Структура семейных ролей. Патологизирующие роли, механизмы возникновения и коррекции.
Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда они должны делать, вступая друг с другом в отношения. Понятие роль включает актуальное поведение, желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку. Оно тесно связано с нормами (что должно выполняться) и санкций (реакции на выполнение/невыполнение роли). Один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях, иначе возникают ролевые конфликты и семейная дисфункция.
Требования, предъявляемые к ролям и системе ролей: 1.Цельность роли.
2. Совокупность ролей должна обеспечивать удовлетворение потребностей индивида в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на него не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но и дает ему право ожидать от нее любви, привязанности и пр.
3. Важно, чтобы выполняемые роли соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает психическое напряжение и тревога (из-за неуверенность в способности справиться с ролью).
4. Система должна удовлетворять потребности не только носителя конкретной роли, но и других членов семьи.
В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер.
Однако нередко семейные роли являются патологизирующими (ПР). В силу своей структуры и содержания они оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи», психологически выгодны его родственникам. ПР обусловливаются нарушениями в семье, которая, испытывая конфликтные, фрустрирующие переживания, нуждается в «громоотводе» для разрядки своих эмоций. Рассмотрим механизмы возникновения ПР.
Например, в центре «семьи-крепость» – индивид с паранойяльными реакциями, использующий свое влияние в семье для принятия его представлений о том, что «все против нас». Это перестраивает отношения в семье – появляются роли «вождя», «соратников»; семья изменяет свои отношения с соседями, с другими семьями, с родственниками, с государством. Мотивами, побуждающими индивида к возникновению в семье ПР, является маскировка определенных личностных недостатков:
– стремление защитить личностную положительную самооценку вопреки этим недостаткам (пример, семья с «антисексуальной идеологией»);
– стремление удовлетворить потребности, противоречащие нравственным представлениям индивида и всей семьи («семья-крепость» возникает для реализации желания безраздельного господства в семье).
Частым поводом для перехода к ПР – изменение представлений о личности одного из членов семьи (он же чаще всего оказывается жертвой) или о задачах семьи по отношению к одному или нескольким ее членам. Мотивы возникновения ПР такого типа являются стремление удовлетворить собственную потребность с помощью другого лица («ребенок — надежда семьи»). Может действовать механизм проекции – неосознаваемое наделение другого свойствами, присущими данной личности (например, агрессивности) – «Это не я к нему плохо отношусь, это он агрессивный» – возникает роль «трудного подростка».
Психолог, столкнувшись с тем, что семья пациента поддерживает необычные отношения с окружением или упорно усматривает у одного из членов семьи недостатки и отрицательные качества, которыми он не обладает, или если семья осуществляет контролирующую опеку одного из своих членов, должен проверить, нет ли системы ПР и не является ли это следствием действий одного из членов семьи.
Для возникновения ПР необходимо:
– чтобы имелась неудовлетворенность определенных потребностей;
– чтобы в репертуаре «потенциальных ролей» семьи была бы роль с таким свойством, которое обеспечило бы возможность «легального» удовлетворения «нелегальной» потребности;
– чтобы влияние лица, заинтересованного в переходе к системе ПР, оказалось бы достаточно сильным для преодоления источников психического сопротивления.
Разрушение в ходе семейной психотерапии любого из этих условий ведет к тому, что ПР становится невозможной. Например, ослабление влияния индивида, заинтересованного в переходе к системе ПР, приводит к ослаблению или разрушению этой системы.
Задача психотерапевта – разрушения системы ПР в семье. Э.Г.Эйдемиллер для этой цели использовал методику «Расширение влияния». Психотерапевтическую работу начинают обычно с тем членом семьи, который более всего страдает от системы ПР. Это, например, индивид, выполняющий ПР. С этим членом семьи проводится работа, содействующая нарастанию его влияния в семье, и особенно на того члена семьи, который более заинтересован в сохранении ПР.
Эту методику можно было бы назвать «обучающим интервью», так как она представляет собой план беседы с носителем ПР для обучения его путям и методам оказания психологического воздействия. Методика включает четыре этапа.
