Лекция 1 ИНФАНТИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ 2 страница

Вот, например, есть у человека талант к рисованию. Рисует он на досуге по воображению или на пленэре: понравилась ему березка, он ее раз-раз акварелькой, и изобразил — смотрите, как красиво. Самореализация это или нет? Для одного — да, для другого — нет. Все зависит от того, какой потенциал человек в себе ощущает и какие формы для самореализации в его случае адекватны.

Самореализация очень многих людей идет через социальные контакты, когда они включаются в те или иные парные отношения, семейные отношения, групповые отношения, и в этой тонкой ткани человеческих взаимоотношений что-то свое или по-своему делают, или на свой манер в ней пребывают. Если вы работаете на крупном заводе, то ваша самореализация может идти не в листах проката, который этот завод производит, а в чем-то гораздо более тонком. Например, в том, как вы, будучи начальником отдела снабжения, взаимодействуете со своими подчиненными, с представителями других заводов и т. д. И считать, что ваша реализация — это прибыль этого завода или валовый выпуск проката — на самом деле, грубое заблуждение.

Ибо самореализация — это вещь достаточно тонкая. И то, что человек думает по поводу своей самореализации, часто совсем не связано с его фактической самореализацией. Что во мне реализовано, что во мне не реализовано — это вопрос деликатный и неочевидный.

Вот, например, женщина, которая в своей жизни родила одного или двух детей. Даже если она не делала абортов, у нее была потенциальная возможность родить и воспитать, может быть, пять человек детей, а может быть, и семь. И она может, ориентируясь на свои биологические инстинкты или социальные представления, искренне считать, что она не реализована как мать. Однако это может быть заблуждением с ее стороны. Это вопрос, который решается только путем глубокого самоисследования. Есть тонкие знаки, которые могут показать, что реально ее самореализация как матери произошла, а дальше ей надо было не рожать детей и их воспитывать, а заниматься взрослыми людьми. Вполне может быть, что для ее самореализации теперь нужна иная, в чем-то гораздо более тонкая работа — помогать людям в эволюционном развитии, работая с ними психологически или духовно. Всегда при глубокой работе с человеком в нем в какой-то момент умирает прежний человек и рождается новый. И если у женщины есть ощущение, что она не реализовалась в смысле рождения и воспитания собственных детей, то совершенно не факт, что она в этом права. Вполне может быть, что ее реализация относится не к биологическому, а к психологическому плану, и в нем-то как раз она пока не реализовалась. И тогда ей надо объяснить, что человек — существо одновременно и биологическое, и духовное, и между этими двумя планами есть тонкие и непростые связи. И если она думает, что, воспитав лишь двоих детей, она в своей жизни не реализовалась, то это вполне может означать, что она не реализовалась как мать в чисто психологическом плане. А это может быть не поздно, но требует больших затрат. К ролям психологического помощника и иерофанта-посвятителя (который помогает человеку проходить через глубокие кризисы психологического и духовного роста и адаптироваться к качественно новой психологической и энергетической реальности) надо, по моему глубокому убеждению, серьезно готовиться, и если самореализация человека требует освоения этих ролей, то ему понадобится серьезная психологическая и этическая перестройка. (Вообще, иерофант — это старший жрец, который ведет церемонию, особенно обряд посвящения.)

Самопознание.Эта тема — тоже очень важная и тоже совершенно неоднозначная. Я буду рассказывать вам про уровни личности, и на каждом из них слово «самопознание» получает совершенно особый смысл. Что такое «я»? Обычный человек, не отягощенный религиозными предрассудками, зачастую не понимает, в чем тут проблема. «Что еще за самопознание такое? Что, я себя не знаю?! С детства себя знаю. О чем вообще речь-то идет?»

Чаще всего самопознание понимается человеком как открытие в себе скрытых или неразвитых талантов, способностей, возможностей. Однако есть много разных других видов самопознания — и предметного, и качественного, и глубинного. Но, в зависимости от уровня личности, смысл в это слово вкладывается совершенно разный.

Самоотверженность и самообман.Это понятия, на которые я обращаю ваше внимание. Они тоже чрезвычайно расплывчаты и многозначны, и им нужно всегда придавать конкретный смысл.

