии должен предваряться курсом общей и медицинской психологии, описывающим особенности психики в норме. В свою очередь, знание основ человеческого общения является необходимой частью профессиональной врачебной деятельности. Ошибки врача обходятся весьма дорого как пациенту, так и самому врачу. Большая часть жалоб пациентов, поступающих в руководящие инстанции, вызвана не профессиональной непригодностью врача, а его неумением разрешать сложную психологическую ситуацию, незнанием основ психологии, которая в данном случае неотделима от деонтологии и профессиональной этики.
Современному врачу знание психологии необходимо для оценки психологических аспектов заболеваний и травм. В зависимости от индивидуально-психологического склада пациенты по-разному болеют, по-разному переносят лечебно-диагностические процедуры, воздействие медикаментозных и немедикаментозных средств.Такие свойства личности как оптимизм, самообладание, идейная целенаправленность могут способствовать предотвращению, облегчению и преодолению болезни. Психические травмы, психическое напряжение, эмоциональные проблемы могут ухудшить состояние больного, отрицательно повлиять на течение болезни.
В контексте современной парадигмы био-психо-социальной концепции болезни, сменившей традиционную биомедицинскую модель, акцентируется роль и значение психологических и социально-психологических факторов, по-своему трансформирующих ход течения болезненного процесса. Психологические аспекты в той или иной степени включены практически в каждый случай соматического или нервно-психического страдания. Раскрытие психогенеза болезненного состояния оказывается весьма сложной задачей, особенно в случаях длительно и исподволь развивающихся заболеваний. Врачу приходится изучать историю развития личности, выяснять связи между свойствами личности в обстоятельствами жизни, зависимость патогенного действия каких-либо обстоятельств жизни от особенностей характера больного.
Каждый врач в повседневной практике влияет на психику больного и многое в лечении зависит от того, насколько врач понимает психические особенности больного, как владеет приемами психического взаимодействия. Врач "ведет" больного, а это значит, что он не только регистрирует течение болезни, делает назначения, но и взаимодействует с больным, психотерапевтически воздействует на него, успокаивает, одобряет, переубеждает. Врач может не быть психотерапевтом, но, общаясь с пациентами, вступая с ними в психологическое взаимодействие, строит межличностные взаимоотношения оптимальным образом, необходимым для решения главной задачи – выздоровления, сохранения и укрепления здоровья. Современный врач необходимым образом применяет техники и приемы взаимодействия, которые могут быть отнесены к техникам и приемам работы психотерапевта. Психологический аспект взаимоотношений «врач-больной» в современных условиях приобретает все большее и большее значение. Все это требует от врача определенных психологических знаний, умений и навыков.
Психология - это наука о закономерностях развития в функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством психических процессов, актов, состояний качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них. В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином "душа" и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 векe "психологией". Сведения о названных явлениях накапливались и в других направлениях исследований, а также в различных сферах практической деятельности (в особенности медицинской и педагогической). В психологической науке со временем выделилось несколько отраслей: общая, социальная, медицинская, юридическая психология и другие облаcти психологических знаний.
Тема занятия: Психические процессы чувственного уровня познания
Цель занятия: Изучение психологических характеристик процессов ощущения и восприятия на чувственном уровне познания и их изменений в процессе заболевания
Учебно-целевые вопросы занятия:
1. Понятие ощущения.
2. Классификация ощущений.
З. Свойства ощущений.
4. Понятие о чувствительности анализаторных систем.
5. Нарушение ощущений при соматических и нервно-психических заболеваниях.
6. Понятие восприятия.
7. Основные свойства восприятия.
8. Изменения восприятия времени в эмоционально-насыщенных ситуациях
9. Использование сенсорных стимулов в психодиагностике (на примере теста Люшера).
В эволюции живого мира ощущения возникли на основе свойства живой материи реагировать на воздействия внешней среды изменением своего внутреннего состояния. Ощущения всегда связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Восприятие дает возможность интегрировать отдельные ощущения в целостные образы. Студентам как будущим врачам важно знать особенности собственных визуальных, аудиальных, кинестетических и других видов ощущений. Для будущей профессиональной деятельности необходимо также обратить внимание на то, что соматические и нервно-психические заболевания могут изменять характеристика процессов ощущения и восприятия. Эти изменения обусловливаются непосредственно патологией органов чувств или центральной нервной системы, а также возникают под влиянием характеристик личности, функционального состояния и т.д. Знание закономерностей этих изменений может оказать помощь при постановке диагноза. С другой стороны, большое значение в адекватном восприятии существующих у больного симптомов имеют индивидуально-психологические особенности врача и условия проведения обследования.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. Все многообразие окружающего мира – звуки, запахи, цвета – мы воспринимаем благодаря органам чувств; с их помощью организм человека обеспечивает себя информацией о состоянии внешней и внутренней среды. Эта информация поступает в виде различных ощущений.
Ощущения - это простейший психический процесс, состоящий в отражении органами чувств отдельного чувственного качества. Отдельные свойства предметов и явлений материального мира, а также внутренние состояния организма отражаются в ощущениях при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ее в мозг, в результате чего возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на анализатор. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1. Периферического отдела, или рецептора. В нем происходит преобразование определенного вида воздействия энергии в нервный процесс.
2. Афферентных, или центростремительных проводящих путей, по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора, и эфферентных, или центробежных нервов, по которым передается ответная реакция.
3. Центрального отдела анализатора – специализированного участка коры головного мозга, где происходит преобразование нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Ответная реакция передается по эфферентному нерву.