Универсальность процесса
Б. ч. психол. исслед. подвергается серьезной критике на том основании, что их выводы могут быть культурнообусловленными: если полученные принципы прошли проверку лишь в рамках одной культуры, вероятнее всего, они будут валидными только для нее самой. Психологи могут ответить на эту критику, проведя повторные исслед. в условиях др. культур; результаты такого рода исслед. обобщаются в руководствах по кросс-культурной психологии. Вместе с тем в отношении нек-рых выводов может применяться менее прямой подход, но допускающий более широкие выводы. Нек-рые особенности культуры обусловливают челов. научение, к-рое может приводить к развитию др. особенностей, и этот процесс, до известной степени, может быть спрогнозирован на основе принципов, выведенных из монокультурных исслед.
Антропологическое знание является преимущественно продуктом XX в. Однако со временем возможностей для полевых исслед. дописьменных об-в, особенно тех, к-рые еще не претерпели радикальных изменений в результате взаимодействия с индустриальными об-вами, остается все меньше. Методы и теории, разработанные антропологами, в настоящее время все чаще применяются в ходе исследований нашего собственного и др. индустриальных об-в.
См. также Аккультурация, Кросс-культурная психология, Культурные различия, Обряды перехода, Социальная психология, Табу
И. Л. Чайлд
Антропоморфное мышление (anthropomorphic thinking)
При А. м. действия животных и физ. объектов интерпретируются как рез-т процессов, аналогичных тем, к-рые приводят чел. к определенным осознаваемым действиям, связанным со знаниями, мотивацией, планированием и выбором. В XIX и начале XX в. мн. представители западной культуры полагали, что в мышлении не имеющих письменности народов доминирует антропоморфизм. Казалось, что религиозные верования и обычаи этих народов подтверждают подобную т. зр. Однако ее распространение на «примитивное мышление» вообще стало слишком большим преувеличением. Умение не имеющих письменности народов добывать себе пропитание, строить убежища и средства передвижения при помощи самых примитивных технологий позволяет предположить большую реалистичность их мышления. Это утверждение было подтверждено рез-тами мн. полевых исслед., в частности объяснениями верований и обычаев, полученных от самих представителей изучавшихся народностей. Во все времена и во всех культурах А. м., по всей видимости, возникало в тех случаях, когда реалистичное знание и технические приемы оказывались недостаточными для решения проблем. А. м. тж характерно для нек-рых аспектов религии. В новейшее время преимущества научного знания и его распространение на новые сферы жизни чел. оставляли все меньше возможностей для А. м. Именно этот факт лежит в основе возникновения трений между наукой и религией.
Особое значение для исслед. процессов, лежащих в основе А. м., а тж его распространенности имели три направления психол. исслед.: а) анализ мышления детей, проведенный Пиаже; б) психоаналитическая интерпретация нек-рых искажений мышления в виде проекций; в) анализ суждений в ситуации неопределенности, проводимый в соц. психол. и когнитивной науке.
Проникновение научных методов познания в психологию дало нек-рым психологам повод требовать полного запрета использования А. м. при анализе поведения животных и, более того, поведения людей. В оживленных дискуссиях жесткий объективизм бихевиористского движения постепенно сошел на нет. В настоящее время психол. наука допускает определенную долю антропоморфизма при научной интерпретации поведения как людей, так и животных.
См. также Анимизм, Антропология, Оккультизм, Теория Пиаже
И. Л. Чайлд
Антропософия (anthroposophy)
Антропософская система мышления была разраб. в начале XX в. австрийцем Рудольфом Штайнером. Термин «антропософия» переводится с греческого как «мудрость чел.», хотя Штайнер как-то сказал, что его следовало бы понимать как «осознание чел. своей челов. природы». А. учит, что обычное знание и мышление чел., бесспорно, полезны, но их нужно трансформировать т. о., чтобы приобрести способность проникновения и тем самым получить доступ к знанию высших миров — сверхсознательной области, лежащей за пределами сферы наших обычных чувств. Эта сверхсознательная область есть область воображения, интуиции, вдохновенного мышления и даже ясновидческого опыта, т. е. форм познания, к-рые Штайнер приписывал духовному началу в чел. или духовным мирам.
В процессе формирования методологии А. появилось огромное количество работ (к-рые, однако, иногда бывает очень трудно понять). Среди них самому Р. Штайнеру принадлежат 60 книг и почти 6000 опубликованных лекций. Этот труд носит назв. духовной науки. Антропософские учения и исслед. нашли применение в многочисленных начинаниях приверженцев во всем мире, среди к-рых нельзя не упомянуть вальдорфские школы (или школы Рудольфа Штайнера), кэмпхиллские школы и общины для эмоционально искалеченных и умственно отсталых детей и взрослых, биодинамический метод органического земледелия и занятия архитектурой.
А. стала подлинным мировоззрением, пытающимся объяснить на более глубоком уровне функционирование различных аспектов мира и челов. бытия. Традиционно мыслящему чел. трудно согласиться с подобными принципами, особенно если речь заходит о карме и возрождении, духовной жизни или Атлантиде. Как бы то ни было, рез-ты практ. применения феноменологического или эмпирического подхода к исслед. явлений духовного мира оспорить труднее. Их рез-ты заставляют внимательнее отнестись к попытке Штайнера найти перспективные решения проблем личной и общественной жизни через развитие людьми внечувственного или духовного познания.
См. также Движение Кэмпхилл, Вальдорфская педагогика
Т. Г. Поплавски
Арбитраж (третейский суд) (arbitration)
А. — это процедура, при помощи к-рой третья сторона разрешает спор между двумя или более сторонами, принимая решение, являющееся обязательным для каждой из сторон. Он практикуется в отношении разнообразных видов гражд., финансовых и трудовых споров. Наиболее широко А. используется в области трудовых отношений для разрешения конфликтов между работниками или между профсоюзами и работодателями.
А. может быть либо добровольным, либо принудительным. Добровольный А. — это процесс, при к-ром обе стороны заключают неофициальное соглашение о том, что они будут решать любые будущие неразрешенные споры при помощи А.
Структура А. может быть совершенно различной. Арбитром может быть отдельное лицо или комиссия из неск. членов. Если используется комиссия, ее состав может быть либо полностью нейтральным, либо трехсторонним — т. е. включающим одного или более представителей от каждой стороны, участвующей в споре, и одного или неск. нейтральных членов. Процесс принятия решения тж может варьироваться. При обычном арбитражном процессе принятия решения арбитр может принимать любое приемлемое на его взгляд решение. В более новой форме А., наз. А. последнего предложения (final offer arbitration), каждая сторона представляет свое последнее предложение арбитру, после чего арбитр должен выбрать одно из них и уже не может предлагать собственного компромиссного решения. А. последнего предложения является новшеством, к-рое было впервые предложено К. М. Стивенсом. Стивенс пытался т. о. разрушить представление о том, что обычный А. в значительной мере снижает мотивацию спорящих сторон в поиске компромиссов, необходимых им для самостоятельного разрешения споров. Гипотеза состоит в том, что поскольку стороны считают, будто арбитр будет выбирать компромиссную позицию где-то в интервале между их последними предложениями, они воздерживаются от внесения компромиссных предложений, с тем чтобы арбитр не воспользовался их последними предложениями и не навязал в своем окончательном решении новый компромисс. А. последнего предложения призван предотвратить подобное ослабление мотивации сторон путем устранения возможности для арбитра принимать компромиссное решение. Вместо этого у каждого участника переговоров есть мотивация к внесению предложения, к-рое арбитр сочтет более справедливым, чем предложение др. стороны.
Арбитражный процесс обычно начинается, когда одна или обе стороны подают петицию в А., указывая стороны спора, предмет спора, и контракт или предыдущее соглашение, к-рое определяет возможность рассмотрения дела в А. Существуют различные орг-ции для производства А. и оказания помощи в выборе арбитра. Крупнейшей частной орг-цией является Американская арбитражная ассоц. Каждый год эта орг-ция производит свыше 20 тыс. арбитражей по трудовым конфликтам и тысячи по др. вопросам. После назначения арбитра проводится слушание, в ходе к-рого представители каждой стороны представляют свои предложения и предъявляют доказательства в поддержку своей позиции. Характер процессуальных действий может различаться, однако чаще всего они повторяют общую форму судопроизводства с арбитром, к-рый выступает в роли судьи и руководит слушанием, и с представителями каждой из сторон, к-рые вызывают свидетелей и представляют аргументацию в поддержку своих требований. После завершения слушаний арбитр оценивает как письменные документы, представленные для рассмотрения, так и устные аргументы сторон и их свидетелей, и выносит письменное решение. Если к.-л. из сторон впоследствии откажется выполнять это решение, др. сторона обычно может обратиться в суд и потребовать выполнения данного решения.
См. также Поведенческие контракты, Тренинг межличностных отношений, Психология присяжных
Т. А. Кочан
Армейские тесты времен Первой мировой войны (army test, world war I)
Первая мировая война открыла новую эру в американской прикладной психологии. Когда США вступили в войну в апреле 1917 г., Роберт М. Йеркс, президент АПА, предпринял энергичные шаги по вовлечению психологов в борьбу за победу. Он незамедлительно совершил поездку в Канаду, власти к-рой поддерживали психол. методы в отборе новобранцев и лечении вышедших из строя солдат. Работая в АПА и Национальном н.-и. совете (National Research Council), он заинтересовал армейское руководство идеей отбора новобранцев. Комитет, созданный им с этой целью, состоял из 3 чел., имевших отношение к изданию версий теста Бине: Г. Г. Годдарда, сделавшего его первый перевод в США; Л. М. Тёрмена, к-рый только что завершил стэнфордскую редакцию теста; и самого Йеркса, соавтора оценочной шкалы теста Бине.
Первоначальным планом этого комитета была разработка формы теста Бине, пригодной для использования в условиях армии, — идея, предложенная неск. годами ранее самим Альфредом Бине и отвергнутая руководством французской армии. От цели создания короткого теста для индивидуального использования быстро отказались, когда комитет познакомился с групповым тестом интеллекта, разработанным Артуром С. Отисом, аспирантом Тёрмена.
Обследование А прошло приблизительно 140 тыс. солдат в период до мая 1918 г., когда, на основе обширного статистического анализа и последующего усовершенствования этот тест был заменен новой редакцией, известной под названием армейского альфа-теста. Два субтеста были изъяты; модифицированы инструкции; отдельные пункты были пересмотрены, другие отвергнуты; пункты внутри каждого субтеста были выстроены в порядке возрастающей сложности — все в полном соответствии с психометрическими процедурами, для использования к-рых ранее не было создано прецедента, но к-рые с этого момента стали стандартом для разработчиков последующих тестов. Армейский альфа-тест был использован для классиф. примерно 1 250 000 военнослужащих армии США. После Первой мировой войны он был опубликован и стал доступен для гражд. применения. После этого тесты умственных способностей стали широко использоваться при приеме в учеб. заведения и отборе персонала в сфере промышленности и бизнеса. Несмотря на то что используемые сегодня в области образования, бизнеса, промышленности и армии групповые тесты интеллекта существенно отличаются от Обследования А, все они являются его прямыми потомками.
Армейские психологи тж разработали невербальный тест для необразованных солдат — армейский бета-тест — и индивидуальную шкалу, напоминающую тест Бине.
См. также Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта, Бланковые тесты интеллекта
Ф. Г. ДюБуа
Архетипы (archetypes)
Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, А. как таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.
Юнг утверждает, что употребляемый им термин А. является более эмпирическим и менее метафизическим по сравнению с аналогичным термином, использовавшимся идеалистическими философами. Он пришел к этому понятию через исследование больных психозами и расширил свое понимание сущности А. в результате более полного знакомства с системами символов.
Юнг начал разработку понятия А. в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.
К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.
Упомянутые А., как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый А. может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, мудрость, духовность, моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие А., которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные А., но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.
См. также Аналитическая психология
Р. В. Коан
Ассоцианизм (associationism)
Ассоц. идей — это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», но не о «тумбочке», «батарее» или «кровати». Первый набор идей хорошо ассоциируется с лошадьми, второй — нет. А. признает существование ассоц. идей и делает ее составной частью систематического описания разума и поведения.
Авторство словосочетания «ассоц. идей» принадлежит Дж. Локку. Впервые оно было представлено в четвертом издании его книги «Опыт о человеческом разуме» (An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода «помешательство». Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд философов XVIII в. превратил его концепцию «ассоц. идей» в А. — учение о разуме и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести все психол. законы к закону ассоц.
Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли. Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. — сходства и смежности.
Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию — концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую ассоциативную психологию.
После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между ними, — и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки.
В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты — в закон постепенного роста кривой научения; закон сходства — в градиент генерализации; смежность идей — в смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра «Ассоциативная память человека» (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human associative memory)),встроенную в сложную систему обработки информ., — концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях.
Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки.
См. также Обработка информации, Память, Законы научения Торндайка
Т. Г. Лихи
Астрология (astrology)
А. занимается предсказанием будущего людей и событий на Земле, исходя из наблюдений взаимного расположения и движения Солнца, Луны и планет. Истоки такого рода практики уходят корнями в древнейшие периоды челов. истории. Древние наблюдения положений и движений этих небесных тел сформировали основу для развития сегодняшней научной астрономии. Хотя отделение объективного наблюдения от иск-ва прорицания произошло до н. э., астрологи оставались влиятельными фигурами при дворах Европы вплоть до XIV—XV вв.
Все виды астрологических предсказаний опираются на предполагаемую связь между расположением Солнца, Луны и планет в специфический промежуток времени (напр., рождения человека). Так составляется индивидуальный гороскоп.
Несмотря на полное отвержение со стороны практически всех имеющих научную подготовку людей, А. все же вызывает интерес и доверие у значительной части населения. Большинство крупных газет публикует ежедневный гороскоп, и каждый год издается множество книг, якобы обучающих читателя гармонизации его личного ритма с соотв. небесными циклами.
См. также Свобода воли, Средневековое мышление, Псевдопсихология
Э. Л. Келли
Аттитюды (attitudes)
На протяжении все истории соц. психологии понятие А. играло центральную роль в объяснении соц. поведения. А. обычно определяется как склонность реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на некий объект, лицо, институт или событие. Люди могут придерживаться А., варьирующих по степени благоприятности в отношении самих себя и в отношении любого специфического аспекта их окружения. Разделяемые широким кругом людей, позитивные А. в отношении сравнительно абстрактных объектов (свобода, честность, безопасность) называются ценностями.
А. считается гипотетическим конструктом; будучи ненаблюдаемым, он выводится на основе измеряемых реакций, к-рые отражают позитивные или негативные оценки объекта А. В классиф., истоки к-рой восходят к Платону, выделяются 3 категории реакций: А. могут выводиться на основе когнитивных реакций или убеждений (отражающих индивидуальное восприятие объекта А. и знание о нем), аффективных реакций (оценок объекта и испытываемых к нему чувств) и конативных реакций (поведенческих намерений, тенденций и действий в отношении объекта).
Большинство соц. психологов определяют А. в терминах аффекта или оценки, хотя некоторые рассматривают их как включающие в себя все 3 перечисленных класса реакций.
Формирование аттитюда.Первые попытки объяснения А. уделяли внимание потребностям или функциям, к-рые могут выполнять А. Так, предполагалось, что А. обладают инструментальными или утилитарными функциями (помогая людям получать вознаграждения и избегать наказаний); функциями знания (организуя и упорядочивая челов. жизненный опыт); экспрессивными функциями (способствуя высвобождению эмоций); и эго-защитными функциями (охраняя и укрепляя Я). Несмотря на популярность функционального подхода к А., он имел ограниченную практ. ценность. Эти ограничения можно отнести на счет известного логического круга в рассуждениях: сначала мы выводим связанные с А. потребности из выявляемых нами А. у людей, а затем используем эти выведенные нами потребности для объяснения самих наблюдаемых А.
При определении А. как имплицитных, оценочных реакций на стимул, а тж для описания и объяснения формирования А. соц. психологи бихевиористской ориентации использовали принципы классического обусловливания. По их мнению, к возникновению благоприятной или неблагоприятной аффективной реакции (А.) на объект приводит повторяющееся и систематическое сочетание объекта А. (УР) с обладающим позитивной или негативной значимостью событием (БР).
Общая тенденция опираться в объяснениях соц. поведения на когнитивные процессы и процессы обработки информ. привела к соотв. уменьшению значения, придаваемого потребностям и автоматическим процессам обусловливания. Вместо этого в настоящее время подчеркивается роль информ. как основы для формирования А. Согласно этой т. зр., основными детерминантами А. являются убеждения, репрезентирующие субъективное знание людей о самих себе и об окружающем мире. Каждое убеждение связывает объект А. с позитивно или негативно оцениваемым атрибутом: напр. курение (объект) вызывает рак легких (атрибут). В широком смысле чем большее число убеждений ассоциируется с позитивными атрибутами объекта и чем меньшее их число ассоциируется с его негативными атрибутами, тем более благоприятным к этому объекту будет получившийся в результате А. Более точные формулировки достигаются при помощи моделей ожидаемой ценности или ожидаемой полезности А. Согласно этим моделям, ценность или полезность каждого атрибута вносит свой вклад в А. прямо пропорционально величине субъективной вероятности (или силе убеждения) того, что данный объект обладает рассматриваемым атрибутом. Утверждается, что суммарное или усредненное значение таких взвешенных полезностей атрибута определяет общий А. в отношении данного объекта.
Источники убеждений.Предположение, что А. имеют информ. основу, образует связь между вопросом о формировании А. и источниками наших убеждений, касающихся самих себя и нашего соц. окружения.
Важнейшим источником информ. об объектах, людях и событиях является непосредственный опыт. Так, можно лично убедиться в том, что курение сигарет вызывает неприятные запахи, что определенная телевизионная программа демонстрирует многочисленные сцены насилия или что избыточный вес снижает физ. выносливость. Будучи основанными на личном опыте, такие убеждения характеризуются высокой степенью доверия к ним и сопротивляемостью к изменению. Зачастую они довольно точно отражают реальность. По прошествии времени, однако, различные факторы приводят к искажению памяти о событиях и тем самым снижают точность убеждений, основанных на личном опыте. За общее правило принимается, что эти искажения осуществляются в направлении увеличения внутренней согласованности и связности припоминаемых событий.
Существуют ограничения на количество и виды убеждений, к-рые могут формироваться на основе непосредственного опыта. Б. ч. нашей информации приобретается в ходе общения с др. людьми или доводится до нас разнообразными источниками, такими как телевидение, радио, газеты и книги. Установлено, что на принятие такого рода информ. из вторых рук и ее включение в систему убеждений получателя влияет целый ряд факторов. Прежде всего это связность и убедительная сила самой информ., содержащейся в сообщении. Дополнительные факторы включают доверие к источнику, тип обращения (напр., обращения, основанные на страхе или на юморе) и личностные особенности получателя.
Информ., получаемая путем непосредственного опыта или в ходе общения, может служить основой для разнообразных умозаключений. Мн. из наших убеждений являются результатом такого рода процессов. Напр., у людей складывается общее впечатление о к.-л. человеке на основе лишь одной или двух единиц информ. о нем. Человека, описываемого как ответственного, обычно рассматривают тж как стойкого, честного, аккуратного, старательного и т. д. Считается, что такие умозаключения выводятся из интуитивных или имплицитных теорий личности.
Аттитюды и поведение.С момента своего возникновения понятие А. все время привлекалось для объяснения соц. поведения. Поскольку А. рассматриваются как предрасположенность к исполнению определенных видов поведения, естественно предположить, что они направляют и, в известном смысле, детерминируют соц. действия. Расовые предрассудки (негативные А. по отношению к расовым или этническим группам) несут ответственность за дискриминационное поведение, политические действия вытекают из либеральных или консервативных А., а мн. виды поведения в сфере половых и семейных отношений объясняются религиозной принадлежностью. В качестве общего правила предполагается, что позитивные А. будут вызывать благоприятные действия в отношении объекта А., тогда как негативные А. будут вызывать неблагоприятные действия.
Исслед. отдельных случаев, казалось, подтверждали гипотезу о тесной связи между А. и поведением. И действительно, предположение о том, что А. могут использоваться для прогнозирования и объяснения соц. действий, не встречало серьезных возражений вплоть до конца 1960-х гг. Однако к этому времени появились многочисленные свидетельства того, что предполагаемая устойчивая связь между вербальным выражением А. и открытым поведением не отвечает фактическому положению дел. В хорошо проконтролированных исслед. не удалось обнаружить связи между расовыми А. и такими действиями, как предпочтение в приеме представителей определенной расовой группы в отеле или ресторане, конформизм по отношению к их мнениям или действиям или распространение пригласительных билетов только среди представителей этой группы. В числе мн. др. отрицательных данных приводились доказательства того, что А., касающиеся обмана, не могут предсказать реального поведения, целью к-рого является обман, что А. в отношении др. человека оказывались не связанными с сотрудничеством или соперничеством с этим человеком и что А. по отношению к работе имели мало общего с прогулами, опозданиями или увольнениями.
Под давлением этих отрицательных фактов соц. психологи были вынуждены пересмотреть взгляды на природу А. и его связь с соц. поведением. Обновленному пониманию способствовал возврат пониманию А. как ненаблюдаемого, гипотетического конструкта, к-рый должен выводиться на основе измеряемых реакций на объект А.
Отдельно взятые виды поведения, однако, могут предсказываться на основе А., касающихся этих видов, — напр., А. по отношению к употреблению марихуаны (в отличие от глобальных А. по отношению к этой контркультуре), А. по отношению к посещению церковных служб (в противоположность А., касающимся самой церкви) или А. по отношению к сдаче крови (вместо глобальных А., связанных с альтруизмом). Однако множатся свидетельства, что тенденции к реагированию, отражаемые в А. по отношению к специфическим действиям, могут изменяться в результате ситуационных требований или непредвиденных событий. Кроме того, обнаружено, что люди различаются по степени своей подверженности влиянию таких внешних факторов. Т. о., даже если А. по отношению к определенным действиям могут вызывать корреспондирующие поведенческие намерения, то, в какой степени намерения реализуются в действительности, опосредуется ситуационными факторами и индивидуальными различиями. Тем не менее в отсутствие непредвиденных событий поведенческие А. и намерения, как правило, оказываются довольно точными предикторами последующих действий.
См. также Измерение аттитюдов, Межличностное восприятие, Стереотипизация
А. Айзен
Аудиометрия (audiometry)
Точное измерение слуха, главная задача А., стало возможным благодаря применению психофиз. методов, отличающихся высокой поведенческой точностью, и созданию электронной аппаратуры, позволяющей достигать адекватной, стабильной, воспроизводимой и точной спецификации стимула. При измерении челов. слуха, как правило, используется генератор частоты (ламповый или полупроводниковый), усилитель, калиброванные наушники и измерительные приборы (напр., вольтметр для измерения амплитуды сигнала и частотомер для определения частоты звуковых колебаний). В дополнение при измерении слуховых порогов используются звукоизолирующие акустические кабины, к-рые создают условия тишины.
Частотный диапазон нормального челов. слуха составляет примерно от 20 до 20 000 Гц, с разной степенью чувствительности в различных областях диапазона. Макс. чувствительность достигается между 1000 и 4000 Гц с минимальным абсолютным пороговым давлением 20 мкН/м2 (или в более старой терминологии 0,0002 дин/см2).
Клиническая (или мед.) аудиология принимает во внимание это изменение чувствительности при оценивании слуха в диагностических целях. Благодаря использованию клинических аудиометров, к-рые генерируют стандартный набор заранее подобранных частот, различающихся по нарастающей амплитуде, и сокращенным психофизич. методам становится возможным получить характеристики слуха для каждого уха. Соотв. результаты представляются в виде аудиограммы, на к-рой горизонтальная линия рядом с вершиной («аудиометрический ноль») обозначает нормальный слух (как функцию частоты), а текущий уровень слуха обследуемого представлен в виде точек, находящихся выше или ниже этой линии. На дефектный слух указывают точки, находящиеся значительно ниже этой горизонтальной линии.
См. также Слуховая различительная способность, Нарушения слуха, Слуховое восприятие, Ухо
Дж. Робинсон
Аутизм (autism)
Детский А. считается одним из наиболее тяжелых психол. расстройств этого возраста. Характеризуясь ранним началом, А. встречается у 6детей на 10 тыс. родов при соотношении мальчиков и девочек 5:1. Этиология неизвестна. Прогноз плохой, хотя поведенческая (основанная на обучении) терапия в какой-то степени помогает. А. обычно диагностируют на основании сочетания поведенческих дефицитов и эксцессов с наличием нек-рых видов нормального поведения.