СКАЗКА ПРО ЯЩЕРА, ПРАВИТЕЛЯ ТРЕХ МИРОВ. Так прошёл ящер по земле, удивленный тем, что ему откры­лось

[Продолжение)

Так прошёл ящер по земле, удивленный тем, что ему откры­лось. Наконец кровь перестала капать. Как в тумане, он принялся строить мост над глубокой пропастью, смутно думая, что взорвет его, как только на нём соберутся люди. Но вот он закончил мост, по мосту пошли пешеходы, а он сидел в стороне, безучастно на них глядя, а потом встал и ушёл. Вскоре ящер одумался и принял­ся копать колодец, чтобы отравить его. Но опять он потратил слишком много сил на подготовку; и когда колодец был готов, он так устал, что ушёл и уснул, а потом уже не стал искать своё тво­рение.

Слишком велика была охватившая его тоска; он должен был с кем-то поделиться. Он отправился в горный монастырь.

- Что мне делать, на мне столько грехов и крови? - спросил он у монаха.

- Не вижу, - отвечал тот.

- О, на мне много, много крови людей. Я весь в грехах.

- Я не вижу, - повторил монах, - ни крови, ни грехов.

* * *

Ящер вышел. Вокруг был голод. Он почти обрадовался это­му, потому что так он знал, что делать. Он стал рыскать по окру­ге, отыскивая пищу и раздавая её голодавшим животным. Но пищи с каждым днем становилось всё меньше. Ящер бродил по округе, голодный и грязный; те, кому он не приносил пищи, боя­лись его и прятали детей.

Однажды он лег спать под деревом, не зная, день был или ночь. Он проснулся от того, что на него что-то упало. Как собака, он бросился на этот предмет и сомкнул челюсти. И вдруг его рот наполнился сладким соком. Это был плод стоявшего над ним де­рева, и этот плод нес жизнь - ящер посмотрел вверх - ему и мно­гим лесным обитателям.

Месяц ящер разносил плоды по норам и дуплам. Каждый день плоды появлялись заново. Дерево цвело без устали. Ящер носил и носил.

Через месяц голод кончился. Лес наполнился ягодами и гри­бами. Ящер подошёл к любимому дереву, и последний плод упал к его ногам. Больше на дереве их не было; оно отдыхало. Ящер не знал, как отблагодарить прекрасное дерево. Он повязал вокруг ствола красную ленточку, принес и вылил под него ведро воды, но больше ничего не придумал.

СКАЗКА ПРО ЯЩЕРА, ПРАВИТЕЛЯ ТРЕХ МИРОВ. Так прошёл ящер по земле, удивленный тем, что ему откры­лось - student2.ru

Сюжет «Жертвенника» продолжает сюжет «Трансформа­ции», привнося в него две идеи: внутренней переплавки и посвя­щенности божеству. В рисунке гексаграммы мы видим «дерево» снизу и «огонь» сверху: очень знакомое и устойчивое сочетание, дающее образ жаркого огня. На этом огне (давайте представим) стоит тигель, в котором плавится металл. Вся его прежняя струк-

тура исчезает, прежние связи распадаются, происходит мощная очистка. Или же давайте представим, что на этом огне сжигается ягненок, жертва божеству. В определенном смысле здесь происхо­дит то же самое уничтожение прежней формы, очистка духовной сущности с обретением нового смысла.

Идея о том, что можно или нужно приносить жертвы, при­надлежит к числу самых древних и универсальных человеческих идей. К ней можно относиться как к манипулятивным попыткам влиять на волю божества; но также в основе ее можно увидеть из­начальную идею о необходимости «отдавать». Конечно, у челове­ка всегда очень силен инстинкт присвоения; человеческая жад­ность не знает границ (вспомним сюжет № 27 - «Голодного дьяво­ла»). Этот инстинкт губителен для окружающего мира и для са­мого человека, если он не компенсируется некой противоположно направленной силой. Таких сил несколько (хотя все они на сегод­ня «не справляются»); одной из них, я думаю, является принесе­ние жертв, необходимое в большинстве человеческих культур. Эту идею стоит понимать широко, не только как сожжение агнца в ка­кой-то седой и неведомой древности. Идти работать в детский дом на гос. зарплату - это может быть той же жертвой неведомым си­лам (потому что энергия, время и душевное тепло уходят «как в прорубь») со столь же туманной идеей воздаяния. Когда ящер идет кормить чужих ему животных в сказке, происходит то же са­мое - он возлагает свои силы на алтарь (то есть жертвенник). Ящер почувствовал время отдавать и делать добро для других - и он повинуется этому импульсу, вначале бессознательно (когда строил мост и копал колодец), а потом более собранно и целостно.

* * *

Сознательно или бессознательно жертвующий знает, что ни дрова, ни ягнята, ни собственное нутро не сгорает просто так, что правильно принесенная жертва порождает нечто значимое и пре­красное. Есть давнее наблюдение у меня в отношении людей, при­нимающих «священные» (псилоцибиновые) грибы. Обычно перед этим я прошу человека обустроить место, где он будет это делать. За много лет стало очевидным, что чем больше (усилий, внима­ния, вкуса) человек вкладывает в это вроде бы совсем не обяза­тельное предустройство территории, тем более значимыми и глу­бокими оказываются его «грибные» переживания.

Я хочу подчеркнуть, что здесь нет, по-моему, причины и следствия - дескать, добрый дядя Бог или дух грибов, восхищен­ный жертвой, дает хорошему мальчику много мороженого. Идея принесения жертвы как формы попрошайничества является, мне кажется, признаком вырождения (культурной регрессии). Вот вам одна хасидская история на эту тему.

Мой любимый равви Зуся был совершенно нищим, и вот один богач в городе, когда встречал его молящимся у синагоги, клал ему в карман по несколько монеток. Он делал так какое-то время, а потом заметил, что его торговые дела пошли в гору. Бо­гач обрадовался, связал это с Зусей, а потом решил, что раз под­ношения молодому раввину даруют такую удачу, то еще лучше давать его учителю. И богач стал отсылать уже более крупные суммы Дову Баэру, учителю Зуси. И вскоре после этого дела бо­гача весьма ухудшились. Когда он пожаловался Зусе, тот заметил: «В этом нет ничего удивительного. Пока ты давал, не думая кому, Бог делал то же самое. Но когда ты решил выбрать объект мило­стыни подостойнее, Бог опять сделал то же самое».

Жертва приносится потому, что правильно ее приносить. Та­ково одно из дел человека в этом мире: он должен отдавать так же, как есть, пить, заниматься любовью и так далее. Правильная жер­тва приносится в нашей сказке деревом с чудесными плодами, а его и отблагодарить-то как следует невозможно. Это и есть то «де­рево», что спрятано в нижней триграмме. Вообще деревья - обра­зец для подражания во многих видах добродетели. Они отдают легко и естественно: плоды, тень, самое свое тело - древесину. Как написала в «Китайском путешествии» Ольга Седакова: «Деревья, слово «люблю» только вам подходит».

51. Молния или Возбуждение

Наши рекомендации