Терапевтика и роль терапевта/лидера
Все профессиональные теории групп. изменений осн. на предпосылке, что группа — соц. микрокосм: она вызывает именно те чувства, мысли или поведение, к-рые и беспокоят пациента. Предполагает ли теоретик наличие психодинамического конфликта, видит ли он в качестве источника личных проблем отношения с окружающими или придерживается бихевиоральной позиции, в любом случае считается, что начальным шагом в изменении будет выявление беспокоящих, тягостных моментов. Демонстрация этих моментов в контексте, к-рый в к.-л. важном отношении отличается от обыденной жизни, представляет собой первый этап терапевтического процесса. Далее, поведение, мысли и чувства должны восприниматься и переживаться иначе, чем раньше; участники должны «научиться» тому, что пугающие последствия не обязательно произойдут.
При изучении разнообразных теорет. позиций выявляется большое число терминов или концепций, описывающих поведение терапевта или лидера: они интерпретируют, сопротивляются, конфронтируют, размышляют, оказывают поддержку, разыгрывают ролевые сцены, действуют в качестве наблюдающего Я, форсируют групп. кризис, воздерживаясь от ожидавшегося от них поведения, подкрепляют, моделируют, заключают контракты, устанавливают осн. правила, защищают, выражают принятие, сохраняют свою аутентичность, выражают личное расположение, анализируют перенос, сообщают чувства, интерпретируют групп, динамику, учат, действуют как целостная личность, раскрывают свои личные эмоции, оспаривают позиции др., действуют провоцирующим образом и т. д. Дескриптивные и концептуальные ярлыки, используемые для описания роли, весьма широки и многообразны.
М. Э. Либерман, И. Д. Ялом и М. Б. Майлз на основе анализа поведения лидера, предписываемого восемью теорет. позициями, описывают четыре осн. функции лидера группы: эмоциональную стимуляцию, поддержку, придание смысла и исполнительные функции. Все лидеры, вне зависимости от их теорет. ориентации, используют к.-л. варианты поведения в этих четырех аспектах, хотя разброс относительно придаваемого им значения и частоты применения достаточно широк.
Лидеры тренинга сензитивности видят свою роль в том, чтобы помочь участникам понять себя и др. через понимание групп. процесса. Они сосредоточиваются на группе в целом и на взаимодействии ее членов друг с другом. Эти лидеры пытаются объяснить, что делает группа в целом, фокусируются на таких вопросах, как сохранение группы и ее сплоченности, распределение полномочий и рабочих заданий, выделение подгрупп и «козла отпущения» в группе.
Гештальт-терапевты подчеркивают целостность индивидуума. Изменение рассматривается как субинтеллектуальный процесс, опосредуемый стимуляцией вхождения индивидуума в контакт с примитивной мудростью тела. Группа в целом или ее члены используются редко. Классический прием этого методического подхода — пустое кресло, «горячий стул» возле лидера, занимаемый каждым членом группы по очереди для непосредственной «работы» с лидером.
Лидеры групп транзактного анализа работают по очереди с каждым из членов группы. Термин «транзактный анализ» относится к взаимодействиям не между отдельными индивидуумами в группе, а между внутренними символами (Родителем, Ребенком и Взрослым). Типично установление контрактов обучения (постановка специфических задач) и формальное преподавание аналитической модели.
Лидеры групп основной встречи делают акцент на восприятии и углублении межличностных отношений и на освобождении от телесных ограничений. Они исходят из того, что, освобождаясь от соц. заторможенности и мышечных зажимов, люди смогут воспринимать свое тело и др. людей иначе и более полно. В фокусе — как внутреннее состояние индивидуума, так и межличностные отношения.
Лидеры групп клиент-центрированного подхода сосредоточивают внимание на межличностной или внутриличностной динамике. Их цель — быть моделью для личностного развития, устанавливая состояния искренности, безусловного позитивного отношения и эмпатии как осн. компонентов терапевтического отношения.
Терапия атакой делает акцент на выражении гнева. Каждого члена группы по очереди подвергают критическим расспросам со стороны др., полагая, что длительная атака слабых мест индивидуума сделает его более сильным. Этот метод в системе Синанон называется «игрой», поскольку по окончании сеанса атмосфера в группе сразу же приобретает характер взаимной поддержки. Используемая в Синаноне форма терапии атакой отличается от др. моделей тем, что здесь в группу включаются как опытные, так и неопытные члены, причем значительную часть работы делают «опытные игроки». В др. моделях терапии атакой конфронтацию почти целиком берет на себя лидер группы.
Психодраматические подходы построены на разыгрывании ролей или психодраматических упражнений т. о., чтобы участники могли отреагировать заблокированное прежде поведение или вызывающие страх эмоциональные отношения в «более безопасной» обстановке. Метод осн. на предпосылке, что человек может приобрести полезный опыт как непосредственно исполняя роль, так и будучи зрителем психодрамы.
Психоаналитически ориентированные группы сосредоточиваются на внутренней динамике, в особенности на первой истории, рассказанной в группе. Такие группы имеют менее эмоционально насыщенную атмосферу, отличаются большей рефлексивностью, концентрируясь на интеллектуальном совладании с действующими в группе интер- и интраперсональными силами. Терапевт действует как наблюдающее Я, интерпретируя сопротивление и анализируя механизмы психол. защиты по мере их проявления в соц. микрокосме группы.