Анализ жизненных сценариев.
Сценарий – типичный стиль взаимодействия. Анализ сценариев жизни – еще одна важная составляющая часть концепции Э.Берна – используется для описания, объяснения и коррекции поведения человека и его взаимодействия с другими.
Сценарий имеет содержание и процесс. Содержание отвечает на вопрос «Что?», а процесс – на вопрос «Как?».
Содержание сценария. Все многообразные по содержанию сценарии можно разделить на три группы: победители, побежденные и непобедители.
«Победитель» – человек, достигающей своей цели. «Победа» всегда соотносится с целями, которые человек ставит перед собой, и с чувствами, сопутствующими их достижению. «Победитель» всегда доволен своими достижениями.
«Побежденный»– это человек, который не достигает своей цели. И дело заключается не в победе самой по себе, а в характере эмоций.
«Побежденный первой степени» имеют не очень серьезные неудачи, и потери их можно обсуждать с друзьями и знакомыми (ссоры на работе, неудачи на экзамене).
«Побежденный второй степени» испытывают неприятные чувства, которые не принято обсуждать в обществе (многократные увольнение с работы, госпитализация по поводу тяжелой депрессии)
«Побежденный третьей степени». Их сценарий приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду.
«Непобедители» – изо дня в день терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Он никогда не рискует, поэтому его сценарий часто называют «банальным».
Большинство людей живут по смешенным сценариям. Жизненный сценарий человека тесно связан с его жизненной позицией.
Человек с позицией «Я – хороший, ты – хороший» скорее выберет сценарий Победителя, иногда Непобедителя.
Человек с позицией «Я – плохой, ты – хороший» – сценарий Непобедителя или Побежденного.
Человек с позицией «Я – хороший, ты – плохой» – вначале Победитель, потом людям надоедает быть приниженными и они отказываются от такого попутчика и он превращается в Побежденного.
Человек с позицией «Я – плохой, ты – плохой» – сценарий Побежденного.
Сценарный процесс.
Э. Берн доказал, что существует всего 6 основных паттернов сценарного процесса.
Сценарий «Пока не» соответствует лозунг: «Я не могу радоваться пока не закончу работу» («Жизнь начинается после сорока», «Когда я выйду на пенсию, смогу путешествовать»).
Геракл, который прежде чем стать полубогом, должен был выполнить множество трудных задач, в том числе очистить королевские конюшни от навоза.
Сценарий «После» – это обратная сторона процесса «Пока не». Девиз – «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить» («Сегодня, конечно, мы хорошо веселимся, но завтра будет болеть голова»).
Царь Дамокл. Его сиракузский тиран Дионисий посадил во время пиршества на свое место, повесив над его головой на конском волосе острый меч. Подобно Дамоклу, находившемуся в постоянном страхе, человек, проживающий сценарий «После», полагает, что за сегодняшнее удовольствие завтра на него сойдет кара.
Сценарий «Никогда» – «Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу». Человек не понимает, что, для того чтобы добиться чего-нибудь в жизни, нужно сделать первый шаг к своей цели. Однако именно на этот шаг и не хватает жизненной энергии.
Человек подобен лидийскому царю Танталу, которого Зевс осудил на вечные муки голода и жажды. Очень близко вокруг были и вода, и прекрасная еда, но Тантал, стоя посередине бассейна с водой, не мог до них дотянуться и испытывал нестерпимые мучения от сознания близости желаемой цели и невозможности ее достигнуть. Согласно мифу, Тантал не понимает, что для избавления от мучений надо лишь сделать шаг в сторону.
Сценарий «Всегда». Человек постоянно делает одни и те же ошибки. Пережив неудачу однажды, он предпринимает новую попытку, чтобы добиться успеха, но совершает те же промахи, что и предыдущий раз. Человек может несколько раз вступать в брак или разводиться, из-за спора с начальством менять место работы. При этом его всегда мучает вопрос: «Почему это всегда случается со мной».
Мастерица вышивать Арахна вступила в спор с богиней Миневрой. Получив от Арахны вызов на состязание по вышивке, Миневра превратила ее в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.