Первый этап (мотивационный) ставит цель — пробудить у клиента стремление увеличить свое влияние в семье и особенно на члена семьи, заинтересованного в существовании ПР. Используются вопросы: «Чего бы вы желали от других членов семьи, если бы имели большее влияние на них?»; «Чего бы вы желали, если бы имели очень большой авторитет в семье?» и предлагается сформулировать все пожелания и просьбы, которые были бы высказаны в этом случае.
На этом этапе клиент осмысляет свое желание изменить отношения в семье, неудовлетворенность существующим положением дел, а также тот очень существенный факт, что для изменения отношений в семье необходимо желание другого члена семьи (того, кто заинтересован в сохранении ПР). Психолог стремится побудить отвечающего как можно лучше представить себе, вербализовать и эмоционально пережить как возможную просьбу, так и те изменения в семейных отношениях, которые возникли бы в случае ее выполнения. Создаются условия для того, чтобы в ходе ответов на данные вопросы выразить отрицательные эмоции (прежде всего страх, стыд и агрессию), которые вызывает возможность выразить свое пожелание, оказать влияние на другого члена семьи.
Второй этап – обучение клиента поиску методов воздействия на того члена семьи, который заинтересован в ее сохранении. Этап начинается с просьбы психолога назвать какое-то не слишком важное семейное дело, которое член семьи, заинтересованный в сохранении ПР, очень не любит выполнять. Затем предлагается составить список людей, с которыми этот член семьи чаще всего имеет дело и предлагается представить себе, как каждый из людей, включенных в список, уговаривает его выполнить это «нелюбимое дело» и как эти люди будут вести себя в случае отказа или согласия.
Основные результаты этого этапа: осознание клиентом того, что возможно по-разному оказывать влияние на других членов семьи, и что окружающие также решают задачу поиска психологического подхода.
Третий этап (обобщающий). Его цель — помочь членам семьи понять психологические особенности индивида, заинтересованного в сохранении ПР, в особенности те, которые можно использовать для оказания влияния на него. Психолог задает вопросы о тех качествах, которые заставили бы его согласиться с убеждающим и которые можно использовать для оказания воздействия на него.
Четвертый этап (этап пробного изменения). Психолог обсуждает с клиентом желания, которые были высказаны на первом этапе в отношении влияния на другого члена семьи. Выбирается одно из них, обсуждаются возможности его реализации, причем обычно речь идет о наиболее реальном, осуществимом. Перед членом семьи ставится задача — добиться поставленной цели в каком-то небольшом аспекте взаимоотношений. Успех этапа запускает процесс поиска носителем ПР путей оказания воздействия на лицо, заинтересованное в сохранении ПР.
Одновременно клиент участвует в психотерапевтических занятиях, направленных на снятие искажения ключевого факта. Наиболее целесообразно проведение групповых занятий, в ходе которых проводится обсуждение анонимных случаев семей с ПР. В ходе обсуждения психотерапевт обращается к участникам с вопросом: искажение каких представлений членов семьи оказывается необходимым для принятия ПР?
Уменьшение или ликвидация «перевеса влияния» ведут к постепенному исчезновению ПР. Это фрустрирует других членов семьи, Задача психолога – добиться осознания заинтересованного в патологизирующей роли члена семьи в необходимости терапии.
Для диагностики детско-родительских отношений существует большое количество методик:
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.
Методика PARY (Е. Шеффер и Р. Белл) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Отношение к семейной описывается с помощью таких признаков, как ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа; зависимость и несамостоятельность матери. Отношение родителей к ребенку трестируется такими признаками как побуждение словесных проявлений; партнерские отношения; развитие активности ребенка; раздражительность, вспыльчивость; излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности, сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка и пр.
Тест-опросник родительского отношения (Варга, Столин) ориентирован на выявление родительского отношения. Опросник состоит из 5 шкал: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз. авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация.
Методика «Подростки о родителях» Л. И. Вассермана изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания. Методика включает пять шкал: позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности.