Типология управленческих решений по используемым методам, по творческому вкладу, по степени формальности проблемы
Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы[6].
Иногда их ещё называют количественные решения, включающие методы математического программирования, статистические методы. Использование методов математического программирования позволяет по заранее заданным параметрам находить оптимальное решение.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Их также называют эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, быта, знаний лица, принимающего решение.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры.
Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Первый уровень – рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.
Второй уровень – селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий уровень – адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.
Четвертый уровень – инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.
Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем[7]:
· хорошо структурированные;
· слабо структурированные;
· неструктурированные.
Под структуризацией понимается возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г. Саймоном и А. Ньюэллом.
Хорошо структурированными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структурированных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как «исследование операций».
Слабо структурированными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структурированные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.
Неструктурированные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктурированных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.
В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформализуемых элементов с таким расчетом, чтобы проблема приобрела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.
В самой общей форме любая задача может быть представлена в виде «дано…», «требуется определить…». Руководствуясь этой формой, описывают содержание задачи принятия решений отдельно для индивидуального и группового лица принимающего решение, используя некоторые идеи формального представления задачи принятия решения.
Заключение
Управленческое решение – это выбор оптимальной альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации. Любая теория включает классификацию объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп.
Многие крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки эффективных решений. Любая теория начинается с классификации объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп. В результате была составлена следующая классификация управленческих решений:
1. по субъектно-объектному признаку: принимаемые государством и принимаемые субъектом;
2. по степени определенности ситуации: определенность, неопределенность, риск;
3. по форме: письменные, устные и кодированные;
4. по характеру целей и длительности действий: стратегические, тактические и оперативные;
5. по их месту и функциям в процессе управления: информационные, организационные и технологические (операционно-технологические);
6. по алгоритму: запрограммированные и незапрограммированные;
7. по основаниям: интуитивные, основанные на суждениях и рациональные;
8. по содержанию задачи принятия решений и степени охвата объекта управления: общие, частные и локальные;
9. по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;
10. по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;
11. по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);
12. по масштабам воздействия: общие и частные;
13. по прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;
14. по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;
15. по методам переработки информации: алгоритмические, эвристические;
16. по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;
17. по направлению воздействия: внутренние и внешние;
18. по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;
19. по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений.
Список литературы
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Зерцало, 2009.
2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. - М.: Экзамен, 2008.
3. Лаpичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 2008.
4. Лафта Т.К. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра, 2007.
5. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: БЕК, 2009.
6. Менеджмент. Учебник для ВУЗов / Под ред. Максимцова А.М., Игнатьевой А.В. – М.: Просвещение, 2007.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2007.
[1] Менеджмент организации. Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: БЕК, 2009. С. 176.
[2] Лаpичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 2008. С. 55.
[3] Менеджмент. Учебник для ВУЗов / Под ред. Максимцова А.М., Игнатьевой А.В. – М.: Просвещение, 2007. С. 155.
[4] Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. - М.: Экзамен, 2008. С. 193.
[5] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2007. С. 122.
[6] Лафта Т.К. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра, 2007. С. 144.
[7] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Зерцало, 2009. С. 214.