Тема 11

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СЕМЕЙНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

(семинарское занятие)

Цель: формирование знаний о психологической сущности подходов к семейному консультированию.

Задачи:

1. Познакомиться с различными схемами основных правил семейного консультирования.

2. Совершенствовать знания о методологических принципах работы с семьей.

3. Определить психологические условия развития личности в процессе консультирования.

Форма контроля: проверка конспектов групповых коррекционных занятий.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Структурная модель семейного консультирования.
  2. Устранение эмоциональных нарушений в родительско-детских отношений посредством нарративной стратегии консультирования.
  3. Индивидуальные и групповые формы работы с семьёй.
  4. Игровые методики в семейном консультировании.
  5. Основные требования к руководителю группы.Критерии эффективности семейного консультирования.

Глоссарий

Структурная модель С. Минухина, нарративный подход, эмоциональные нарушения, амбивалентное эмоциональное состояние, стеническое эмоциональное состояние, астеническое эмоциональное состояние, депрессия, информационный стресс, общий синдром адаптации, дистресс, эустресс, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные виды психологического консультирования.
  2. В чем особенности консультирования, как информирования?
  3. В чем проявляются преимущества и недостатки группового психологического консультирования?
  4. Какие методы применяются в групповом психологическом консультировании?
  5. Какие методы используют в индивидуальном консультировании членов семьи?
  6. Какими аспектами характеризуется нарративная стратегия консультирования?
  7. Определите критерии эффективности семейного консультирования.
  8. Что такое эмпатия?

9. Чем вызвано переживание фрустрации? .

10. В чем отличия ситуативной тревожности от личностной?

11. Назовите возможные стратегии работы с семьёй трудного подростка, с агрессивными и гиперактивными детьми.

Список литературы

1. Краковский, А. П. Трудный возраст / А. П. Краковский. — М. : Просвещение, 1966.

2. Кратохвилл, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвилл. – М., 1991. – 336 с.

3. Леви, Д. Семейная психотерапия, история, теория и практика / Д. Леви. – СПб. : Аима, 1993. – 346 с.

4. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители и дети / Л. И. Маленкова.– М.: [б. и.], 1994. – 304 с.

5. Малиновский, Е. Л. Щедро сеющий щедро пожнет : метод. рекомендации по теопсихологии семейного воспитания / Е. Л. Малиновский. – Барановичи : БГВПК, 2000. – 64 с.

6. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб. : Речь, 2005. – 150 с.

7. Мей, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мей. – М. : Класс, 2008. – 224 с.

Наши рекомендации