Количество публикаций по проблемам военной психологии

3.

Превращение военной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки

Со средины XIX века произошло становление военной психологии, как самостоятельной отрасли психологических знаний. Область исследования военной психологии – это явления связанные с боем, личностью военнослужащего, групповой воинской деятельностью. Это выражено в том, что: складывается понимание предмета; осуществляется разработка методов военно-психологических исследований; четко выделяются направления исследований; происходит образование системы военно-психологических знаний.

Превращение военной психологии в самостоятельную отрасль определялось вычленением и определением своего предмета, методов и задач, воплощением раскрытых закономерностей в практике военного дела. Это выразилось: в появлении первых программ построения военной психологии (Н.А.Корф, А.П.Нечаев, Г.Е.Шумков); в создании самостоятельных психологических НИИ: экспериментальной лаборатории в ВМА, экспериментальной психологической лаборатории на педагогических курсах управления ВУЗов, лабораторий в кадетских корпусах; в образовании Отдела военной психологии в обществе ревнителей военных знаний; во введении разделов военной психологии в журналах «Военный сборник», «Педагогический сборник», газетах «Русский инвалид», «Разведчик», появлении статей о военной психологии в «Военно-медицинском журнале», «Психиатрической газете»; в преподавании психологии на педагогических курсах при педагогическом музее ВУЗов как учебной дисциплины, основ знаний военной психологии в военных училищах и академиях, в курсе тактики, военной администрации и военной гигиены; в росте публикаций посвященных военной психологии (см. рис 1.).


Количество публикаций по проблемам военной психологии - student2.ru

Рис.1.

Количество публикаций по проблемам военной психологии

К 1917 году сложилось прочное основание для дальнейшего роста военной психологии.

Созданы и функционируют экспериментальные лаборатории в основных психологических центрах: Москве, Петербурге, Тарту (Юрьеве), Казани, Харькове.

Благодаря прошедшим психологическим съездам отечественная психологическая школа заявила о себе в Европе (1906г., 1909г., 1910г., 1913г., 1916г.). В психологии активно работали философы, биологи, физиологи, педагоги, психологи и др. Активно начал работу I-й в России московский психологический институт.

Кроме этого, о превращении военной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки говорит и рассматриваемые ею содержательные проблемы. Это, прежде всего психологическая подготовка людей посредством создания напряженных ситуаций, знакомством с видом боя (петровские военные игры, военные «походы», «сквозные атаки», «сквозные атаки с конницей», стрельба с боевыми патронами); проблемы страха и паники, роль человека в войне и на поле боя (Драгомиров, Головин); структура психики солдата; поведение солдата в бою; психология толпы; подбор и воспитание офицеров; воинская дисциплина; место и роль армии в обществе, государстве; психология войны.

Таким образом, военная психология в России во второй половине XIX - начале XX веков выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свой предмет, принципы, метод и структуру знаний. С самого начала истории военной психологии личность воина стала предметом военной психологии. В области социальной психологии военным психологам удалась формулировка классификация групп, психологических явлений, удалось вскрыть механизмы социально-психологических явлений в армии. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.

4.

Изменившаяся политическая ситуация в стране после 1917 г. поставила новые задачи перед военной психологией.

Во–первых, комплектование Вооруженных Сил – (социалистическая армия – армия классовая, армия рабочих и крестьян).

Во–вторых, новая идеологическая основа комплектования (социалистическая армия призвана вести войну в защиту социалистического отечества).

В–третьих, задачи, связанные с подготовкой – центральной фигурой армии является воин.

В–четвертых, осознание идеологической и методологической базы – формирование политического сознания на основе марксизма–ленинизма. То есть требовалась качественно новая военная психология по классовому сознанию, социальной направленности, задачам, содержанию, политической направленности, научно–теоретической основе.

На видное место выдвигаются психологи, занявшие позицию материализма (Блонский, Бехтерев, Выготский, Корнилов, Мясищев, Смирнов, Добрынин, Леонтьев, Лурия, Рубинштейн) в том числе в военной психологии: Фролов, Таланкин, Хаханьян и др. П.И.Изместьев выпускает первый учебник по военной психологии. Генерал-лейтенант А.Е.Снесарев, начальник Академии ГШ, сам читает курс военной психологии в академии. А.Е.Снесарев в звании профессора ВПА., внес в научный фонд военно-политической академии идеи военной этнопсихологии, психологии боя, психологии боевого управления и тактической подготовки. В Академии ГШ с 1920 года читается курс «Психология войны».

В первых уставах РККА особое внимание удалялось развитию высоких нравственных и боевых качеств: находчивости, спокойствия, силы, ловкости, глазомера. В «Книжке красноармейца» были сформулированы нормы взаимоотношений в воинском коллективе, даны советы бойцу, как действовать в бою: «Будь образцом революционной сознательности – первый в борьбе, последний в отступлении. Подавай всегда пример революционной бодрости, смелости, дисциплины, строго поддерживай товарищеский дух, спайку солидарности в рядах красноармейцев».

Разработка военно-психологической теории начинается с создания Учредительного института Красной армии в ноябре 1919 г. (в 1925 г. преобразованного в Военно-политическую академию имени В.И.Ленина). В частности, закладывались представления о бойце революционной армии, о военной психологии как науке. В учебном процессе началось преподавание слушателям учебных курсов по анатомии, физиологии, биологии, педагогической психологии.

После 1917 г. военная психология взяла курс на смелое вторжение в актуальные проблемы войсковой практики. А.Васильев писал: «Военная психология – одно из средств тактических и стратегических достижений» (Васильев А., 1923, с.136.). Н.Какурин отмечал: «Если из каждого командира нельзя сделать и ученого психолога, то, во всяком случае, без знания психологии и законов, по каким живет, чувствует масса, ему обойтись нельзя». (Какурин А., 1921, с.176.).

Старые военные специалисты (Л.Бызов, П.И.Изместьев, А.Н.Суворов и др.) предприняли попытки определить предмет и разработать по-новому проблемы формирования высоких моральных и боевых качеств личного состава, обосновать новые методы обучения и воспитания воинов, руководства частями и подразделениями в бою, укрепления воинской дисциплины.

Большинство психологов в своей деятельности пытались опираться на то рациональное, что было в старой психологии. С таких позиций в 1918–1920 гг. издано 42 работы, причем 14 из них посвящены проблемам военно-социальной психологии, которой в то время придавалось большое значение, а в жернале "Военное дело" издана статья «Основы военной доктрины", в которой рассматривались вопросы о месте и роли военной психологии в военной доктрине (см. ж. Военное дело, № 9, 1920 г.).

П.И. Изметьев делает попытки раскрыть взаимосвязь военной психологии и тактики, выявить причины страха и паники, показать целесообразность учета командиром психологического фактора при решении тактических задач, определить психологические условия укрепления морального состояния ( Изместьев П.И., 1921, кн.3).

А.Н.Суворов отмечает большую роль морального духа войск в бою и, опираясь на психологию, раскрывает некоторые практические пути его укрепления в ходе тактической подготовки войск (Суворов А.Н., 1923).

Н.И. Подвойский как активный строитель Красной Армии считает, что психология должна служить делу подготовки личного состава.

Для воспитания надо знать индивидуальные особенности воспитуемого. Он обосновал необходимость изучения поведения красноармейцев и командиров во время боевых действий и во время повседневной службы, обосновал пути преодоления напряженности, страха и паники (разъяснения, повышение ответственности, личный пример боевого порыва). В систему подготовки личного состава к войне включал и морально-психологическую закалку (формирование презрения к смерти, сознание общественной значимости того, что защищаешь). С 8 октября 1920 г. при Всеобуче по инициативе А.И.Подвойского вводится психологическая секция, на педагогических курсах (читается 30 часовой курс педагогической психологии). Он был инициатором дневников по индивидуальной работе, сторонником профессионального психологического отбора, который строился с учетом политической зрелости, военно-профессиональной направленности, задатков.

С.А.Золотарев готовит научный труд «Курс педагогической психологии», который был ориентирован на культурных работников в качестве помощи по проведению воспитательной и просветительной работы (Золотарев С.А.,1921).

В 20-е годы, путем устных и письменных опросов, начинают проводиться психологические и социально-психологические обследования личного состава, как объекта предстоящей воспитательной работы выпускников академии. Особую роль сыграли «Военно-педагогический журнал», газета «Толмачевец», в которых раскрывался предмет и задачи психологии, дисциплины, воинского и политического воспитания, велась разработка методологических основ военной психологии.

В 1923 г. вышла книга начальника петроградской командной школы и преподавателя института П.И.Изместьева «Очерки по военной психологии». В ней рассматривался: моральный фактор в революционной войне; его зависимость от качеств командного состава, от обученности и дисциплины воинов; пути управления ими на основе знания психологии; гуманистические пути мобилизации духовных сил армии на основе убеждения, развития сознательного отношения воинов к службе (Изместьев П.И., 1923) . Это была попытка в новой, самостоятельной постановке проблем военной психологии в целом, в ее системном описании.

Внимание к военной психологии было проявлено и со стороны военачальников. С.С.Каменев (1886–1936 гг.) – говорил о психологическом влиянии в армии, уделял внимание психологии риска, учитывал психологический фактор (цена времени). М.Н.Тухачевский (1893–1937 гг.) ставит вопрос о психологической подготовке войск, моделировании реальной опасности. Н.И.Подвойский пишет о психологических реакциях солдат в боевой обстановке. А.С.Бубнов, С.И.Гусев в своих работах, с позиций нового мировоззрения на основе опыта рассматривали цели обучения, воспитания и психологической подготовки войск.

М.В.Фрунзе, активно разрабатывая кардинальные вопросы военного строительства, большое внимание уделял психологическим аспектам боевой подготовки, различных видов деятельности личного состава и научно обоснованного отбора пополнения по родам войск: «Если мы в морской флот, в специальные технические войска, в авиацию будем давать такой контингент, который по своей физической структуре, по своей психологии не пригоден для несения службы в этих родах оружия, то тем самым мы всегда и весьма ударим по боевой мощи их». М.В.Фрунзе особое внимание обращал на вопросы психологической устойчивости личного состава, психологической подготовки к бою, боевые качества личного состава, моральные силы.

По указанию М.В.Фрунзе была развернута сеть центральных и окружных психофизиологических лабораторий. Проводятся исследования об управлении войсками, о субъективных переживаниях в бою, о страхе и борьбе с ним, о психологии войны, о психике бойцов во время сражения и после боя, о психологических основах воспитания солдат. Центральное звено исследований было направлено на изучение поведения воинов и способов управления им.

Значимой в методологическом плане бала работа А.А.Таланкина «Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА». В ней раскрывается роль содержание и методологические основы военной психологии, высказано отношение к дореволюционной и буржуазной психологии, вскрывались факторы, влиявшие на поведение солдата в бою, намечались пути моральной мобилизации, анализировалась роль психологии в теории и практике политической работы (Таланкин А.А., 1929).

5.

С 1959 года начала работать кафедра военной педагогики и психологии, которую возглавил А.В.Барабанщиков и лаборатория при ней. Основными исследовательскими вопросами являлись четко определенное содержание, предмет и методы психологии, делается ряд принципиальных методологических обобщений, отрабатываются проблемы личности военнослужащего, воинского коллектива, дифференцируются военно-психологические знания по видам вооруженных сил, разрабатывается история военной психолого-педагогической науки, дается ее характеристика и состояние за рубежом, внедряются в практику рекомендации по изучению индивидуальных особенностей воинов, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины, повышению боеготовности, военно-профессиональному отбору, психологической подготовке и др.

В 60-70 годы психология выполняет роль интегрирующего звена в системе наук (общественных, технических, физико-математических), изучающих человека.

Она превращается в экспериментальную науку. В 1968 г. психология выделяется как самостоятельная специализация, по которой осуществляется присуждение ученых степеней, в 1971 г. создан НИИ психологии АН СССР. В Московском и Ленинградском государственных университетах созданы факультеты психологии. Развивается социальная психология, психология труда, инженерная психология, космическая и медицинская психология, психология спорта, юридическая психология.

По инициативе генерал–лейтенанта Петрова в октябре 1960 г. создана научная лаборатория по разработке проблем педагогики и психологии в Вооруженных силах, в которой работали такие видные психологи как М.И.Дьяченко, М.П.Коробейников, Б.Ц.Бадмаев и др. По итогам исследований изданы монографии, брошюры, статьи: воспитание дисциплинированности у советских воинов; революция в военном деле и методы обучения советских воинов; новое оружие и дисциплина воина; индивидуальная работа с воинами; индивидуальный подход к воспитанию воинов; психология проступка; психологические причины нарушения порядка подчиненности; психологические условия укрепления воинской дисциплины; наглядность в обучении воинов и др.

В Вузах введены новые программы по военной психологии, в которых четко рассматривались: предмет и задачи военной психологии; психические процессы человека в условиях воинской деятельности; психология личности советского воина; психология воинской деятельности и воинского мастерства; психологическая подготовка к активным боевым действиям. Изданы учебники по основам военной педагогики и психологии в Вузах, военная психология для слушателей Военно-политической академии имени В.И.Ленина, психология высшей военной школы для слушателей педагогического факультета.

В 60–70 годы защищено более 100 кандидатских и 10 докторских диссертаций. На рубеже 60–70–х годов создаются кафедры военной педагогики и психологии в 11 высших военно-политических училищах. Руководство ими осуществляли: А.А.Алагулов, В.М.Гурин, А.М.Данченко, В.Ф.Давыдов, П.П.Давыдов, Ю.П.Зуев, Н.И.Киряшев, И.П.Киселев, А.А.Кобенко, Н.В.Корниенко, В.М.Ларкин, Н.Г.Малый, Н.Х.Мухтаров, М.Л.Новожилов, Г.М. Соколов, Л.А.Курилов, А.И. Александров.

Военная психология определяется с начала 70–х г. как отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологии воинского коллектива в условиях службы и боя с целью выработки практических рекомендаций и обобщений, помогающих офицеру в обучении, воспитании и руководстве подчиненными.

В Институте Военной истории группа сотрудников разрабатывала вопросы воинского воспитания и дисциплины, боеготовности, взаимоотношений в многонациональных воинских коллективах, морально-политической и психологической подготовке личного состава, личного примера офицера.

Значительным событием в развитии военной психологии было создание в 1989 году Центра военно-социологических, психологических и правовых проблем, исследования которого способствовали вычленению основных вопросов психологической службы, поднятию вопросов психодиагностики в войсках, проведению социально-психологической работы, развитию профессиональной психологии, профилактики психических расстройств, проведению психологической подготовки личного состава. Подняты вопросы психологии управления, обучения, конфликтов, комплектования Вооруженных сил по призыву на контрактной основе, личности и деятельности военного руководителя.

После Великой Отечественной войны развитие военной психологии шло по различным направлениям, основными из которых являлись:

I. Проблема личности советского воина:

а) закономерности проявления и становления личности, содержание духовного облика воина, основных его свойств и особенностей;

б) исследование закономерностей функционирования психологических процессов у военнослужащего в различных условиях учебной, служебной и боевой деятельности (внимания, мышления, речи);

в) проявление психологии чувств воина, их влияние на деятельность, особенности их протекания, эмоциональной устойчивости;

г) анализ воли и волевых качеств воина, особенностей волевого поступка, процесса волевой закалки.

II. Проблема воинского коллектива: раскрывается структура психологии воинского коллектива, специфика взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, обосновываются психологические основы авторитета в коллективе, пути влияния на общественное мнение и настроения, предупреждение отрицательных явлений.

III. Изучаются психологические аспекты боевой деятельности и психологической подготовки личного состава к современной войне:

а) изучалось влияние обстановки боя на психику и боевую деятельность воинов и воинских коллективов: сущность, содержание и пути психологической подготовки; пути поддержания высокой боеготовности, активизации боевой деятельности; пути предотвращения страха и паники;

б) изучались закономерности формирования боевого мастерства, пути укрепления воинской дисциплины, организации службы и др.;

в) резко активизировалась разработка проблем военно-инженерной психологии: осуществлены исследования психических функций воина-оператора, закономерностей функционирования боевой системы «человек-машина», ее надежности; деятельности воина-оператора в экстремальных условиях; обитаемости боевых постов и рабочих мест; требований к конструированию боевой техники и т.п.;

г) разрабатывается проблемы отбора: осуществлено профессиографическое описание требований к специалистам разных профилей; определялись профессионально значимые качества и их признаки; методы выявления и процедуры оценки перспектив на подготовку и последующую службу;

д) изучалось содержание, структура, мотивация и специфические особенности воинской деятельности в зависимости от вида Вооруженных сил, решаемых задач.

е) углубилось понимание сущности психологической подготовки, механизмов формирования психологической устойчивости и путей ее осуществления.

