Природа и причины стрессов

Связь конфликта и стресса очевидна. Конфликты создают состояния психической напряженности, необходимые для решения возникающих проблем. В условиях повышенной ответственности и дефицита времени подобные напряжения приводят к стрессам.

Стресс[73] – это специфическая реакция организма на воздействие экстремальных факторов. Посредством стрессовой реакции организм пытается восстановить нарушенное под воздействием стрессоров (факторов) равновесие.

Стресс как давление, нагрузка или напряжение нейтрален. Наше тело не различает: воздействует на него положительный или отрицательный стресс. Решающим становится то, как человек умственно и эмоционально оценивает ситуацию, в которой он находится.

К основным психофизиологическим признакам стресса можно отнести: вспотевшие ладони; частое сердцебиение; обильное потовыделение; возникновение проблем с дыханием; лицо краснеет или бледнеет; зрачки расширяются; возрастает кровяное давление; мышцы напряжены; возникает ощущение подавленности.

Эта реакция, независимо от характера экстремального фактора, проявляется в срочной мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно отреагировать на непосредственную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления.

Но не всякий стресс вреден: стресс - неотъемлемая часть жизни и его нельзя избежать. Важно поддерживать оптимальный для уровень стресса, позволяющий действовать эффективно. В этом случае стресс – воспринимается как своего рода «аромат и вкус жизни».

Отрицательные стрессовые ситуации возникают большей частью тогда, когда человек чувствует себя отчужденным, зависимым, когда он находится под сильным влиянием обстоятельств. В таком случае человек ограничен в возможности влиять на ход событий и чувствует себя жертвой.

Оказывает ли стресс на человека положительное воздействие или вредит, зависит от дозы и вида этого воздействия (чем продолжительнее и интенсивней воздействует раздражитель и чем разнообразней и необычайней сами нагрузки, тем сильнее реакции, вызываемые ими).

Природа и причины стрессов - student2.ru Природа и причины стрессов - student2.ru Природа и причины стрессов - student2.ru Природа и причины стрессов - student2.ru Природа и причины стрессов - student2.ru Природа и причины стрессов - student2.ru Природа и причины стрессов - student2.ru

Существуют стресс-факторы (стрессоры), способные вызвать стресс, которые как чрезвычайные раздражители порождают повышение способности организма адекватно реагировать на воздействие извне. Различают такие виды стрессоров, которые представлены на рисунке 17.5. В качестве комментария к рисунку необходимо добавить следующее.

В самом деле, неритмичность и бессистемность в работе сказывается на деятельности работников организации отрицательным образом. Недостаток сотрудников, побуждающий выполнять кроме своих обязанностей, еще и обязанности других, ведет к повышенному напряжения сил и стрессу.

Человеческий организм имеет естественные, циклические ритмы в течение суток, недели, года, а когда они нарушаются, то накапливается стресс. Ненормированный рабочий день автоматически раздвигает рамки трудового дня и в условиях обилия текущих вопросов создает напряжение. Статусные проблемы, связанные с перспективой должностного роста и повышением заработной платы, порождают тревожные ожидания и распределенный во времени стресс.

Формализм как стрессор в организации проявляется в раздражающе чрезмерном бумаготворчестве и проведении бесконечных скучных совещаний, что создает ощущение напрасно потраченного времени. Неопределенность может принимать форму частых перемен без объяснения целей и задач, что делает туманной перспективу и воспринимается как угроза.

Специфические стрессоры проявляются в нечетких ролевых обязанностях, отраженных в должностных инструкциях, и в ролевых конфликтах, возникающих в условиях, когда два аспекта деятельности оказываются несовместимыми (как ни поступи – все равно окажешься неправым).

Нереалистично высокие притязания и стремление к совершенству побуждают человека опасаться провала

Вышестоящие руководители способны вызвать стресс потому, что они могут повлиять на жизнь и деятельность работников как в моральном, так и в материальном плане. Руководители могут оказывать доверие или нет, быть мелочно придирчивыми, быть постоянно скупыми на похвалу и щедры на критику. В результате у работника возникает чувство, что его недооценивают, притупляется удовлетворение от работы и, в конечном счете, наступает стресс.

Малочисленные и непродолжительные взаимодействия с коллегами по горизонтали, основанные в большей степени на противостоянии при защите функциональных интересов, также создает основания для стрессов.

Трудные клиенты или подчиненные могут вызвать стресс, когда стычки с ними либо абсолютно неожиданны, либо несправедливы и неправомочны.

Управленческий труд сам по себе может рассматриваться в качестве стрессора, поскольку управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой, а также необходимостью повышать свою квалификацию, что называется, на марше. Кроме того, способствует стрессовому состоянию принятие решений в условиях недостатка необходимой информации.

Внеслужебные стрессоры включают столкновения различных позиций и интересов в кругу семьи, да и самой семейной обстановкой (неустроенный быт, шумные соседи и т.п.).

Что касается реакции на стресс, то здесь выделяется три стадии адаптации к создавшейся ситуации. Первая стадия - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации ресурсов организма в ответ на воздействие извне, нарушающее равновесие процессов жизнедеятельности. Затем наступает стадия сопротивления, когда человеку удается справить с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить (преодолеть), наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период организм хуже сопротивляется новым вредным воздействиям, что ведет к росту опасности заболевания.

Управление стрессом целесообразно начинать еще до появления стрессового состояния, направляя усилия на профилактические мероприятия (см. рис. 17.6). При возникновении самого стресса внимание необходимо переключать на использование методов активного противодействия стрессу. А в состоянии сильного стресса следует прибегать к методам мобилизации психофизиологических возможностей человека (см. рис. 17.7).

 
  Природа и причины стрессов - student2.ru


· Проектирование собственной жизни и достижение целей · Прогнозирование факторов стресса · Формирование стрессоустойчивости   · Анализ индивидуальной картины стресса · Мобилизация физиологических возможностей организма · Мобилизация психофизиологичес-ких возможностей организма
     

Рис. 17.6. Сочетание методов управления стрессом

В основе профилактики стрессов лежит чуткое отношение к собственной жизни и ее активное проектирование, а также предвидение факторов стресса жизни человека и заблаговременная его подготовка к стрессам, что обеспечивает стрессоустойчивость.

К принципам мудрого отношения к своей жизни специалисты[74] относят следующие постулаты.

· Постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей.

· Уметь отличать главное от второстепенного.

· Знать меру воздействия на события, т.е. быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находимся.

· Уметь подходить к проблеме с разных сторон.

· Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее.

· Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении.

· Стараться понимать окружающих.

· Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего.

· Жить полной жизнью в каждый данный ее момент.

К прогнозированию стрессогенных факторов и подготовки к стрессам относят такие методы как использование разнообразных тестов, самонаблюдения для познания своих качеств как личности и раннего обнаружения надвигающегося стресса. Полено ознакомление с теорией и практикой управления стрессом. Кроме того, применимо динамичное формирование адекватного образа жизни и выполнение физических упражнений, а также формирование эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники) и волевых качеств личности (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки, решительности, выносливости).

К методам активного противодействия стрессу следует отнести способы анализа стрессовой ситуации, которые включают такие действия как составление перечня стрессоров (создает ощущение подконтрольности ситуации) и ранжирование такого перечня по степени значимости, а также планирование конкретных действий по устранению причин стресса (немедленные и перспективные действия, а также действия по адаптации к тем стрессорам, на которые повлиять невозможно в обозримой перспективе).

Мобилизация физиологических возможностей организма для противодействия стрессу осуществляется за счет увеличения приема жидкости, улучшения питания, дыхания и физических упражнений.

Мобилизация психофизиологических возможностей для противодействия стрессу может быть реализована методами, отраженными на рисунке 17.7.

Метод рационализации состоит в осмыслении причины, породившей гнев и стремлении придать причине другое значение. Следует найти что-либо положительное в том, что случилось, и после этого ситуация будет выглядеть уже иначе.

 
  Природа и причины стрессов - student2.ru

Рис. 17.7. Сочетание методов мобилизации психофизиологических возможностей

Релаксация[75] в форме сознательного нервно-мышечного расслабления в теле, которое представляет собой курс систематических тренировок по произвольному расслаблению различных групп мышц (релаксации - в чередующихся периодах максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела). Прежде всего, надо попытаться смягчить свой гнев и унять свою агрессивность, затем следует расслабиться, провести аутотренинг и изобразить на своем лице улыбку.