Когда речь идет о самоотверженности, не вполне понятно, что, собственно, отвергается. В обыденном смысле слова человек жертвует своими интересами, но вы понимаете, что интересы — это же не самость, это не «я».

И то же самое относится к самообману. Кто кого обманывает? Если речь идет о самообмане, то надо четко выделять или две субличности, одна из которых обманывает другую, или какой-то центр психики и ее периферию, или один тип сознания и другой тип сознания. В целом эти темы требуют большой и подробной разработки.

Развитие личности.Когда я еще только делал первые шаги в том направлении, которое привело меня сюда, на встречу с вами (а вас приведет в совсем уже неведомые мне области), я как-то чисто случайно оказался на курсах аутотренинга, где преподаватель показывала приемы аутогенной тренировки и кое-что по ходу дела рассказывала — в частности, типологию личностей, которая принята в психиатрии. И она заметила, что та или иная черта характера выглядит совершенно по-разному в зависимости от уровня личности. Например, демонстративная личность высокого уровня может оказаться замечательным актером. Во второй раз я столкнулся с этой темой, когда впервые в жизни пришел на закрытый эзотерический кружок. Что-то в его атмосфере было очень необычное, и я потом только понял, что именно: стремление людей серьезно заниматься своей личностью.

Меня спросили: «Кто ты?» Я сказал: «Телец». И моментально две пожилые женщины вскочили с диванчика, на котором сидели, и сказали: «Садись! Тельцы любят сидеть на мягком». Я был потрясен. Мне было около двадцати пяти лет, а им существенно больше. А потом одна из них, через пару занятий ощутив, очевидно, ко мне симпатию, сказала: «Ты еще ничего Телец. Вот низкий Телец — он совершенно ужасен, догматичен, упрям, непрошибаем. А Телец высокого уровня, — сказала она, не имея в виду меня конкретно, — это совсем другое: у него зажигается во лбу звезда Альдебаран, и когда она светит у него между рогами, то он уже идет по своему прямому пути и никакая сила его с этого пути не свернет».

И тогда ко мне пришло принципиальное для всей моей дальнейшей жизни и деятельности понимание того, что развитие личности — это что-то очень важное, может быть, самое важное, что есть в жизни человека. Но что это такое? Сколько я ни искал, я нигде не мог найти сколько-нибудь внятного определения, что такое личность, а также описания уровней ее развития (может быть, мне хронически не везло в моих поисках).

Есть в дзен-буддизме сюжет из десяти картинок, где символически описывается путь к просветлению в метафоре поисков быка. Может быть, вы видели эти картинки. Сначала человек видит следы быка, потом он его некоторое время ищет, ловит, потом обуздывает и верхом возвращается обратно. Это сильная метафора, но опять-таки, что конкретно за ней стоит, без специальных объяснений не очень понятно.

Вопрос об уровне личности чрезвычайно важен для любого человековеда-практика, и естественно, для психотерапевта и астролога, поскольку в зависимости от уровня развития личности вашего клиента, вы должны вести себя с ним совершенно по-разному. На разных уровнях личностного развития человек сознательно и подсознательно совершенно по-разному воспринимает мир и вас, и по-разному реагирует на то, что ему говорится. И здесь очень важно не перепутать.

Я предлагаю вам классификацию, включающую в себя пять уровней личности. Эти уровни идут как бы с периодичностью два, то есть первый уровень в чем-то похож на третий, второй в чем-то похож на четвертый, а третий — на пятый. И очень важно, чтобы вы их не путали.

Первый уровень развития личности я назвал «инфантильная личность», второй — «подростковая личность», третий — «юношеская личность», четвертый — «зрелая личность» и пятый — «интегрированная личность».

