Методы исследования внутреннего диалога

Методика В.В. Столина, модифицированная к задачам изучения ВД Визигиной А.В., предполагает следующую процедуру:

На основании ответов испытуемого на 16-факторный опросник Кеттелла воссоздается личностный портрет испытуемого, который предлагается ему под вымышленным именем вместе с портретом его противоположности, полученным из противоположных значений факторов опросника. Затем испытуемый отвечает на ряд вопросов относительно описанных людей. После этого испытуемого просят представить себе отношения, которые могли бы сложиться между персонажами и у него самого с ними. В заключение испытуемый получает задание придумать произвольный диалог между этими двумя лицами.

При описании персонажей, предъявляемых испытуемым, необходимо избегать специальной терминологии и оценочных суждений. Персонажам присваиваются вымышленные имена, указывается возраст, близкий к возрасту испытуемого и пол, соответствующий полу испытуемого. «Похожий» персонаж получает процессию и социальный статус, сходную с профессией испытуемого, противоположный персонаж – несходную, в чем-то контрастирующую профессию, но на том же уровне социального статуса.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Понятие «внутренний диалог», исследование его содержания, форм и функций широко используется в ведущих современных психотерапевтических подходах и школах. В некоторых из них широко используются техники актуализации ВД, его коррекции и развития.

Понимание природы, происхождения и динамики ВД сказывается на концепции самого процесса терапии, на определении механизмов трансформации личности, а также на выборе терапевтических стратегий.

Юнгианский анализ.

К.Г. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представления радикально отличались от фрейдовских. Он рассматривал психику как комплиментарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Юнг считал бессознательное творческим, разумным принципом, связывающим индивида со всем человечеством, природой, космосом. По Юнгу, бессознательное не только подвластно историческому детерминизму, у него есть и проективная телеологическая функция.

В контексте рассматриваемой проблемы внутреннего диалога остановимся на понимании Юнгом процесса саморазвития, или индивидуации. Индивидуация означает становление единым, однородным существом, и поскольку «индивидуальность» - это наша наиболее внутренняя, постоянная и не и чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация подразумевает становление собой. Индивидуация по Юнгу включает развитие оси Эго-Самость, равно как и интеграцию различных частей души: эго, персоны, тени, анимы или анимуса и других бессознательных архетипов. По мере их индивидуации эти архетипы выражают себя более тонким и сложным образом, целью индивидуации является единение сознания и бессознательного[1].

Первый шаг в индивидуации состоит в раскрытии персоны. Персона, по Юнгу – маска для коллективной души. Фундаментально персона не реальна: это компромисс между индивидумом и обществом относительно того, чем человек должен быть. Он принимает имя, представляет свое учреждение и т.п. В некотором смысле все это реально, но по отношению к сущностной индивидуальности человека – это лишь вторичная реальность, продукт компромисса.

Второй шаг состоит в том, чтобы встретится с тенью. В той мере, в какой мы признаем реальность тени и отличаем себя от нее, мы можем освободиться от ее влияния. Возможна также и ассимиляция того материала личного бессознательного, который организован вокруг тени. Работа с тенью – очень сложный процесс. Суть его состоит в «дипломатических переговорах» и тенью, в ходе которых меняется сама проблема сотрудничества. Пара противоположностей – Эго и Тень обладают естественной потребностью «встретиться посередине», но эта середина - никогда не компромисс, выдуманный интеллектом. Скорее это – результат конфликта, который нужно пережить, по выражению Юнга – «выстрадать». «Реальное разрешение ситуации может быть достигнуто только в процессе страдания, которое показывает, насколько мы не выносимы для самих себя. Примирись с врагом своим! Такое примирение не унизит ни тебя, ни твоего врага. Вы становитесь целостным…[2]»

Третий шаг – встреча с анимой или анимусом. С этим архетипом следует обращаться как с реальной личностью, существом, с которым можно общаться и у которого можно учиться. Именно в контакте с этими частями личности в полном объеме разворачивается вербальный внутренний диалог. Субъект должен осознавать, что анима или анимус обладают значительной автономией и могут оказывать влияние или даже властвовать над тем, кто игнорирует ее или слепо принимает ее образы и проецирует как свои собственные.

По мнению Юнга, у западного человека существует страх перед другой стороной своего Я. Обоснован же этот страх постольку, поскольку то, что выдает другая сторона, колеблет рациональное мировоззрение с его научными и моральными гарантиями. Взрослый человек лишь вынужденно решатся на то, чтобы поступиться собой и заново перенести все детские страхи. Все это делает процесс работы с данным архетипом чрезвычайно сложным.

Последняя стадия процесса индивидуации – развитие самости. «Самость - наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью[3]». Именно самость привносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Это продолжает оставаться центром сознания, но уже не является центром всей личности. Человек, по мнению Юнга, должен стремится к этому идеальному центру, к которому природа направляет нас.

В действительности индивидуация гораздо сложнее, чем простая последовательность. Человек вынужден возвращаться к старым проблемам и вопросам, но каждый раз разрешает их во все более тонкой форме.

Психосинтез.

Система самопознания и психотерапии, разработанная итальянским психиатром Р. Ассаджиолли использует аутокоммуникацию в качестве одной из ведущих терапевтических техник.

Картография личности по Ассоджиолли имеет некоторое сходство с моделью Юнга. Система эта сложна и складывается из 7 составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психическими активностями, например, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сферхсознания - область нахождения высших чувств и способностей, таких как интуиция и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые чувства, мысли, побуждения, а самость - аспект индивидуальности, позволяющий ясно осознавать самого себя.

Важным элементом психосинтеза Ассоджиолли является понятие субличностей – динамических подструктур, которые обладают достаточно независимым существованием. Самые привычные субличности – те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни – например, отца, врача, служащего.

Субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет собственные мотивы, зачастую отличные от стиля жизни других субличностей. Нередко все они относятся друг к другу нелучшим образом. Несколько субличностей постоянно дерутся : импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу[4].

Терапевтический процесс психосинтеза включает четыре последовательных стадии.

На первой стадии клиент узнает о различных составляющих своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами и приобретение способности их контролировать. После того, как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза, для которого характерна кульминация саморегуляции и интеграция всех субличностей вокруг нового центра.

Как и в юнгианском анализе, в психосинтезе основное внимание уделяется эмоциональным, перцептивным и познавательным аспектам процесса. Некоторые из субличностей в ходе самоисследования могут вступатьв сложный, порой драматичный диалог между собой. Работа с субличностями основана на использовании активного воображения, вербализации, анализу, рефлексии. Одним из специальных приемов является ведение дневника и обязательной записи наблюдений.

Наши рекомендации