ж) исследовались психологические аспекты бдительности и боевой готовности;

з) изучались психологические проблемы обучения и воспитания советских воинов;

и) шел поиск психологических условий и путей совершенствования воспитательной работы, укрепление воинской дисциплины;

к) активно исследовались проблемы руководства воинским коллективом;

л) разрабатываются проблемы психологии высшей военной школы;

м) шло развитие психологии по видам вооруженных сил;

Таким образом, в послевоенный период военная психология получила дальнейшее развитие: продолжалось укрепление ее методологических и теоретических позиций; разработанные ею проблемы боевой деятельности, морально-политической и психологической подготовки, обучения и воспитания, физической тренировки, профессионального отбора и т.д., способствовали совершенствованию практики боевой подготовки, укреплению воинской дисциплины, повышению бдительности и боевой готовности войск.

6.

Военная психология в США как научная дисциплина является продуктом развития психологической мысли в интересах военного дела. В основе военной психологии положены многие распространенные на Западе концепции психологической науки. Первоначально приоритет принадлежал бихевиоризму, обоснованному для практического применения в обучении солдат и офицеров Микше, Файнаном и Маршаллом, которые абсолютизировали поведенческие аспекты деятельности военнослужащих. Основной упор делался не на выработку сознательного отношения к трудностям в боевой обстановке, а на формирование целой системы стимулов, позволяющей достигать нужной результативности действий.

Необихевиористы попытались внести в схему «стимул-реакция» изменения, стали трактовать ее как «стимул-организм-реакция». Впоследствии Д.Миллер и Ю.Галантер сформулировали последнюю модификацию поведенческой модели индивида – «проба-операция-проба-результат», которая стала широко применяться в практике обучения в армии США и других зарубежных государств. В рамках этого направления - модель и эффективность поведения определяется следующими факторами: способностями личности, спецификой ее субъективной культуры, социальными диспозициями, влиянием физической среды, социальной структурой общества и другими факторами. Такой подход включал более сложный анализ факторов, предъявляющих определенные требования к индивидуальным и социальным качествам военнослужащего. На основе этого подхода офицеры-практики сформулировали факторы, обуславливающие психологическую устойчивость личного состава в бою: доверие к руководству, групповую интеграцию, определяющуюся сплоченностью личного состава, соблюдение уставных норм, нравственные ценности, обусловленную религиозностью, патриотизмом и другими характеристиками, морально-психологические качества личности, главными из которых являются смелость, готовность к самопожертвованию, боевая надежность, стойкость, самостоятельность, способность преодолевать трудности боевой обстановки.

Когнитивная психология в военной психологии наложила свой отпечаток в направлении решающей роли знаний, опыта в протекания психических процессов. С ее помощью сложился четкий взгляд на морально-психологическую подготовку как на иерархически организованную, многоплановую систему по отбору, хранению и использованию знаний военнослужащими в целях реагирования на факторы общевойскового боя. Она способствует решению проблемы повышения надежности военнослужащего как информационной системы, непрерывно занятой приемом, видоизменением, хранением заложенных в нее знаний.

Экзистенциональный подход позволил акцентировать внимание должностных лиц на активное изучение внешних и внутренних психологических условий боевой деятельности, таких как экстремальные ситуации, специфика погоды и климата, своеобразие ТВД, шумовой фон поля боя. Данный подход способствует выявлению психолого-педагогических предпосылок активизации подготовки военнослужащих в интересах выполнения боевых задач и выработку рекомендаций для войск.

В целом теоретической основой военной психологии являются бихевиоризм и фрейдизм. Поэтому с самого начала развития военной психологии в США на первое место выдвигался профотбор. Человек – это автомат. Свойства человека неизменяемы и в определенных условиях они проявляются определенно. Что бы успешно действовать, нужно формировать соответствующие навыки по следующим направлениям: отбор и классификация; тренинг; мотивация (человеческий фактор).

6 апреля 1917г. группа выдающихся американских психологов собралась в Гарварде, с целью обсуждения вопросов о возможном использовании психологии в интересах войны, так как США вступили в состав воюющих сторон первой мировой войны. На то время психология в США существовала всего 25 лет. В Ассоциацию американских психологов входило 336 человек, во главе с президентом Робертом Йеркесом. Это была первая попытка применить психологию как науку для изучения человеческого фактора. В итоге из группы психологов военная психология США превратилась в полноправный структурный компонент военной системы государства.