Самовнушение в форме аутогенной тренировки (или аутотренинга), представляет собой метод психической саморегуляции состояний, основанный на сознательном внушении чувств тепла, тяжести, облегчения различных органов и участков тела. Здесь необходимо обеспечить достижение требуемого состояния «на выходе» из аутогенного погружения, а также получение отсроченного оптимизирующего эффекта. Основным элементом в аутотренинге выступает усвоение и оперирование вербальными формулировками (формулами самовнушения) в виде самоприказов. Самовнушение в форме визуализации, представляет собой метод психической саморегуляции состояний, основанный на мысленном воссоздании во всех подробностях образа приятного места, красивого пейзажа и своих ощущений при нахождении там. Кроме указанных образов, может быть воспоминание о самом удачном дне каникул или отпуска, о путешествии по лесистым горам, об отдыхе на палубе корабля, бороздящего просторы океана, и др. Метод визуализации также предполагает, что вся конфликтная ситуация проигрывается в воображении и таким образом снижается внутреннее напряжение. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание.

Медитация[76] представляет собой метод психической саморегуляции при помощи умственных действий, направленных на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, погружения в себя. Главная цель - достичь чувства гармонии и сопричастности миру, возвращение к истоку всей духовной и физической деятельности.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем суть конфликта как социального явления?
  2. Какова структура причин конфликтов?
  3. Приведите типология конфликтов.
  4. Как разрешаются межличностные конфликты?
  5. Назовите этапы развития конфликта.
  6. Каковы методы разрешения конфликтов?
  7. Какие можно выделить стратегии поведения в конфликтных ситуациях?
  8. Перечислите виды стрессоров.
  9. Как выглядит сочетание методов управления стрессом?
  10. В чем заключается сочетание методов мобилизации психофизиологических возможностей?

[1] Интелле́кт (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем.

[2] IQ — intelligence quotient

[3] Гениальность- это обозначение как способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений- это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия.

[4] Талант(греческое talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

[5] Креативность (от лат. creatio - созидание, сотворение) - это творческая, созидательная, новаторская деятельность.

[6] Эмоциональный интеллект — по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

[7] Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. – СПб.: Издательство «Речь», 2004, С. 35.

[8] Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Даниел Гоулмен, Ричард Бояцис и Энни Макки; Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Брукс, 2005. – 301 с.

[9] Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Даниел Гоулмен, Ричард Бояцис и Энни Макки; Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Брукс, 2005. – 301 с.

[10] Там же, С. 265.

[11] Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Даниел Гоулмен, Ричард Бояцис и Энни Макки; Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Брукс, 2005. – 301 с., С. 55.

[12] Интуиция — способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость.

[13] Мозг дает нам знать о своих выводах, главным образом, через механизм, затрагивающий желудочно-кишечный тракт, что и создает у нас впечатление, будто именно «нутром» мы чувствуем правильность нашего решения.

[14] Типология (от греч. typos - отпечаток, форма, образец и logos -наука) представляет собой метод научного познавания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделенных во времени.

[15] Экстраверт — это тип личности, который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

[16] Интроверт — тип личности, ориентированный внутрь или на себя.

[17] Крегер О. Типы людей: 16 типов личности, определяющих как мы живем, работаем и любим / Пер с англ Ю.Ю. Ступак. – М.: АСТ Астрель, 2005. – 348 с. С. 33.

[18] См.: Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М.: ТЕИС, 2002. – 501 с., С. 280.

[19] Построено по: Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М.: ТЕИС, 2002. – 501 с., С. 281-285.

[20] Например, Яхонтова Е.С. приводит такой перечень ролей: Шутник, Гармонизатор, Сторож, Защитник специальных интересов, Гуляка, «Исповедник», Агрессор, Анекдотчик, Монополист, Ищущий признания, Блокатор, Последователь, Инициатор, Информатор, Искатель дополнительной информации, Высказывающий мнения. Уточнитель мнений, Интегратор, Ориентатор, Стимулятор, Ободряющий и поощряющий. – См.: Яхонтова, С. 251-254.

[21] Мередит Белбин Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер с англ. – М.: HIPPO, 2003 - 315 с., С. 116.

[22] Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М.: ТЕИС, 2002. – 501 с., С. 237.

[23] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002, с. 272-273.

