Принципы существования научного сообщества.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС.

1. Принцип объективности – учет факта существования реальности, которая самостоятельна и независима от нашего сознания.

2. Принцип познаваемости – уверенность людей в том, что все в этом мире в той или иной степени можно познать и изучить.

3. Принцип детерминизма, то есть взаимообусловленности и взаимосвязанности предметов и явлений.

4. принцип развития, основанный на философском выводе об источнике и механизме развития и о его поступательном характере.

5. Принцип историзма, который заключается в рассмотрении истории предмета или явления с целью определения его дальнейших перспектив.

6. Принцип партийности, который ориентирует процесс анализа явления на изучение его в зависимости от классовых отношений, оказывающих большое влияние на содержание процесса познания и на интерпретацию содержания знаний;

7. Принцип единства теории и практики, то есть тесную взаимосвязь и взаимодополняемость этих двух явлений.

Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо деятельности.

Методика – греческое слово, которое в переводе означает путь к чему-либо. Это порядок действий для движения к теоретической или практической цели. Отличается от метода наличием более точных и конкретных приёмов и задач. Методика, в отличие от методологии, имеет больше практический характер.

Методология – наука о методах исследования объекта, предмета или явления.

ВОПРОС ВТОРОЙ. ПОНЯТИЕ НАУКА.

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Признаки научных знаний.

1. Доказательность и доказанность при помощи теории и практики.

2. Логическая совместимость с другими фактами, подтверждаемость при помощи опыта;

3. Системность накопленных знаний.

4. Минимум оснований (простота), чтобы объяснить самый широкий круг явлений.

5. Возможность снова воспроизвести примененные методы и достигнутый результат.

6. Возможность предсказывать новые научные факты и открытия при помощи гипотез и теорий.

7. Обоснованность и аргументированность теоретических и практических методов.

8. Существование специального научного языка и терминов, законов и теорий и гипотез.

Научная истина - это знание, достоверность которого полностью доказана. Это знание соответствует действительности, его можно легко проверить, оно имеет логическую обоснованность, и непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена.

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Потенциальная опровержимость фактов и гипотез.

2. Принцип взаимосвязи науки с жизнью и с практикой.

3. Принцип объективности и всестороннего учета различных фактов.

4. Принцип учета непрерывного изменения, развития исследуемых явлений.

5. Принцип единства логического и исторического требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект), его теории (структуры, функций, связей), а также перспектив его развития.

6. Системность и целостный подход в изучении предмета или явлении.

7. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

Семинар 2, вопрос 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПАРАДИГМА.

Парадигма -совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Три этапа развития парадигмы – это классическая, неклассическая, и постклассическая парадигма.

С2В2.

Классическая парадигма – ряд научных установок с четким определением границ определенной науки, в данном случае психологической, и с тенденцией к выделению в самостоятельную науку.

Неклассическая парадигма, это парадигма, при которой и в теории и в практике имеется самостоятельный характер и специфические методы. Преодоление естественно-научной установки на овладение и управление психикой человека, психологическая практика отделена от теории. Здесь больший упор на практическую психологию.

Постклассическая парадигма — научная парадигма, исходящая из целостности, системности, многоуровневости, многофункциональности и многовариативности развития объективного мира, человека и его места в нем, а также относительности знаний об исследуемой реальности.

С2В3.

Принципы существования научного сообщества.

· рациональность

· объективность

· коллективизм и единомыслие

· универсальность ( всесторонний охват собственно исследования).

Наши рекомендации