Однако перед тем, как описывать их подробно, я хочу заметить следующее. Как и всякая другая классификация людей, предлагаемая мной, в чем-то условна. Каждый человек, наверное, где-то инфантилен, где-то имеет черты подростковой личности, в чем-то напоминает юношескую и т. д. Но именно где-то и в чем-то. А основной пласт личности, основное его содержание довольно четко можно отнести к одному из этих пяти уровней. И еще одно важное замечание: переходы личности с уровня на уровень обычно сопровождаются большими кризисами, и тогда человек что-то делает: идет к психологу, или к астрологу, или отправляется в одиночное путешествие на яхте вокруг света.

В то же время разница между соседними уровнями велика — иногда она кажется большей, чем между уровнями через один. Это похоже на ситуацию со знаками Зодиака: кто-то из астрологов заметил, что каждый знак Зодиака — это реакция на крайности предыдущего. Это довольно точное наблюдение. И тут тоже что-то похожее: каждый тип личности в большой степени есть результат преодоления самых актуальных, кричащих проблем предыдущего уровня.

А теперь — краткое описание уровней.

Первые два уровня — инфантильная и подростковая личности — отличаются тем, что здесь есть лишь иллюзия «я». Это означает, что на следующих уровнях развития человек обнаруживает, что его истинное «я» — это совсем не то, что он понимал под этим словом раньше, будучи инфантильной и подростковой личностью; в то же время представление о «я», которое формируется у юношеской личности (третий уровень), в дальнейшем уточняется и конкретизируется, но не опровергается. У инфантильной личности иллюзия «я» имеет локально-каузальную модальность, а у подростковой — локально-буддхиальную. Юношеский уровень можно охарактеризовать как появление истинного «я», модальность которого я бы охарактеризовал как локально-атманическую. Зрелая личность характеризуется тем, что здесь «я» осознается и переживается как основной фокус или центр притяжения жизни и всех жизненных программ; здесь модальность «я» — глобально-буддхиальная. И, наконец, у интегрированной личности модальность «я» глобально-атманическая, и оно становится основным содержанием жизни человека.

А теперь я перехожу к подробному описанию этих уровней. Ваша задача — не только идентифицироваться с каким-то из них или понять, где вы находились на разных участках вашей жизни, но и постараться поглубже войти в мои описания, чтобы по признакам, которые я буду описывать, вы могли узнать других людей и идентифицировать их уровни — например, для того, чтобы лучше этих людей понимать и более адекватно с ними взаимодействовать.

Инфантильная личность

Самоощущение и самосознание.Основное содержание, или пафос жизни инфантильной личности я бы охарактеризовал так: хаотичное блуждание во тьме. У этого человека опоры в жизни нет. Каково его самоощущение? У него есть две крайности. Первая — это атомарное самоощущение, когда он ощущает себя мельчайшей частичкой Вселенной, оторванной от всего остального мира. Если вы помните модальности эволюционных уровней, описанные в моей книге «Покрывало майи, или Сказки для невротиков», то для инфантильной личности типична муладхарная модальность, с которой атомарное самоощущение тесно связано. Этот человек ощущает себя мельчайшей частичкой, которая почти никак не идентифицирована. Он не может к ней приклеить никакого ярлыка. Он старается это сделать (я потом буду говорить, как), пытается идентифицироваться, но у него это не получается. У него нет устойчивой самоидентификации.

Второе его состояние — это, наоборот, вселенское состояние, возникающее как отмашка психологического маятника. Если человек всего лишен, и чувствует себя крохотной частичкой Вселенной, иногда у него в подсознании встает протест против такого самоощущения, и, наоборот, появляется вселенское ощущение: я и есть Вселенная. У него нет на это никаких оснований, но он, тем не менее, себя так чувствует. И первый признак такого состояния (и инфантильной личности как таковой) заключается в том, что в нем человек запросто говорит от имени Бога — например, ничтоже сумняшеся заявляет, что воля Божья заключается в том-то и том-то, что вот это Богу угодно, а вон то неугодно.

Если человек с чрезвычайной легкостью употребляет такие выражения, у вас возникает естественный вопрос: а откуда он, собственно говоря, знает, что Богу угодно, а что не угодно? Видно, что эта информация идет к нему не в порядке особого мистического откровения, а, так сказать, на будничном уровне, и никакого особого изменения состояния сознания у него не наблюдается. Надо сказать, что у некоторых особо мистически одаренных людей бывают высокие восхищения, когда человек действительно переживает единение с Богом, а потом возвращается обратно с важной для человечества информацией и энергией. Но тут видно, что ничего такого не было и как бы не подразумевается, но, тем не менее, человек запросто говорит от имени Вселенной и ее Законов, отождествляет себя чуть ли не с Богом-творцом. А через секунду он снова становится крохотной частичкой, всеми обижаемой, подверженной воле волн и судьбой беспощадно гонимой.

Говоря на астрологическом языке, самоощущение идет по Томе, а двойственное понятие — это самосознание, и оно идет по Лилит. Самосознание — это осознание себя уже не на уровне ощущения, а на уровне того или иного символизма. Как же инфантильная личность осознает себя? Что такое «я» в ее понимании?

Если вы ей зададите этот вопрос, она скажет: «Какие проблемы? Я это я. Все вокруг понимают, что я это то, что вы видите перед собой. В чем закавыка?» Другими словами, этот человек придерживается плоского-социального взгляда, который подразумевает, что личность есть некоторая социальная данность, обладающая телом, образованием, семейным положением, адресом и т. д., — короче говоря, «я» — это то, что мы пишем о себе в анкете. И по этому поводу не может быть никаких двух мнений. Что он о себе думает, то и все остальные точно так же видят, что он о себе знает, то и другие знают. При этом у человека есть убеждение, что он легко может скрыть от окружающих то, что сочтет необходимым от них утаить. Например, он может от них тщательно скрывать, что у него в одна тысяча девятьсот мохнатом году была судимость (практически ни за что) — а в остальном (по его мнению) как личность быть совершенно прозрачным. Он считает, что всем видны его эмоции, слышны его мысли. А то, что другие иногда (порой злостно) не замечают каких-то его личностных проявлений, желаний, намерений — это значит, что они не хотят смотреть, просто равнодушны к нему.

Для этого человека характерно ощущение полного отделения от мира. Его личность существует в мире как абсолютно обособленное индивидуальное образование, никак с миром не связанное. С другой стороны, он ощущает свою полную зависимость от мира, ему кажется, что он маленький и беззащитный, и что мир может в любой момент с любой стороны к нему подойти и его обидеть — или вовсе уничтожить. Он похож на марионетку, которую можно дергать за ниточки, перед которыми она абсолютно беззащитна.

Но иногда он сам становится в позицию кукловода, и тогда у него возникает диктаторское самосознание. Когда он получает в подчинение коллектив, у него сразу возникает впечатление, что перед ним набор марионеток, которыми он может любым способом управлять, дергая за ниточки, и они будут полностью ему послушны безо всяких ограничений.

Такое самосознание я бы назвал марионеточно-диктаторским. Иногда этот человек выступает в роли марионетки, иногда — в роли диктатора, причем переходы происходят мгновенно. Его примитивное представление о своей личности, естественно, ведет к аналогичному представлению о других личностях и способах взаимодействия с ними.

Что еще типично для инфантильной личности? Легкость. У нее нет образа «я», имеющего какое-то содержание. Это дает ей чрезвычайную легкость, неинерционность и хаотичность. Вот, сегодня у нее «я» такое, завтра — этакое. Человек забывает о том, что у него есть какая-то история, что у него есть какие-то длящиеся переживания. Для него типична локально-каузальная модальность: он находится здесь и сейчас, и он такой, какой он сейчас. То, что было вчера, то, что было позавчера, и то, что будет завтра, никак одно с другим не связано — его «я» как неизменного фактора как будто не существует.

Таким образом, в сознании этого человека нет образа «я», наделенного какой-то глубиной. Он понимает свое «я» плоскосоциально, отождествляя его с тем, что К. Юнг называл персоной, то есть с маской, обращенной к социуму.

Самоидентификация.Модальность самоидентификации инфантильной личности — локально-предметная. Этот человек считает так: «Я есть то, чем я в данный момент конкретно являюсь. Если я думаю, то я — это моя мысль; если я иду, то я — это мое тело в определенном месте пространства. Если я ощущаю эмоцию, то я — это моя эмоция». Так этот человек вам скажет (и сам подумает), а в подсознании у него будет глубочайшее сомнение в собственной весомости, в собственном бытии. Попросту говоря, у него в глубине души есть постоянные очень серьезные сомнения такого рода: «Кто я? Насколько я индивидуален, насколько я неповторим? Насколько я значим?» Все эти вопросы стоят перед ним постоянно, и он никогда не находит на них убедительного ответа. У него нет ощущения уникальности, у него нет самостоятельного бытия. И что он в связи с этим делает? Для обретения хотя бы локальной устойчивости он привязывается. Он привязывает себя к определенной роли. Он привязывает себя к определенному коллективу, то есть к эгрегору. Он привязывает себя к определенному внутреннему состоянию.

Это человек, которому плохо, когда он одинок, и это тоже характерный признак инфантильной личности. Ему нужно ощущать себя причастным к чему-то, к какому-то процессу, к какому-то коллективу.

И вот он в коллективе: предположим, это мать, воспитывающая детей. У нее есть идентификация: я — мать своего семейства. Она осуществляет свою материнскую функцию, вынашивает очередного младенца, она ощущает себя в этой роли, и эта роль дает ей определенную самоидентификацию. Когда эта роль кончается, например, дети вырастают, уходят из семьи, у нее опять возникает сомнение: «Непонятно, кто я». Потому что прошлого уже нет.

Человек второго уровня личности, то есть подростковая личность, может, допустим, опираться на какие-то свои прошлые заслуги, прошлые роли, прошлые достижения, регалии, на ордена. А у инфантильной личности этого нет, она идентифицируется с тем, что с ней происходит в настоящий момент.

Но поскольку ведущие роли, эгрегоры и внутренние состояния периодически меняются, этот человек время от времени оказывается в полной растерянности. И тогда он, будучи в большом беспокойстве по поводу своей идентификации, начинает лихорадочно искать, к кому или к чему можно пристать, чтобы ее обрести. И, находясь в остром положении, он может выбрать ее довольно неправильно.

Он выбирает себе друзей, и это для него тоже хороший способ самоидентификации, или он выбирает себе кумира, чтобы сказать потом: «Я — друг генерала такого-то!» или: «Я — фанат Майкла Джексона!» У Майкла Джексона сто миллионов поклонников по земному шару, и я думаю, что многие из них получают самоидентификацию с помощью его образа.

Заметьте, что подключение к эгрегору — это вещь отнюдь не формальная: бытие в рамках дружеского, рабочего или семейного коллектива, в рамках своего этноса — вполне реальное переживание. Особенно реально оно для инфантильной личности, для которой вообще характерно соборное (групповое) сознание. Для нее это совершенно реальное психическое переживание, дающее ей вполне реальную самоидентификацию, и ради этой идентификации через эгрегор, в котором он находится, этот человек способен на многое, в том числе иногда на большие жертвы. Он ценит формальные знаки отличия — значки, наколки, специальные украшения, фенечки, особые типы стрижек или формы одежды. Например, тусующаяся молодежь обязательно создает себе внешние признаки (прически и т. п.) в соответствии со своим направлением или со своим кумиром. Это тоже вариант самоидентификации инфантильной личности. И для нее это важно, поскольку другого варианта самоидентификации может просто не быть. Вам может это нравиться или не нравиться, но нужно это правильно понимать.

Для этого человека характерна самоидентификация, доходящая до идолопоклонства. Вообще, идолопоклонство — характерная черта инфантильной личности, независимо от того, какую религию человек формально исповедует, или, может быть, он даже вовсе атеист. Но все равно, если копнуть его чуть глубже, у него обнаружится внелогичное, безусловное, безоговорочное поклонение какому-то идолу. В ХХ веке, особенно в его середине, в 60-е годы, таким идолом было понятие науки, особенно точной науки. Этому идолу поклонялись, и он в большой степени выполнял роль религии, причем достаточно примитивной. Чудеса творит? Творит. Как же, на самолете летать можем, телевизор смотреть. Особенно когда цветные появились, это такие идолы! Посильнее будут разве что компьютеры, подключенные к Интернету...

Для инфантильной личности характерна идентификация через идола, которому человек поклоняется, или через атрибуты этого идола. Мне кажется, что наука исполнила замечательную роль идола целой цивилизации потому, что стала идолом как для тех, кто ею занимался, так и для всех остальных. Но сейчас эта ситуация меняется, как мне кажется, кардинально.

Самомнение и самооценка.Говоря на астрологическом языке, самомнение идет по Томе, это нечто такое, что переживается чувственно, непосредственно, а самооценка идет, соответственно, по Лилит, то есть через определенный символизм. Каковы же они у инфантильной личности?

Это важная тема. Иногда мы о ком-то говорим: «Какое у этого человека чудовищное самомнение!» Но, может быть, мы его неправильно понимаем. Самомнение, например, бывает локальное и глобальное, и приняв первую модальность за вторую, мы обязательно ошибемся. Так вот, у инфантильной личности самомнение и самооценка совершенно локальны и постоянно скачут во времени. Если такой человек идентифицировался с каким-то своим удачным словом или поступком, он страшно горд собой, он говорит: «Я велик!» А мы говорим: «Какое ужасное самомнение!»

Но посмотрите на него повнимательнее. Может быть, через пять минут он уже будет находиться в состоянии глубокого унижения. Его самооценка и самомнение зависят от совершенно случайных факторов — внешних или внутренних. Сейчас ему показалось, что он гений, и у него самооценка резко поднялась. Ему кто-то на улице сказал какое-то резкое слово, или ему показалось, что его унизили — все, он полностью раздавлен, он полное ничтожество, и именно так себя и переживает. Причем, поймите, это же тотальное переживание. Если человек идентифицирует себя, свое «я», с данным конкретным каузальным моментом, и этот момент неудачный, это значит, что все его «я» унижено, раздавлено, лежит и испускает последнее дыхание.

Это сильное переживание, и оно очень четко проявляется у детей, которые все в какой-то период своего развития проходят стадию инфантильной личности, и это надо понимать их родителям. Неправильно смотреть на ребенка взрослыми глазами и говорить ему, например: «Что ты так огорчаешься? Завтра ты пойдешь в школу, и вместо двойки тебе поставят пятерку». Для него «завтра» не существует, для него существует только «сейчас». Если вам удастся войти в его актуальную реальность и в ней что-то подправить, вы его самооценку поднимете, и это для него будет адекватно. Если же вы будете пытаться представлять его себе как подростковую личность и апеллировать к каким-то более устойчивым моментам, то вы выйдете за пределы его понимания: в его реальности никакой устойчивой длительности нет.

Ему свойственны резкие оценки. В подсознании у этого человека всегда находится колоссальная неуверенность в себе. И помочь ему здесь нельзя. Его неуверенность в себе тотальна, потому что его «я» связано с текущим моментом и всегда подвержено риску. Каждый человек где-то ошибается, когда-то в чем-то проваливается, но инфантильная личность всегда проваливается как бы вся целиком. И ее подсознание это помнит. И любые попытки каким-то образом ее приободрить быстро проваливаются. Он скушает эту вашу психологическую (а также материальную) поддержку, может быть, утешится ею в настоящий момент, а потом придет на следующую консультацию в том же виде и даже еще хуже, чем он был до вашего вмешательства. И вылечить его можно, лишь подняв уровень его личности — и никак иначе.

Можно жить, будучи в чем-то не уверенным, в том числе — в каких-то ситуациях не уверенным в себе. Может быть, это не очень комфортно, но это более творческое состояние, нежели всепоглощающая самоуверенность. И этим можно утешать инфантильную личность — но вылечить от тотальной неуверенности в себе невозможно.

Референтный круг.Когда мы говорим о самомнении и самооценке, важно понимать, что у каждого человека есть референтный круг, то есть круг людей, мнению которых он доверяет и на основе суждений которых создает мнение о себе. Так вот, у инфантильной личности референтный круг абсолютно случаен и никак не ограничен. Из этого круга кто-то для него значимый может быть начисто исключен, чаще всего (как говорится, нет пророка в своем отечестве) это ближайшие родственники; нередко из него исключены и многие хорошие знакомые, а немотивированное мнение случайного прохожего почему-то становится совершенно кардинально значимым.

