Использование возвращения
Возвращение напоминает подведение итога, но предполагает употребление исключительно лексики обучающегося. Подведение итога — это очень важный навык; его составной частью является точная интерпретация значения используемых обучающимся слов.
Навык возвращения, в отличие от подведения итога, заключается в непосредственном использовании самих слов, а не их тренерских версий. Это не так просто, как кажется, поскольку может выглядеть странно (особенно в Великобритании). Иногда создается впечатление, будто вы тупица или смеетесь над обучающимся, поэтому существенное значение имеют интонация и расстановка акцентов, и не последнюю роль в этом играют навыки НЛП.
Навык возвращения особенно полезен, когда тренер пытается достичь определенного согласия с обучающимся, не решается или боится высказать свое мнение, а также в споре.
Рассмотрим пример сложной ситуации.
Обучающийся. Вы всегда рветесь вперед, не дожидаясь, пока я пойму, что вы сказали.
Тренер. Ты говоришь, что я всегда рвусь вперед, не дожидаясь, пока ты поймешь, что я сказал.
или
Обучающийся. Вы слишком сложно объясняете.
Тренер. Ты говоришь, что я слишком сложно объясняю.
Если обучающийся был агрессивно настроен, то после такого ответа ситуация разрядится, так как ему придется либо согласиться с тренером, либо повторить свое высказывание, либо изменить его. В последнем случае тренеру следует повторно использовать возвращение, но уже к новому высказыванию.
Тренер должен обязательно дословно повторять слова обучающегося, чтобы противопоставить его агрессии или пассивности свою настойчивость и предложить новые условия, не давая втянуть себя в разбирательство. Можно использовать и метамодель. Тренер должен решить, какая техника больше подойдет в данных обстоятельствах.
Достигнув раппорта и взаимопонимания, тренер может продвигаться в более позитивном направлении. Например, возможны такие варианты:
а. Поиск идей/целей обучающегося. Он должен быть ориентирован на будущее для предупреждения уже совершенных ошибок.
б. Договоренность вернуться к этому вопросу позже, перед чем каждый должен подготовить свое решение.
в. Выяснение значимости вопроса для обучающегося, то есть как X связано с У? {X— высказывание, У— цель обучения.)
г. Уточняющий вопрос: когда ты говоришь X, что ты имеешь в виду?
д. Предложение собственных идей и целей на основе «возвращенного» высказывания обучающегося.
Тренер должен принять к сведению, что если возвращение проведено спокойно, настойчиво и корректно, то обучающимся будет сложно оставаться агрессивными или пассивными. Единственное, против чего они смогут возражать, — это сам прием возвращения, поэтому нужно подобрать подходящие невербальные средства коммуникации и интонацию.
Возвращение относится к техникам, которые просты в объяснении, но сложны в применении. Как и все приемы, описываемые в этом разделе, оно требует определенного опыта и умения решать, когда и как его применять. В сочетании с комплексом таких приемов НЛП, как установление раппорта, поддержание позитивного личного состояния и невербальная коммуникация правильно использованное возвращение способно целенаправленно повлиять на развитие конкретной ситуации.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Применяйте возвращение всегда, когда вы не уверены в смысле высказывания или вопроса обучающегося.
2. Упражняйтесь в небольшом или глобальном возвращении в зависимости от представления об обучающемся, с которым вы имеете дело.
3. Применяйте возвращение в рамках одного дня (занятия), всего тренинга, конкретных действий/целей.
4. Предложите другим применить возвращение по отношению к вам.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Повторяйте высказывания в точности.
· Сохраняйте позитивный настрой, сосредоточенность и настойчивость.
· Используйте подходящие невербальные средства и интонацию.
· Осуществив возвращение, двигайтесь в более позитивном направлении:
– ищите смысл;
– соглашайтесь обсудить разногласия позже;
– установите значимость проблемы;
– задавайте уточняющие вопросы;
– двигайтесь вперед;
– используйте подходящие навыки НЛП.
3.5. Использование «фокусов языка»
Навыки «фокусов языка» основаны на разработках американца Роберта Дилтса. Развивая нейро-лингвистическое программирование, Дилтс понял, что определенным словам и фразам могут быть приписаны разнообразные значения. В результате изучения работы высокопрофессиональных коммуникаторов выяснилось, что они способны сознательно или бессознательно использовать свои навыки, чтобы добиться перемен в людях и ситуациях.
Правильное использование «фокусов языка» позволяет, подобно рефреймингу и метафорам, изменять убеждения, связанные с определенной темой.
Известны 14 классических определений «фокусов языка» Роберта Дилтса. Далее в этом разделе они рассматриваются в контексте тренинга.
Переопределение: замена одного из используемых в формулировках убеждений слов новым, означающим нечто похожее, но имеющим другой смысл.
Последствия: переключение внимания на эффект (позитивный или негативный), вызываемый убеждением или отношениями, определяемыми убеждением.
Намерение: переключение внимания на цель или намерение, стоящее за убеждением (позитивным или негативныме).
Разукрупнение: выделение в элементах убеждения довольно мелких деталей с изменением связи, определяемой убеждением.
Укрупнение: обобщение элемента убеждения до понятий широкого класса с изменением связи, определяемой убеждением.
Противоположный пример: подбор примера, не соответствующего убеждению.
Другой результат: пересмотр значимости результата с одновременным переключением на другую тему.
Аналогия: поиск связи, аналогичной определяемой убеждением, но имеющей иной смысл.
Применение к себе: оценка формулировки убеждения на основе связи или критерия, определяемого убеждением.
Изменение размера фрейма: переоценка смысла убеждения в контексте более продолжительного (короткого) периода, фрейма, мнения большего количества людей (или индивидуальной точки зрения), либо с более общих или конкретных позиций.
Метафрейм: оценка убеждения во фрейме существующего личност-но ориентированного контекста, то есть формирование убеждения относительно убеждения.
Модель мира: переоценка убеждения с точки зрения другой модели мира.
Стратегия реальности: переоценка убеждения, основанного на том, что люди при создании убеждений исходят из личного восприятия мира.
Список приведенных определений пугает. Но, прочитав краткие объяснения, большинство тренеров убедятся в потенциальных возможностях этих приемов, а также поймут, что они давно используют некоторые из них. Обычно ключевые суждения и навыки используются «по назначению», хотя и неподходящее высказывание иногда может неожиданно произвести целесообразные изменения.
Рассмотрим пример типичного высказывания обучающегося и различные варианты «фокусов языка».
Высказывание обучающегося
Этот предмет очень труден для изучения.
«Фокусы языка», используемые тренером
Переопределение: Сам по себе он не труден, стоит только захотеть, — все будет легко и интересно.
Последствия: Такие убеждения автоматически становятся самоисполняющимися пророчествами, потому что они отметают все возможные варианты.
Намерение: Я знаю — ты стремишься избавиться от ложной надежды на то, что обучение будет легким, но таким образом лишаешь себя шанса на это.
Разукрупнение: Что именно трудно в обучении?
Укрупнение: Значит ли это, что учиться всегда трудно?
Противоположный пример: Есть немало примеров, как можно учиться легко; или: Трудности бывают в любом деле.
Другой результат: Давай подумаем не о том, почему этот предмет труден для изучения, а о том, что делает нашу жизнь веселой, приятной и простой.
Аналогия: Обучение подобно солнечному свету: оно легко поглощается, впитывается, дает красивый загар и приводит к изменениям, но если перестараться или неверно использовать его, оно может оказаться сложным и тяжелым трудом. Следовательно, нужно подойти к нему с умом и нацелиться на успех.
Применение к себе: Как можно так сильно держаться за лишающее сил убеждение?
Иерархия критериев: Не считаешь ли ты, что нужно думать о позитивной стороне жизни, а не о мелочах?
Изменение размера фрейма: Ты хотел бы, чтобы такое убеждение было у твоего сына/дочери? или: С таким убеждением никто бы никогда ничему не научился.
Метафрейм: Ты убежден в этом лишь потому, что не имеешь модели жизни, позволяющей исследовать, контролировать и проверять комплекс факторов, влияющих на процесс обучения.
Модель мира: Многие тренеры полагают, что обучение представляет собой сложный жизненный процесс с подъемами и спадами, но те, кто испытывает удовольствие от него, больше ценят и уважают себя.
Стратегия реальности: Что могло бы убедить тебя в том, что это не так?
При столкновении с конкретным высказыванием «Этот предмет очень труден для изучения» большинство тренеров будут либо игнорировать его, либо работать с ним. Обе стратегии могут быть абсолютно правомерны, но дело не в их правильности или неправильности: тренер должен иметь широкий выбор и обладать гибкостью, чтобы реагировать наиболее эффективно и целенаправленно. Безусловно, не все паттерны «фокусов языка» окажутся подходящими, но по крайней мере реакция некоторых тренеров на высказывания обучающихся и определенные ситуации будет предсказуема.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
На одном тренинге развернулась дискуссия: двое участников спорили о действенности определенной техники и ее пригодности для работы. В ходе обсуждения каждый все больше убеждался в собственной правоте. Не упоминая о «фокусах языка», тренер попросил каждого обучающегося:
а) придумать шесть разных способов решения этого спора;
б) предложить три разных подхода, применяемых в подобной ситуации кем-либо из знакомых.
В результате через пять минут был выработан иной, более широкий взгляд на проблему, и занятия продолжились.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Применяйте определенные паттерны «фокусов языка».
2. Отмечайте, как обучающиеся используют «фокусы языка» (даже если они никогда не слышали о них).
3. Используйте новые, необычные «фокусы языка» с обучающимися, следите за реакцией на них.
4. Предложите кому-нибудь в группе сформулировать проблему, чтобы остальные применили паттерны «фокусов языка».