Нонаген, бинонаген, кварнонаген
Сейчас мы с вами рассмотрим следующую серию аспектов: нонаген (дуга 40°, дробь 1/9), бинонаген (дуга 80°, дробь 2/9) и кварнонаген (дуга 160°, дробь 4/9).
Сегодня на повестке дня у нас число 9. Мы по-прежнему находимся в рамках третьего уровня Пирамиды чисел, где строятся отношения между тонким и плотным планами. Но психологические и энергетические эффекты, свойственные девятке, совершенно новые и неожиданные, ничего похожего у нас раньше не было.
Они включаются только у человека третьего уровня личности, юношеской, и дальше. И это одновременно и очень большая помощь, и грандиозная яма. Вы уже, наверное, поняли, какой ямой может быть полуквадрат. Однако нонаген может быть даже еще гораздо большей ямой. И в то же время, нонаген может очень существенно помогать человеку в трудных для него ситуациях.
В девятке связь между тонким и плотным миром оформляется в устойчивый союз. Девятка превосходит восьмерку, и вся техничность и инструментальность восьмерки в девятке уже как бы подразумеваются, но выносятся за скобки. И в итоге получается, в соответствии с формулой 9 = 3 × 3, некоторая супергармония. В чем же она заключается? Если вы помните тройку, она символизировала отдельно существующую гармоничную вселенную, своего рода замкнутый шар: круглый и отдельно от всех существующий. Но девятка — число гораздо большее, чем тройка, и здесь принцип гармонии уже существенно проработан, и девятка символизирует гармоничный и устоявшийся союз тонкого плана с плотным.
Если хотите, это отдельно взятое королевство, в котором есть свой царь и министры, и есть народонаселение, и между ними существуют четко выстроенные отношения, устойчивые и в своем роде гармоничные. Даже можно сказать, супергармоничные. Если под духовностью понимать связь плотного и тонкого плана, то здесь мы говорим про оформленную духовность, реализованную в конкретных формах. Этот союз в девятке нашел свое окончательное выражение, гармоничное и замкнутое. Ничто извне не допускается. Все, что находится внутри, устойчиво, хотя, может быть, и циклично — это своего рода сезонная цикличность.
Для девятки характерны не просто устойчивость и замкнутость, а суперустойчивость и суперзамкнутость, полная самодостаточность и независимость от окружения. Это сфера в жизни человека, которую можно выделить как отдельно и независимо существующую — по крайней мере, на первый взгляд. Однако в девятке есть еще и скрытое, но органично присущее ей противоречие, которое ведет ко взрыву той реальности, которую я описал. Ничто изолированное — как в психике, так и в жизни — слишком долго существовать не может. Одним из символов девятки является беременность. Но любая беременность когда-то заканчивается. И то, что матка долго сохраняла и вынашивала, преодолевает и как бы взрывает ее изнутри, и предчувствие этого преодоления тоже характерно для девятки и ее сюжетов.
Для девятки характерны суперустойчивость, суперзамкнутость. Техника, которая была высокой в восьмерке, в девятке доходит уже до совершенства. Лучше уже ничего не получится. И здесь нет идеи развития. Это и понятно: идея развития всегда подразумевает приближение к чему-то лучшему. А здесь лучшего уже не может быть. Поэтому одно и то же явление или процесс в девяточных сюжетах воспроизводятся по много раз в почти идентичных формах.
Вот художник, который в овладении определенной техникой и в исполнении определенного сюжета дошел до совершенства. И пишет он — по-своему безупречно — предположим, сосновый лес. И к восторгу публики он пишет его в бесконечных вариациях: то справа он эту сосну обойдет, то слева. Каждая его картина — это произведение искусства. Но если их выставить в ряд, то видно, что это никакие не разные картины, а одна и та же. Но эта ситуация его совершенно устраивает. И публику (до какого-то момента) — тоже.
Например, когда Пушкин написал «Руслана и Людмилу», восторгам читателей не было границ. Но затем он начал писать «Евгения Онегина», и публика стала недовольна. Потому что она считала, что «Руслан и Людмила» — это и есть вершина поэтического мастерства, и ждала от любимого поэта чего-то подобного, считая, что любое отступление от уже найденного идеала — это заведомая неудача, и поэт в этом случае, можно сказать, сам себя перечеркивает.
Что еще характерно для девятки и, соответственно, для нонагена? Догматизм. Точное значение тонких символов, то есть символов тонкого плана. Если под восьмеркой они свободно комбинировались друг с другом, и каждый раз значение символа могло быть несколько иным, то в девятке значение каждого символа строго определено, а его отношения с другими символами тонкого плана тоже строго обозначены, и никакие свободные вариации не допускаются.
Если говорить, например, про науку, то нонагену соответствует завершенная, замкнутая, законченная самодостаточная теория. Все необходимые ей постулаты в ней уже заключены, весь эмпирический материал, который ей нужен, ею уже получен и должным образом обобщен, и она полностью покрывает собой какой-то кусок реальности и никак не может быть изменена. В ней есть определенные правила рассмотрения внешнего мира, т. е. экспериментальной базы, есть определенный инструментарий для того, чтобы обрабатывать полученные данные, и есть определенные концепции, касающиеся того, каковыми эти данные должны быть. И последние неукоснительно приводятся к долженствующему виду. Такая «девяточная» теория в своей сфере всеаспектна и всеохватывающа. А несостоятельная философия обязательно претендует на то, что ее «сферой» является весь мир. Например, мое поколение хорошо помнит замечательный тезис философии марксизма-ленинизма: «Учение Маркса всесильно потому, что оно верно!»
Под девяткой идет преподавание дисциплин, уже ставшими классическими, обучение технике, которая тоже уже совершенно устоялась, как, например, в академических школах живописи. Против такого подхода в свое время бунтовали художники-«передвижники». Это было в конце ХIХ века в России, и можете себе представить, сколько «античности» было в фигурах натурщиков — в основном, из простого люда. И вот приводит академик живописи на позирование забитого жизнью, нескладного, тощенького русского мужичонку и объясняет своим ученикам-студентам: «Вы не смотрите, что он такого маленького роста, что у него мускулатура по-видимому отсутствует и вообще выражение лица не древнеримское. Вы должны рисовать с него благородного древнего римлянина, то есть представить себе, что на его месте в его позе сидит римлянин с классическим профилем и развитой мускулатурой, и вот его-то и рисовать». Так идет обучение под нонагеном.
Под нонагеном часто идет традиция как таковая, нечто абсолютно устоявшееся, стационарное или стационарно-циклическое. При этом как бы само собой разумеется, и теоретически обосновано, что оно происходит ровно и точно так, как и должно происходить, ибо этого требует тонкий мир и его структуры, воплощающиеся в плотном мире идеальным для себя и для него образом.
У человека в сферах нонагена легко образуются сами собой разумеющиеся привычки, которые склоняют его к естественной ритуализации.
Вообще, ритуал — очень характерное для нонагена слово. Это нечто регулярно и точно повторяющееся, очень эффективное, имеющее в виду определенные цели и (по идее) никогда их не упускающее. Любое устойчивое действие, когда человек перестает о нем думать, естественно вводится в рамки определенного ритуала и изо дня в день, из года в год повторяется. Для нонагена характерен ритуал, который не подвергается сомнению, который существует и не может меняться: он может быть уничтожен (взорван), но видоизмениться он практически не в состоянии. Он для этого слишком устойчив.
Соответствующая нонагену сфера жизни и психики защищает себя достаточно энергично. Если вы вторгаетесь в зону психики, которая управляется нонагеном, и пытаетесь ее как-то описать на своем языке или иным образом внедриться туда со своими инструментами, то первое, что происходит — это потеря всякого контакта. Человек совершенно перестает вас понимать. Его подсознательная позиция в сферах нонагена такова: либо вы принимаете его (внешнее и внутреннее) бытие и ритуалы, его оформляющие, как самоочевидные, единственно возможные и самодостаточные — либо вы для него перестаете существовать. И тогда первое, что он может сделать — он может вас субъективно (то есть для себя) уничтожить, оборвав с вами всякую связь. А если у него с вами нет связи, то вы для него не существуете.
Таким образом, если вы входите в сферу нонагена, то первое, что вы должны сказать человеку, — это: «Да, да, конечно, разумеется, я очень хорошо вас понимаю, на вашем месте каждый поступал бы ровно так же!» И это еще минимальное заявление, которое даст вам хоть какое-то право находиться в этой сфере. В этот чужой монастырь со своим уставом не ходят. Вы должны прийти туда с очень скромным видом, и точно подчиниться совершенно определенной роли, которую вам предложат, или занять предложенную вам позицию, и никуда с нее не уходить. Сколько вы прокрутитесь в этой роли и пробудете на этой позиции, это уже другой вопрос.