Возможен и другой вариант: референтный круг назначается ведущим человека эгрегором. Человек служит своему эгрегору, он с ним идентифицируется, и эгрегор ему изнутри — заметьте, не снаружи, директивным путем, а именно изнутри, то есть в психике, создает настройку: слушать такого-то! И, вот, например, мальчик по «подсказке» своего семейного эгрегора слушает своего старшего брата, который становится для него абсолютным авторитетом, хотя и локальным: когда старший брат что-то говорит, это становится для младшего авторитетным мнением, хотя потом оно быстро вытирается из его памяти. Но на момент взаимодействия старший брат — это авторитет.

Референтный круг инфантильной личности нередко меняется, но любые попытки воздействовать на него методом разума, как правило, не эффективны, то есть ее сознанием этот круг не регулируется никак. Ее позиция такова: «Как же я могу не верить этому человеку! Это голова, это авторитет!» И эта позиция даже не произносится, она хуже, чем произносится, она обозначается телесно: жестами, мимикой, «большими» глазами.

Другая характерная черта инфантильной личности заключается в том, что она совершенно независима от оценок, которые идут извне референтного круга. У нее есть свой референтный круг, а все, что снаружи, ее абсолютно не волнует. Она никак на это не реагирует. И если вы находитесь вне этого круга, но попытаетесь влиять на ее самомнение или самооценку, она будет очень странно смотреть на вас: в этом случае вы окажетесь в ее глазах просто полным идиотом. Вы ведете себя совершенно некомплементарно, с ее точки зрения, когда вообще к ней лезете, хотя ничего о ней не знаете и не понимаете! Однако начинающие психотерапевты часто таких вещей не видят. Начинающий терапевт сам себя хотя бы немного уважает, и поэтому думает, что и остальные люди его уважают. А реально инфантильная личность мало кого уважает (включая самое себя), независимо от их достоинств, и ее референтный круг обычно довольно узок. Вообще, чем выше уровень личности, тем шире и устойчивее ее референтный круг.

«Махабхарата», знаменитый индийский эпос, изобилует историями такого рода. Идет по дороге высокий брамин или йог, а ему совершенно случайно попадается бедная крестьянка, и между ними завязывается высокодуховная беседа, где эта крестьянка основательно ставит его на место. (Потом, правда, выясняется, что ее облике выступал бог Шива.) И мораль этих историй, в частности такова: любой человек может хотя бы на короткое время попасть в ваш референтный круг и сказать вам что-то, для вас значимое. Однако для инфантильной личности это совсем не так. В каждый момент времени у нее есть четко обозначенный круг людей, которых она воспринимает как авторитеты, а всех остальных полностью игнорирует. Зато человек, который попал в ее референтный круг, наоборот, получает над инфантильной личностью громадную власть — в первую очередь, психологическую: его мнение не обсуждается. Как идол сказал, так и есть — пока его мнение не забыто или сам он не выброшен в канаву ввиду профнепригодности.

Самоценность.Это тоже важный момент в индивидуальной психологии. Когда вы имеете дело с человеком, вам нужно понять, является ли его личность, то есть его «я», для него определенной ценностью.

Для инфантильной личности ее самоценность, как и все остальное, очень непостоянна, но подсознательно обычно весьма низка — за исключением единственного случая, когда этот человек идентифицирует себя с сильным, жестким эгрегором. Например, директор крупного завода вполне может быть инфантильной личностью, если он хорошо чувствует и пропускает через себя энергию соответствующего эгрегора; тогда он идентифицируется со своим заводом и с производственным процессом, и у него будет достаточно высокая самоценность. Но как только он уходит на пенсию или по каким-то причинам его завод хиреет и останавливается, у него возникает сильнейшая душевная проблема, связанная именно с тем, что он теряет самоценность. Ценность его личности для него самого резко падает, поскольку его завод (по сути — он сам) уже не производит столько танков на душу населения, сколько производил раньше.

Наши рекомендации