Сценарий «Почти» имеет два вида: «Почти – тип 1» – человек никогда не доводит начатого дела до конца. Почти достигнув цели, он в силу обстоятельств, кажущихся ему объективными, бросает одно дело и берется за другое. Сценарий «Почти – тип 2» – человек постоянно достигает новые вершины. Иногда такой человек считает, что ничего не достиг, хотя на самом деле приходит к все новым и новым успехам. Обрекая себя на постоянную работу без передышки, он лишает себя отдыха и общения с другими. В конце концов, он либо несчастен, либо измотан и нездоров.
Миф о Сизифе и его труде – нескончаемой и бесплодной работе. Сизиф провинился перед богами и был вынужден вечно вкатывать камень в гору, который, достигнув вершины, каждый раз скатывался обратно вниз.
Подобно Сизифу, человек, живущий по сценарию «Почти – тип 1», говорит: «В этот раз почти достиг своего». Человек живущий по сценарию «Почти – тип 2», не замечает, что он в отличие от Сизифа, добрался до вершины. Они без отдыха и не оглядываясь отыскивают себе новую, еще более высокую гору и толкают на нее свой камень. И так до бесконечности.
Сценарий «С открытым концом» напоминает процессы «Пока не» и «После». Человек, достигая чего-то, ощущает пустоту, беспокойство, не зная, что предпринять. Девиз: «Достигая очередной цели, не знаю, что делать дальше». Такие люди, ставя перед собой лишь кратковременные тактические цели, достигнув их, мечутся в поисках очередной задачи.
Миф о Филимоне и Бавкисе, пожилой супружеской паре, которая приютила в своем доме уставших путников, оказавшихся богами. Благодарные боги отблагодарили стариков и продлили им жизнь, превратив в растущие бок о бок деревья с переплетающимися кронами.
Обычно в жизни человека находится место всем сценариям, но при этом один доминирует.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Сформулируйте три основные идеи трансактного анализа.
2. Дайте характеристики эго-состояниям Родителя, Взрослого и Ребенка. Каковы их внешние проявления?
3. Отметьте соответствия между различными состояниями ребенка и их высказываниями
1. свободный ребенок; 2. адаптированный ребенок; 3. бунтующий ребенок; 4. маленький профессор. | а) «Я не буду этого делать!»; б) «У меня есть идея!»; в) «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»); г) «Что за дурацкий вид у тебя уже третий день?» |
4. Рассмотрите приведенные ниже ситуации общения и определите позиции собеседников.
– Один работник – другому: «Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют».
а) Второй: «Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку».
б) Второй: «Смотря кто, про своего шефа, например, я так сказать не могу».
– Одна из сотрудниц обращается к другой: «Может, сбегаем поесть в кафе, пока начальства нет?».
а) Вторая: «Посмотри, пожалуйста, какие у нас показатели за прошлый месяц».
б) Вторая: «Давай».
в) Вторая: «Как не стыдно предлагать такое! А работать кто будет?».
– Руководитель спрашивает своего Заместителя: «Как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы прекратить опоздания на работу?».
а) Заместитель: «У меня есть кое-какие соображения на этот счет».
б) Заместитель: «Здесь и обсуждать нечего! Депремировать на 100%, сразу о дисциплине вспомнят!»
– Предприниматель – налоговому инспектору (с возмущением): «На каком основании Вы наложили штраф?».
а) Инспектор: «Давайте разберемся». Достает документы и разъясняет причину наложения санкций.
б) Инспектор: «Я вам ничего объяснять не буду. Если вы не понимаете, за что был наложен штраф, вам нечего заниматься предпринимательской деятельностью».
5. Какие правила характеризуют параллельную, пересекающуюся и скрытую трансакции?
6. Какие содержания сценариев по Э. Берну вы знаете?
7. Каковы шесть основных паттернов сценарного процесса?
8. Какие три типа игр различаются в ТА?
9. Какой сценарный процесс является у вас доминирующим?
Список литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005.
ТЕМА 11.