Под нонагеном идет так называемое «чистое» искусство, создающее некую суперреальность, которая более важна для человека, чем жизнь. Это самоценное пространство, изолированный мир символических значений, которому можно служить, но до которого трудно дотянуться. И уж если вы туда дотянулись и вас туда хотя бы на порог пустили, вы должны быть этим самым уже совершенно счастливы. «Служенье муз не терпит суеты» — и есть еще многое другое, чего оно тоже не терпит. Под нонагеном тело и его движения — тонкие, даже священные символы. Когда балерина танцует свой танец на сцене, у нее нет печени и почек, и голова у нее служит исключительно украшением туловища — и не предназначена ни для каких других целей. В рамках «девяточного» символизма находится прекрасная статуя. Есть у нее трапециевидная мышца или нет? Нет! У прекрасной статуи трапециевидной мышцы нет и быть не может — так же, как и коленной чашечки под округлым коленом. Нет там костей, и мышц, и связок, и сосудов, и нервов тоже — как у ангела нет половых органов.
Для нонагена характерна ограниченность сюжета. Он идет в очень отчетливых и непреодолимых рамках. Он совершенно самодостаточен и имеет вполне определенную функцию.
Иногда этот сюжет очень привлекателен снаружи, кажется, что там всем очень хорошо, хотя изнутри это может быть и не вполне так. И у него есть постоянное стремление к повторению. Например, профессионально, на высоком уровне осваивая любую технику, человек как бы приручает ее ангела-покровителя, и он получает определенную власть над человеком, заставляя его реализовывать свои навыки. Художника тянет к краскам. Ему, может быть, иногда даже не важно, что именно он будет писать, ему важен сам процесс наложения красок на холст. Пианиста тянет к фортепиано. Пока человек осваивает технику, строит отношения с ее ангелом-покровителем, они для него во многом чужеродны, они его мучают; но когда он входит уже на высшие этажи владения техникой, то становится для ее ангела лакомой приманкой, и тот всячески пытается через этого человека реализоваться. Если это административный гений, то человеку в любой ситуации будет хотеться организовывать вокруг себя людей и куда-то их направлять — это будет получаться у него само собой. Если это танцевальный гений, то человек будет постоянно так или иначе пританцовывать, делать какие-то отточенные движения и при этом будет происходить самовыражение прирученного им ангела, покровительствующего танцам (муза Терпсихора у древних греков).
Нонагену свойственна большая ограниченность. Нет ничего выше. Выше тонкого плана нет тончайшего. И нет ничего ниже. Ниже имеющегося плотного плана нет еще более плотного. Нет ничего сбоку, справа, слева, спереди, сзади. Все перспективы сомкнуты. И такая нонагенная конфигурация чем-то похожа на мыльный пузырь. Иногда ткнешь ее булавочкой сбоку, где ее защиты не хватило, — и все, она лопается. Человек оказывается совершенно голым и беззащитным. Его привычные ритуалы, в том числе и ментальные, перестают работать.
Когда про человека говорят: «умный, аж противно» — часто имеется в виду нонаген Меркурия. У этого человека есть универсальный способ осмысления того, что с ним и вокруг него происходит, и этот способ чересчур завершенный, чересчур эффективный, он никогда не дает сбоев. А раз так, то однажды этот способ даст глобальный сбой, то есть ум человека вообще перестанет функционировать: ментальный ангел-покровитель просто улетит. Обидится — и улетит, отказавшись выяснять отношения.
Нонаген Юпитера. Этот аспект дает человека, который будет склонен вырабатывать замкнутые философии, объясняющие абсолютно все. Каждый из вас, я думаю, знаком с такой философией: «С тобой происходит это, потому что оно тебе кармически необходимо. Как следует осознай то, что с тобой происходит, и это пойдет тебе же на пользу». Не знаю, не знаю — по-моему, такие советы чаще всего неуместны и неэффективны. Но, тем не менее, в рамках такой философии можно существовать довольно долго. И иногда она исполняет и лечебные функции. Но иногда она кажется совершенно невозможной и отталкивающей, хотя найти в ней трещину невозможно. Ее можно только отвергнуть целиком.
Символ нонагена — это изолированное царство. Страна, которая защищена недоступными горными цепями и находится в экологическом и социальном равновесии. Племя, в котором рождение следующего ребенка регулируется на основе бдительного наблюдения за популяцией стада оленей, живущих неподалеку. В стаде родился олененок — значит, и у нас может родиться ребенок. Не родился олененок — значит, и мы подождем. (Пример из жизни.)
Под нонагеном идет высшая виртуозная техника и ангел, который ей покровительствует. Вопрос отношений с этим ангелом решается в процессе проработки нонагена. Сначала ангел свою технику защищает и человека от нее отталкивает. Но когда человек долгое время этому ангелу служит, он в какой-то момент времени с ним сдруживается и овладевает техникой, и у них энергия делится как бы на равных. Ангел уже хочет работать через этого человека и каким-то образом ему за это платит (иногда даже деньгами, посылая вполне материальных заказчиков на свою продукцию). Однако человека может устраивать, а может и не устраивать эта плата, и тогда он будет стараться выйти на следующий уровень и проработать нонаген до такой степени, чтобы сделать ангела своим послушным служителем, и добиться того, чтобы тот прилетал, лишь когда это надо человеку. Это уже очень тонкая работа, возможная обычно лишь на четвертом уровне личности (и выше).
С точки зрения подсознания, тема нонагена — это замкнутые, самодостаточные, автономные программы подсознания, и их интеграция в психику. У развитых людей, творческих личностей нонагены часто бывают сферами очень глубоких неврозов, искажений психики. Когда в психике вычленяется некоторое чересчур изолированное пространство, которое человек очень тщательно оберегает, оно помимо его воли населяется различными монстрами, которые защищаются от вторжения в их царство эффективными ритуалами — и внутренними, и внешними. И воздействовать на человека разумом в этих сферах неэффективно — там нет логики, а вместо нее царит ритуал.
Вы меня спросите: а как же интерпретировать нонаген Меркурия? Это будет пародия на логику. Это будет некоторый ритуально произносимый набор фраз или фрагментов смыслов. Но за ним будет стоять не столько смысл составляющих слов, сколько общее значение самого объемлющего ритуала в целом.
Этот ритуал, кстати говоря, может быть довольно высоким. Он может быть религиозным. Не надо думать, что ритуал — это нечто плохое. Нонаген — это то, что дает возможность устойчивого существования в мире, который, казалось бы, абсолютно неуправляем, абсолютно хаотичен. В нем нет никакого порядка. Однако приходит нонаген и образуется изолированное царство, в котором есть порядок — более, чем четкий.
Но, как всегда, если порядок есть, то его очень трудно регулировать по своему усмотрению. Уж какой сложился — такой сложился.
В обычной жизни нонаген проявляется в легко возникающих привычках и обыкновениях. В тех сферах, где активен нонаген, человек что-то сделает один раз, два раза, а потом, часто помимо его сознания, у него организуется некоторое замкнутое пространство и ритуал в нем, который оказывается чрезвычайно устойчивым. Он очень интенсивно потребляет энергию из окружающего мира для поддержки своей стабильности. Человек, сам того не замечая, прикладывает много усилий для поддержания устойчивого порядка вещей. Если его спросить, зачем он это делает, он не ответит. Может быть, он что-то и скажет, но это не будет реальной причиной. Просто у него почему-то само так получается.
Нонаген хорош, когда вам нужно длительно медитировать, приводить свой ум в спокойное состояние. Вы организуете ритуал, и в рамках этого ритуала идет отдых и какая-то медитация. И действительно, кипящий ум нонаген может превратить в ум, лишь слегка волнуемый. Но я сомневаюсь, что он легко и быстро даст полную остановку ума — или это должен быть уже очень сильный ритуал, с прямым участием опытного и умелого учителя.
Сильные качества нонагена — четкий априорный подход и устойчивое отношение. Например, нонаген Сатурна может дать человеку очень устойчивую мораль, оформленное чувство долга, устойчивую общую устремленность позитивного свойства.
Нонаген Венеры может дать своеобразную навязчивую доброту. Любовь под нонагеном сильна и определенна, она быстро обволакивает любимое существо ритуалами, из которых очень трудно вырваться. Человека, на которого направлена энергия такой любви, нонаген сильно детерминирует, ставит в очень определенную роль и положение. Но зато они необыкновенно устойчивы, и если они нравятся объекту любви, то могут показаться ему верхом гармонии. Но в этом сладком сиропе иногда можно и утонуть (сказанное не относится к нонагену Венера-Плутон, который я вам советую попробовать проинтепретировать самостоятельно).
Слабость нонагена заключается в том, что в его сферах легко складываются ритуалы и обыкновения, за пределы которых трудно выйти. Трудно выйти за пределы нонагенного сюжета, представления, образной системы, посмотреть на них как бы с альтернативной точки зрения. Здесь догматизм еще хуже, чем в полуквадрате. Для того, чтобы изменить ситуацию, ведомую нонагеном (за пределы его гармонии все равно не выйдешь), в ней нужно изменить все: тонкий план, плотный план и характерный сюжет, который идет между ними. Это так же трудно, как профессиональному спортсмену изменить свою специальность. Вот, он был мастером по плаванию, а теперь начинает бегать. Кто хоть сколько-нибудь серьезно занимался спортом, представляет себе, насколько это сложно.
Как переживается нонаген изнутри? Человек знает, как надо. И не надо этому мешать. Все идет так, как должно идти — такое внутреннее чувство часто сопровождает активизацию нонагена. У плотного объекта есть хорошие связи с тонким планом, с идеальным образцом. Есть хорошая связь между тонким и плотным планами. И все само собой или при незначительном участии человека сделается, не только надо ему мешать.
Однако эта большая устойчивость — хрупкая. У нее есть видимость абсолютной устойчивости, но в какой-то момент она кончается.
Нонаген Солнца дает мастера ритуала. Это человек, который ведет ритуал в его существенных точках. Он знает, когда, куда и что надо переключить, кто подойдет на какую роль. И он осуществляет выбор ролей и общее руководство ритуалом.
Если Солнце — это профессия, то Луна — помощник в этой профессии, а Марс — основной исполнитель. В данном случае нонаген Солнца дает руководителя (верховного жреца) ритуала, нонаген Марса — основного исполнителя этого ритуала, а нонаген Луны — помощника, поддерживающего исполнение ритуала.
Нонаген Юпитера при сильном включении этой планеты дает человеку роль Звезды ритуала — например, роль суперманекенщицы. Обычная женщина с нонагеном Венера-Юпитером будет ритуально читать модные журналы со своими кумирами и пытаться им подражать, устраивая свои мини-ритуалы из процессов наложения макияжа, посещения модных магазинов, выставок, концертов знаменитостей и т. п.
В годы популярности Джеймса Бонда — знаменитого агента 007, героя романов американского писателя Яна Флеминга, была выпущена специальная «Книга Бонда», в которой были описаны основные привычки суперагента: когда и какое он пьет вино, что он одевается, как он ест, как спит, что курит — все это было сведено вместе, чтобы поклонники могли брать с него пример.
Нонаген Венеры может давать неприятные для окружающих эффекты. Этот человек в своей микросоциальной (и, в частности, сексуальной) жизни будет очень и очень ритуален. Все у него должно происходить так, как это складывается в его воображении, и как он привык. И если оно так складывается, если ему удается это организовать, то оно может происходить в очень совершенных (для него!) формах. Но если вы хоть немножко в эти формы не вписываетесь, они по вам сильно ударят. Этот человек в микросоциальном и особенно любовном общении легко соскальзывает в ритуал навязчивости, который съедает всю энергию из окружающего пространства. Хотя, с другой стороны, тщательно разработанный и адекватный ритуал может в принципе поднять этого человека довольно высоко. Но для этого, я повторяю, надо работать над самим ритуалом, то есть надо делать так, чтобы он действительно был произведением искусства. Такова японская чайная церемония
В подсознании нонаген может дать очень устойчивые блоки. А может указать на конструктивные программы, которые, однако, надо правильно понимать и правильно направлять, а этому они поддаются с большим трудом. Для нонагена характерна непостижимая уму устойчивость сюжетов. Вот, например, маленький ребенок, порой обижаемый своей матерью. С каждым может случиться. Однако у него в карте стоит нонаген Луна-Марс в отягощенном варианте, с дополнительным квадратом к Луне. Это впоследствии может довести человека до тотального обобщения сюжета «обижания». И что бы ни происходило с этим человеком, он будет чувствовать себя маленьким ребенком, а мир — его обижающей матерью, главной целью которой является его подавление. В неблагополучном варианте психического развития под этот сюжет приводится абсолютно все, происходящее с человеком, и противостоять ему логически или искать первопричину невроза чрезвычайно сложно. Здесь нужно менять психику человека в целом.
И подумайте сами, что мог бы обозначать нонаген Нептуна?
Из всех аспектов серии нонагенов самый проявленный, наверное, — это аспект кварнонагена. Здесь существенную роль могут играть талисманы или иные материальные формы, трудные для человека программы, со скрипом и грохотом оформляющиеся в тяжелые, но в чем-то очень эффективные ритуалы. Подумайте еще сами о бинонагене и кварнонагене.
Всем спасибо. До свидания.