[24] Айзенштат Р., Бир М. Стратегические изменения: как преобразовать организацию для реализации стратегии / Курс МВА по стратегическому менеджменту / Под ред. Лайм Фаэйа, Роберта Рэнделла / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2002, с. 456.

[25] Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. Пер. со швед. – М.: Дело,1996. – 352 с., С. 223.

[26] Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. – М.: Генезис, 2001, с. 459.

[27] Конформизм – пассивное принятие мнения большинства в группе; толерантность – терпимость к мнению других.

[28] Мередит Белбин Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер с англ. – М.: HIPPO, 2003 - 315 с., С. 202.

[29] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командо-образования. Современная технология создания команд. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с., С. 63.

[30] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командо-образования. Современная технология создания команд. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с., С. 69-70.

[31] Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 352 с., С. 228-230.

[32] Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

[33] Построено по: Remmerswaal, J. Begeleiden van Groepen. Houten, The Netherlands: Bohn Stafleu Van Loghum, 1992.

[34] Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. – М.: ТЕИС, 2002. – 501 с., С. 296-297.

[35] Маргерисон Ч.Дж. Колесо командного управления: Путь к успеху через систему управления командой / Пер с англ. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004. – 208 с.

[36] Построено по: Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с., С. 133-134

[37] Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с., С. 159.

[38] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командо-образования. Современная технология создания команд. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с., С. 32.

[39] Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с., С.32.

[40] Практическое руководство по менеджменту. Международный опыт достижения успеха / Пер. с англ. О.О. Волмянская, Э.И. Волмянский. – Мн.: ООО «Новое знание», 1998, С. 155-156.

[41] Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с., С. 592.

[42] Построено по: Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с., С. 604-608.

[43] Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с., С. 597-598.

[44] Максимов В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. — СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 272 с., С.214.

[45] Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. – М.: Генезис, 2001. – 752 с. – С. 469.

[46] Мередит Белбин Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер с англ. – М.: HIPPO, 2003 - 315 с., С. 15-32.

[47] Бронштейн М. Управление командами для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 320 с., С.98.

[48] Бронштейн М. Управление командами для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 320 с, С. 102.

[49] Построено по: Бронштейн М. Управление командами для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 320 с, С. 154.

[50] Составлено по: Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. – М.: Генезис, 2001. – 752 с., С. 471-472.

[51] Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408 с., С. 33.

[52] Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408 с., С. 232.

[53] Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408 с., С. 251.

[54] Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер с англ. Под ред. В.А. Спивака – СПб.: Питер, 2002. – 336 с., С. 81-82.

[55] Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер с англ. Под ред. В.А. Спивака – СПб.: Питер, 2002. – 336 с., С. 90.

[56] M. de Pree, Leadership is an Art, New York: Doubltday/Currency, 1989.

[57] Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408 с., С. 211.

[58] Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408 с., С. 223.

[59] Бронштейн М. Управление командами для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 320 с., С. 243.

[60] Там же, С. 248.

[61] Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408 с., С.283.

[62] Гиус Ари де. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

[63] Джон Мидлтон Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен / Пер с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 272 с.- С.176.

[64] Капита́л (от лат. «capitalis»— главный, главное имущество)— совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства.

[65] Радаев В. В. Социальный капитал как научная категория // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5-14.

[66] Приведенная стоимость выражает стоимость будущих доходов в значении текущих поступлений.

[67] Авуары — материальные и нематериальные ресурсы производства (не обязательно обладающие ликвидностью и являющиеся объектами собственности), в том числе активы, представляющие одну из сторон бухгалтерского баланса, отражающую в денежном выражении все принадлежащие организации материальные и нематериальные ценности.

[68] Построено по: Бронштейн М. Управление командами для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 320 с., С. 161.

[69] Бронштейн М. Управление командами для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 320 с., С. 167.

[70] Построено по: там же.

[71] Построено по: Бронштейн М. Управление командами для «чайников». – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – ,С.164.

[72] Составлено по: Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 352 с., С. 239-247.

[73] Стресс - слово, заимствованное из английского языка, которое означает «напряжение».

[74] Кричевский Р.Л. Если ты руководитель. – М.: Дело, 1992.

[75] От лат. relaxareo - уменьшение напряжения, расслабление.

[76] От лат; meditatio - размышление, обдумывание

Наши рекомендации