Организационное реагирование на ЧС

Далеко не любая ЧС требует серьезных изменений в деятельности организации. Иногда достаточно простого реагирования одного из структурных подразделений согласно разработанной методике. Ситуация стандартна, система - управляема. ЧС, угрожающая жизненным интересам организации, требует соответствующего реагирования - изменения организационной структуры и мобилизации ресурсов.

Основная проблема работы в условиях ЧС - неорганизованность и несогласованность работы структурных подразделений, вовлеченных в ЧС, и отдельных сотрудников. Поэтому в особо сложной ситуации при длительном воздействии деструктивных факторов для эффективной работы с ЧС необходимо создание специальной организационной структуры с широкими полномочиями. Идеально, если бы это была постоянная организационная структура, которая занималась бы сбором и анализом информации о ЧС, прогнозированием, планированием и организацией работы в условиях ЧС. Если такая структура отсутствует, то в период ЧС необходимо создать штаб по работе с ЧС, куда входили бы представители (или руководители) всех вовлеченных в ЧС структурных подразделений. Может быть создана группа экспертов для анализа информации и выработки рекомендаций по управлению в условиях ЧС для вовлеченных подразделений.

Необходима кризисная организация взаимодействия подразделений - руководство их действиями из одного центра. Все усилия должны быть направлены на достижение одной цели - локализация и ликвидация ЧС.

В крупных организациях для работы с ЧС рекомендуется создать специальное подразделение, которое занималось бы анализом, прогнозом и реагированием на ЧС, а также координировало бы работу остальных служб в условиях ЧС.

Кроме основного кризисного центра, необходимо предусмотреть создание вспомогательных подразделений, которые выполняли бы важные служебные функции. Этим достигалась бы оптимальная концентрация людских ресурсов на важнейших направлениях.

В рамках этого подразделения необходимо создать группу экспертов, группу быстрого реагирования, техническую группу, информационную группу. Группа быстрого реагирования кроме силовых акций должна быть способна заниматься также спасательными операциями и быть способной поддерживать порядок в организации в экстремальных ситуациях (выполнять охранные функции).

Техническая группа должна заниматься экстренным восстановлением разрушенных инженерных сооружений, линий связи, технических средств защиты информации и охраны, электронных средств обработки и хранения информации.

Информационная группа должна заниматься сбором и первичной обработкой полученных сведений, их группировкой, накоплением и хранением.

Экспертная группа должна заниматься анализом полученных сведений и разработкой методического обеспечения.

Однако наиболее эффективным (действительно необходимым) будет не оперативное реагирование на возникшую ситуацию, а превентивная работа с проблемой. Для этого необходимо иметь четкие представления об окружающей обстановке. Нужно наладить работу по своевременному получению сведений для идентификации ЧС. Полученная информация должна позволить своевременно сконцентрировать имеющиеся силы и средства на опасном направлении. Например, во время вооруженного нападения, террористического акта или перед стихийным бедствием.

Для предотвращения возникновения ЧС и снижения ущерба от проявившихся деструктивных факторов, необходимо:

1. Предвидеть появление ЧС (прогнозирование).

2. Иметь специальные организационные структуры.

3. Владеть специальными методиками по прогнозированию, предотвращению, локализации и ликвидации различных ЧС.

4. Построить систему специальной подготовки персонала и управленческих кадров.

5. Иметь в наличии резервы для работы с ЧС.

6. Создать специальную систему для получения и анализа информации о ЧС.

Работа с информацией

Ни одна ЧС не возникает из ничего, но каждая имеет свои источники зарождения, условия возникновения и закономерности развития. Для того чтобы сконцентрировать необходимые силы и средства в нужный срок в нужном месте, часто просто не хватает времени или в данный момент необходимых средств нет в наличии, не выработаны методы работы в данной ситуации. Поэтому задачей СЗИ должен стать сбор достоверной информации о состоянии внутренней и внешней для организации среды, разработка методик и планов деятельности на случай ЧС. Для эффективного реагирования необходимо иметь четкие представления о зарождении и развитии ЧС. Только получая информацию о предпосылках к возникновению ЧС, можно рассчитывать на минимизацию ущерба от наступившей ЧС за счет своевременных превентивных мер.

Для оперативного управления СЗИ в условиях ЧС, локализации и ликвидации последствий ЧС необходимо получать информацию о том, как развивается ЧС и как она воздействует на систему.

Таким образом, информационная работа с учетом ЧС может состоять из трех больших блоков:

1. Докризисная информационная работа.

2. Информационная работа в период ЧС.

3. Информационная работа в посткризисный период.

Для данной работы в рамках СЗИ необходимо создать специальное информационное подразделение, которое занималось бы сбором, обработкой, анализом, прогнозом, хранением, выдачей и распределением информации о ЧС.

Однако никакая, даже очень эффективная информационная работа не поможет СЗИ, если сотрудники не будут подготовлены к работе в экстремальных условиях. Для этого необходима специальная работа с персоналом.

Для уменьшения влияния ЧС на ЗИ необходима целенаправленная работа с этой ситуацией внутри организации. Работа с ЧС должна состоять из следующих направлений.

