Тема занятия 7. Методы коррекции поведения (4 часа).
Работа в триадах: психолог - клиент - наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, психолога, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума.
Тема занятия 8. Защита программы психологического развития и коррекции (Зачётная работа, 4 часа).
Каждый участник организует презентацию части своей коррекционной программы, состоящей из следующих разделов:
Пояснительная записка.
1. Описание проблемы. Заказ. Психологический диагноз. Психологический анализ проблемы. Характеристика клиента. Обоснование подходов к работе. Прогноз. Система контроля результативности деятельности.
2. Цель работы
3. Задачи
4. Принципы деятельности
5. Организация деятельности. (Временные характеристики программы, последовательность действий по реализации программы).
6. Содержание деятельности: Учебный план (перечень тем занятий), с указанием времени на одну тему. Описание конкретных занятий, с указанием методов, техник, приёмов работы.
7. Рекомендации (программа последствия).
8. Анализ результатов программы. Зачётная работа выполняется студентом самостоятельно, по проблеме определённой им самим и предоставляется как зачётная по курсу.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Тема занятия 1. Арт-терапия (6 часов).
1. Общая характеристика метода.
2. Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.
3. Возможности работы со сказкой.
4. Работа с соленым тестом.
Литература :
1. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М., 2000
2. Мухина В.С. Избранная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1984
3. Менегетти А. Музыка души. Введение в опытно-психологическую музыкотерапию. – СПб., 1992.
Тема занятия 2. Игротерапия как основной метод психолого-педагогической коррекции в детском возрасте (4 часа).
1. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры.
2. Игровая комната и ее оснащение.
3. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.
4. Демонстрация основных видов и форм игротерапии.
Литература :
1. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М., 2000
2. Самоукина Н.В. Игра в школе и дома. – М., 1993
3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994
4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.
Формы и методы обучения
В ходе обучения дисциплине «Основы психокоррекции» используются как традиционные, так и более современные технологии.
В аудиторной работе используются: традиционные технологии (лекции и семинарские занятия); игровые и имитационные технологии (мозговой штурм и дискуссия с использованием групповых и фронтальных форм работы);
Во внеаудиторной работе используются традиционные технологии (конспектирование литературы, подготовка доклада, реферирование разделов монографий и статей в научной периодике), подготовка и презентация самостоятельно разработанной коррекционной программы.
Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
а) дневное отделение:
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. часы) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | |||
Конспектирование в рабочей тетради | Написание коррекционной программы | Работа с монографией и статьями | Подготовка доклада | |||
1. | Раздел 1. Теоретические основы психокоррекционного процесса. | 26/0,73 | ||||
2. | Раздел 2. Основы построения и проведения психокоррекционной программы. | 30/0,83 | ||||
3. | Раздел 3. Формы и методы психологической коррекции. | 34/0,94 | ||||
Итого: | 90/2,5 |
План-график самостоятельной работы студентов
№/пп | Формы самостоятельной работы | Раздел дисциплины курса | Вид сам. работы | Сроки (неделя сем-ра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | |||||
Конспектирование в рабочей тетради | №№ 1 – 3 | + | 1-15 | Проверка на лекциях и практ.занятиях | ||
Работа с монографией и статьями | №№ 1 – 3 | + | 1-15 | Ответы и доклады на семинар. занятиях | ||
Подготовка доклада | №№ 1 – 3 | + | По выбору, с 1-15 | Заслушивание на семинар. занятиях | ||
Подготовка коррекционной программы | №№ 1 - 3 | + | 1 - 15 | Презентация на практическом занятии |