В ходе Первой мировой войны, под руководством Р. Йеркеса была создана комиссия по методам психологической деятельности новобранцев. Их исследования охватывали более 4000 новобранцев в четырех базах СВ и ВМС (Торндайк, Тарстоун, Отис), стоимость проекта первого контракта по исследованиям и разработкам для военного ведомства составила 2500 долларов.

В 1919 г. через тест по проверке уровня интеллектуального развития прошли 1726966 новобранцев (Ухланер, 1977), то есть психология стала превращаться в прикладную науку, способную оперативно добиваться практических результатов.

Направления исследований в США


Количество публикаций по проблемам военной психологии - student2.ru

Исследования в области отбора и классификации в годы I мировой войны были направлены на выявление умственных способностей военнослужащих. В 1917 году были разработаны тесты: альфа- вербальный и бета- невербальный (бумага и карандаш), для тех, кто не говорил по-английски. Комиссия по вопросам классификации личного состава, возглавляемая Уолтером Диллом Скоттом разработала: критерии рейтинга для выдвижения офицера; рабочие тесты для проверки классификации специалистов; ввела отделения по вопросам личного состава во все структуры 31 дивизии сухопутных войск.

Бартт, в годы I мировой войны разработал тесты по отбору пилотов, по проверке летной квалификации. Е.Л.Торндайк разработал психомоторные тесты (кресло поднимается вверх), тест эмоциональных реакций. Джон Флейтон в 1939 г. провел исследования по отбору пилотов и экипажей.

В целом в период I мировой войны и после ее окончания, военная психология развивается как экспериментальная дисциплина, пытающаяся найти решение социальных проблем, внешне нейтральными, техническими процедурами. Проводятся многочисленные исследования, в том числе в боевой обстановке, делаются обобщения по личности солдата, в большей мере с точки зрения его двигательных проявлений, то есть бихевиористский подход S–R. В последующем военная психология все больше превращается из описательной науки в прикладную, помогающую разрабатывать системы по управлению процессами строительства армии, опираясь при этом на психологическую природу человека.

С началом II мировой войны в военной системе США были созданы военные институты с целью возрождения психологических служб. В 1939 г. при генерал-адъютанской службе СВ была сформирована секция проверки личного состава с целью массовой диагностики и классификации призывников в случае войны. В 1940 г. созданная при генерал-адъютансокой службе комиссия по вопросам классификации военнослужащих, во главе с Хантером разработала вместо «?» и «?» общий армейский классификационный тест (было продиагностировано 9 млн. новобранцев).

Национальный Совет по вопросам исследований сформировал Чрезвычайную комиссию по проблемам психологии, а в ней подкомиссию «по личному составу родов войск – отбор и тренинг». В 1943 г. она была реорганизована в Группу исследователей прикладной психологии. Под руководством Чарльза Брэя они подготовили и учредили 21 проект для армии и флота в годы войны. В 1943 г. для подбора экипажа нового линкора «Нью Джерси» (2600 чел) были разработаны вербальный, механический, логические тесты, а также религиозная мотивация, опыт и потребности. По итогам полученных данных новобранцы назначались на определенные должности. 1941 г. была разработана программа отбора и подготовки экипажей армейской авиации СВ, завершен проект «Американский солдат», а в итоге выпущен четырехтомник «Социально-психологические исследования Второй мировой войны». Из 4500 психологов, которые либо являлись членами Американской психологической ассоциации (АРА), около 1000 находились в Вооруженных Силах, из них – 33 человека – женщины. Среди психологов, работавших в Вооруженных Силах, 41% находился в армии, 27% в ВВС, 27% в военном флоте; 3% в морской пехоте, береговой охране, торговом флоте.

В ходе II мировой войны в 1943 г. почти половина «психологического бюллетеня» была посвящена вопросам военной психологии, а в 1943 по 1945 год четверть американских психологов работали в интересах военной психологии.

Военные психологи, или психологи, работавшие на военные учреждения, занимались: созданием и модификацией тестов; тестированием и отбором кадров; проведением интервью; разработкой обучающих программ; разработкой клинических и консультационных методов, их внедрением; анализом военных профессий; исследовали социальные установки, моральное состояние войск и психологические приемы ведения боевых действий; изучали влияние человеческого фактора на войну.