1. Работа с персоналом:

• работа с отдельными исполнителями,

• работа с рабочими группами.

2. Работа с руководящими работниками.

3. Работа с техническими средствами:

• учет воздействия ЧС на технические средства (предотвращение фатального воздействия, анализ возможности оперативной замены или ремонта),

• подготовка сотрудников к работе с техническими средствами в условиях ЧС.

4. Методическая работа и работа по установлению связей и взаимодействия внутри организации.

5. Работа с внешними силами (разведка, лоббирование).

Работа с исполнителями складывается из морально-психологической и профессиональной подготовки сотрудников к работе в условиях ЧС. Цель такой работы - приобретение сотрудником специальных навыков оптимального реагирования на дестабилизирующие факторы, вызванные развитием ЧС и психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям.

Работа с руководителями заключается в подготовке руководителей к быстрому и самостоятельному принятию решений в условиях ЧС, выработке способности к взаимодействию с другими структурными подразделениями и навыка руководства коллективом в сложных ситуациях.

Работа с группами состоит из выработки среди персонала организации способности к рациональному взаимодействию друг с другом в условиях ЧС и создания процедуры формального взаимодействия между отделами.

Работа с техническими средствами: подбор, расстановка, выбор режимов функционирования, создание резервов с учетом возможности возникновения разного рода ЧС.

Методика: создание алгоритма, последовательности действий для надежного функционирования системы и отдельных ее элементов в условиях ЧС. А также разработка мероприятий по выявлению условий и предпосылок возникновения ЧС, идентификации признаков, локализации и ликвидации дестабилизирующих факторов и последствий. Разработка методики должна проходить в трех направлениях: функционирование и взаимодействие структурных подразделений, работа с исполнителями, работа с техническими средствами. Результатом этой работы должны стать четкие указания исполнителям на определенные действия при возникновении ЧС. Задачи и последовательность действий для вовлеченных подразделений, режим функционирования технических средств ЗИ.

Работа с «внешними силами»: воздействие на факторы, способствующие возникновению ЧС для СЗИ с целью предотвращения или смягчения негативного развития событий. Перспективный анализ негативных изменений внешней среды.

Данные направления можно выделить в качестве базовых для организации на предприятии работы в условиях ЧС и действий, направленных на предотвращение, локализацию и ликвидацию ЧС.

Так как наиболее важным, по нашему мнению, среди этих направлений является работа с персоналом, рассмотрим ее более подробно.

Работа с персоналом в СЗИ

В любой ситуации, названной чрезвычайной, наибольшее влияние на сотрудника могут оказать следующие факторы: быстрота развития событий, сверхсильное воздействие факторов окружающей среды и возникающая в связи с этим опасность жизни, здоровью и другим личностным ценностям сотрудника, неопределенность. Также негативное воздействие способна оказать угроза разрушения систем, за которые сотрудник в силу своих служебных обязанностей несет ответственность.

Это влияние может распространяться по четырем основным направлениям:

—негативное изменение поведения сотрудника (хаотичное поведение), выражающееся в неспособности сотрудника выполнять свои должностные обязанности и правила поведения в определенных обстоятельствах;

—неисполнение распоряжений руководства, направленных на ликвидацию ЧС;

—неумение работать в сложной (экстремальной ситуации);

—неспособность принять адекватное решение в условиях ЧС, когда от сотрудника или руководителя в силу сложившейся обстановки или его должностных обязанностей требуется принять важное решение.

Такое поведение объясняется не только индивидуальными особенностями сотрудника и недостатками в профессиональной подготовке, но и универсальным воздействием ЧС на психику человека.

Факторы ЧС, воздействующие на сотрудников, могут трансформироваться в следующие психологические эффекты: страх за свою жизнь и здоровье, опасения за свое материальное благополучие, свою самоидентичность (личностную целостность). Именно в экстремальной ситуации часто проявляется глубинная мотивация личности, актуализируется чувство самосохранения. Тогда поведение человека становится не рациональным (направленным на достижение поставленной организацией цели), а ценностно-эмоциональным (направленным, прежде всего, на спасение себя, своего «лица»). Сотрудник перестает выполнять свои системные функции, поддаваясь эмоциональному порыву, часто ведя себя нерационально.

Поэтому в работе с персоналом необходимо сделать упор на психологическую подготовку и обучение сотрудника.

Работа с персоналом должна состоять в следующем:

—информирование;

—обучение (профессиональная подготовка);

—тренировки (учения);

—психологическая подготовка (индивидуальная и групповая);

—моральная и идеологическая подготовка (мировоззренческая);

—оповещение.

Таким образом, прежде всего, сотрудник должен понимать опасность ЧС, знать что и как он должен делать, быть своевременно осведомленным о ней. Немаловажно для надежной и эффективной работы персонала в условиях ЧС также существование полного доверия и взаимопонимания между руководителями и подчиненными. Только когда люди полностью доверяют друг другу, они способны эффективно взаимодействовать в экстремальных условиях.

Очень важным при работе с персоналом является психологическая подготовка к ЧС. Это, прежде всего, выработка способности сохранять спокойствие и самообладание в экстремальной ситуации, принимать разумные, профессионально выверенные, взвешенные решения в сложной, опасной и быстроменяющейся ситуации. Сотрудник должен уметь добиваться поставленных целей, несмотря на неблагоприятные воздействия внешней среды. Сохранять лояльность при любых обстоятельствах. Последнее будет возможно лишь в том случае, если предприятие для сотрудника будет не просто местом работы, а чем-то гораздо большим.

Многие ЧС, особенно те, которые связаны с физическим воздействием, способны существенно затруднить выполнение сотрудниками своих служебных обязанностей. Поэтому необходима профессиональная подготовка сотрудников, с учетом экстремальных ситуаций. Сотрудник должен принимать меры по защите информации в условиях ЧС.

Кроме своих профессиональных действий, в целях эффективной борьбы с ЧС сотрудник должен уметь принимать меры для борьбы с ЧС. Нужно научить сотрудника принимать адекватные меры для ликвидации последствий ЧС.

Кроме того, необходимо создать планы эвакуации сотрудников в случае опасности из зоны поражения. Продумать запасные пути эвакуации и индивидуальные средства спасения.

Примером психологической работы с сотрудником с учетом ЧС может служить экономическая ЧС (ЭЧС). Проблема ЭЧС состоит в том, что у предприятия может не хватать средств на многие важные программы, в том числе на достойную оплату сотрудников, что не может не вызвать неудовлетворенность и недовольство. Для современных организаций в данном случае считается нормальным сокращать зарплату, отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска, сокращать штат. Понятно, что эти методы никак не способствуют повышению лояльности сотрудников.

Для уменьшения воздействия деструктивных факторов ЭЧС можно предпринять следующие меры:

—создание резервного денежного фонда, из которого выплачивалась бы зарплата в случае финансовых трудностей у предприятия;

—разработка системы нематериального стимулирования сотрудников;

—создание атмосферы доверия и взаимовыручки в коллективе;

—разъяснение временности экономических трудностей в сочетании с идеологической работой;

—разработка «безболезненной» системы увольнения сотрудников.

Очень важный аспект работы с персоналом - работа с коллективом. В экстремальных ситуациях очень большое значение имеет именно слаженная, взаимосвязанная, командная работа сотрудников организации. Причем чем сложнее и опаснее ЧС, тем большую роль играют совместные (коллективные) действия персонала. Тот же пожар скорее может быть потушен совместными усилиями. Но часто сотрудник, эффективно работающий самостоятельно, не может найти взаимопонимание с коллегами, коллективная работа не ладится. Так может происходить по многим причинам, но основная - неумение работать в коллективе. Обучению согласованной работе с коллегами могут способствовать совместные тренировки сотрудников по деятельности в условиях ЧС. В процессе тренировок и после них необходимо внимательно наблюдать за каждым сотрудником, помогая справляться с трудностями, решать возникающие проблемы.

В любой централизованной организации (системе), каковой является практически каждая отечественная фирма, почти все зависит от руководителя, его знаний, опыта, умения принимать своевременные и рациональные (правильные) решения, способности убеждать и мотивировать подчиненных. Однако если в обычной ситуации способности руководителей, как правило, бесспорны, то в экстремальной, когда на человека воздействует масса запороговых (сверхсильных) факторов, человек не всегда может применить свои умения в изменившейся ситуации. Или он не всегда знает, что именно нужно делать в данной ситуации. Эмоциональное воздействие ЧС влияет, прежде всего, на интеллектуальные способности и волевую сферу человека. Страх может полностью парализовать человека или помешать адекватно оценить возникшую ситуацию. Ограниченное время также усложняет принятие решения. Ситуация управления осложняется еще и тем, что поведение людей в экстремальных ситуациях может существенно отличаться от поведения в обычных. Поэтому воздействие на подчиненных должно также быть иным.

В этой связи работа с руководителями должна включать:

—обучение информационной работе (получение, обработка, хранение, передача, ввод и т. д.) с учетом ЧС;

—обучение принятию решений в экстремальных ситуациях;

—психологическая подготовка к работе в экстремальной ситуации;

—обучение работе с персоналом в особых условиях.

—Работа с техническими средствами

Проблема обеспечения работы технических средств ЗИ в условиях ЧС заключается либо в поддержании их функционирования, либо в выполнении их функций другими средствами (элементами системы). Например, при серьезном разрушении инженерных сооружений при землетрясении или выходе из строя средств охраны при пожаре ценности и документы приходится размещать в необорудованном помещении. В этом случае необходимо либо срочно организовывать круглосуточную охрану, либо немедленно ставить (монтировать, задействовать) технические средства ЗИ. Можно рассмотреть вопрос о создании резервных помещений или аренде специальных хранилищ на случай подобных ситуаций.

В целом работа с техническими средствами может состоять в следующем:

—профилактика;

—контроль;

—поддержание в рабочем состоянии (жизнеспособности);

—оперативный ремонт;

—оперативная замена на аналогичные или функционально близкие.

Наши рекомендации