Следствием работы психологов в военное время были: новое осознание сложности психологического функционирования человека; возросшая осторожность в использовании людей в качестве испытуемых; накопление обширной эмпирической базы данных для исследования социальных установок; новые открытия в области динамики массовой коммуникации; возможность применения системного подхода к личностной детерминации; выдвижение на первый план системной концепции «человек-машина».

Основными направлениями военно-психологических исследований в США в годы II мировой войны являлись: профессиологическое (профотборческое), сенсорно-перцептивное, психологическое обеспечение боевой подготовки и воспитания военнослужащих, патопсихологическое, консультационное, инженерно-психологическое, психологических операций, реабилитационно-реадаптационное. Более подробно эти направления изложены в статье А.Г.Караяни «Психология в США в годы второй мировой войны» ( Караяни А.Г. 2002).

Работа, проведенная за военный период, дала толчок: развитию экспериментально направленной когнитивной социальной психологии, сосредоточившей свое внимание на изучении взаимодействия малых групп; привела к широкому использованию опросов, особенно при исследовании антисемитизма, авторитаризма, предрассудков; снабдила психологов теориями решения, обнаружения и информации.

Таким образом, в ходе II мировой войны военная психология, как самостоятельная область исследований заняла прочные позиции и стала зрелой, достигнуты успехи в анализе человеческого фактора при конструировании и эксплуатации техники и вооружения, в оценке профессиональных возможностей, тестирования, технологии тренинга, в изучении влияния стресса на показатели деятельности. Исследовательская работа принимает массовые масштабы.

7.

Подход к организации и проведению морально-психологической подготовки (МПП) выражается в построении ее как целостного педагогического процесса и в разработке всех ее системных элементов: целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм, методики, обеспечения, способов контроля и оценки.

К основным задачам МПП относятся:

• подготовка персонала к решению задач правоохранительной деятельности в условиях стремления российского общества к построению современного цивилизованного, правового общества;

• формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу и присяге;

• развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей; профилактика злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции;

• формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведения при решении профессиональных задач; профилактика неуважения к гражданам, нарушения их прав, проявлений недозволенности, неправомерного применения силовых методов;

• формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;

• сплочение коллективов юридических органов и внутренних войск на основе моральных традиций, морально честных и этичных отношений друг к другу, развитие дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, чувства долга, ответственности, чести;

• повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству.

Содержание МПП определяется целью и задачами и выражается в программах, тематических планах и содержании занятий. В общем виде в него входят также разделы: человек, общество, мораль; право и мораль; моральные вопросы профессионального долга сотрудника, воина, должностного лица; морально-психологические аспекты решения профессиональных задач; морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника, воина с гражданами; морально-психологические вопросы поведения сотрудника, воина в коллективе; морально-психологические особенности действий сотрудника, воина в экстремальных условиях; морально-психологические основы поведения сотрудника, воина в быту, основы здорового образа жизни; вопросы морали в работе сотрудника над собой.

Как видно из целей, задач и содержания МПП, это комплексный вид подготовки, имеющий преимущественно воспитательный характер, сочетающийся со специфическим профессионально-воспитывающим обучением.

МПП — часть системы воспитания личного состава.

МПП, имея общую основу для всего личного состава, дифференцируется и приспосабливается к частным задачам, образуя разные виды МПП:

• по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий);

• по специальностям: МПП личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов ГАИ, участковых инспекторов, воинов ВВ и др.;

• по категориям личного состава: МПП рядового, младшего начальствующего, инспекторского состава и командного, начальствующего, руководящего состава (о последних разновидностях МПП редко вспоминают, а между тем они необходимы и важны);

• по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и др.

8.

Направления психологической подготовки военнослужащих Психологическая подготовка военнослужащих включает следующие основные направления работы:

- информационно-воспитательная работа подразумевает информирование военнослужащих относительно военно-политической обстановки в мире, своевременное доведение до них директив, приказов командования, сведений относительно картины боевых действий, примеров героизма и мужества воинов;

- психологическая работа;

- военно-социальная работа представляет собой своевременное решение социальных проблем, соблюдение социальных прав и гарантий военнослужащих и их семей;

- защита от информационно-психологического воздействия;

- культурно-досуговая работа направлена на поддержание и восстановление физических, морально-психологических сил военнослужащих, мобилизацию на успешное выполнение поставленных боевых задач.

Наши рекомендации