Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей. Вопросы к зачету Понятие психологического тренинга
Вопросы к зачету
- Понятие психологического тренинга.
- История развития тренинговых форм работы.
- Основные задачи психологического тренинга.
- Условия и основные принципы работы тренинговой группы.
- Личность и личностный рост.
- Психологические концепции личностного роста.
- Критерии личностного роста.
- Специфика проведения тренинга личностного роста.
- Основные правила работы группы.
- Групповая дискуссия. Классификация групповых дискуссий.
- Игровые методы, их классификация.
- Методы, направленные на развитие социальной перцепции.
- Методы телесно-ориентированной психотерапии.
- Медитативные техники.
- Основные линии группового развития.
- Основные стадии (этапы) развития группы.
- Кризисы «роста» тренинговой группы.
- Общение психолога с участниками в тренинге.
- Особенности установления контакта.
- Четырехмерная функциональная модель ведения группы.
- Разнообразие подходов к ведущему группы (И. Вачков).
- Особенности личности ведущего группы.
- Деятельность ведущего, направленная на группу в целом.
- Деятельность ведущего, направленная на отдельного члена группы.
- Определение интерактивной игры, ее происхождение.
- Классификация интерактивных игр.
- Четырехшаговая модель в работе с интерактивными играми.
- Преимущества и ограничение интерактивных игр.
- Классификация и основные виды тренинговых групп.
- Организации групповой работы в тренинге.
- Преимущества групповой формы работы: экономический аспект, психотерапевтический аспект.
- Оценка эффективности психологического тренинга.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, упражнения, игры. – СПб., 1996.
2. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 38-46.
3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб., 2002.
4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2000.
5. Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб., 2001.
6. Малкин В.Н. Личность как группа – группа как личность //Московский психотерапевтический журнал, 1994, №4.
7. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.
8. Ментс М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб., 2001.
9. Немеринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. – М., 1999.
10. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» – М., 1996.
11. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., 1993.
12. Психогимнастика в тренинге. /Под ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб, 1999.
13. Рамендик Д.М., Тренинг личностного роста. – М., 2007.
14. Роджерс К. О групповой психотерапии. – М., 1993.
15. Ромек В. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2005.
16. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 1998.
17. Фейдимент Дж.,Фрейгер Р. Теории личности и личностный рост. – М., 2004.
18. Фолель К. Создание команды. – М., 2002.
19. Фолель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., 2002.
20. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Мн., 1998.
21. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1998.
22. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
23. Ядпер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – Самара, 1996.
Дополнительная литература
1. Александров А.А. Современная психотерапия. – СПб., 1997.
2. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб., 2001.
3. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М., 1998.
4. Групповая психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. М., 1990.
5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., МУ, 1985.
6. Жизневский Б.П., Бояринцева Г.Н. Приобретение уверенности в себе: программа тренинга общения. Мн., 1994.
7. Келли Г., Амстронг Р. Тренинг принятия решений. СПб., 2001.
8. Клюева Н.В., Свистунова М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.
9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…. 1996.
10. Сидоренко Е.В. Опыты ре-ориентационного тренинга. СПб., 1995.
11. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. СПб., 1992.
12. Стюарт Дж. Оперативный тренинг. СПб., 2001.
13. Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. СПб., 2001.
14. Теория и практика активного социального обучения. Грозный, 1985.
15. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. СПб., 2001.
16. Филатов В.М., Филатова Г.Е. Использование социально-психологического тренинга в профессиональной подготовке учителя иностранного языка // Вопросы психологии, 1987, № 2.
17. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Под ред. М. Папуша. М., 1995.
Литература для самостоятельного изучения
- Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал, 1989. Т. 10. № 1.
- Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблемы группового тренинга в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1982, № 2.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Мн., 1997.
- Кристофер Э. Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2001.
- Литвак М.Е. Из ада в рай: Избранные лекции по психотерапии / Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
- Методические основы активного социально-психологического обучения будущих учителей. М., 1986.
- Морли Ст., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. СПб., 1996.
- Немиринский О.В., Федорус И.В. Принципы и методы интенсификации психотерапевтического процесса в группах // Социальная и клиническая психиатрия, 1993, № 1.
- Обучение детей и подростков поведению в ситуациях угрозы. Тренинговые программы. Витебск, 1998.
- Паркер Р., Кропп Р. Формирование команды: Сб. упражнений для тренеров. СПб., 2002.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., МГУ, 1989.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
- Практикум по экспериментальной психологии. / Под ред. А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990.
15. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
- Психогимнастика в тренинге. Под ред. Хрещевой Н.Ю. СПб., Ювента, 1999.
- Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998.
- Рейнхард Л. Трансформация. Мн., М., 1997.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994.
- Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М., 1997.
- Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. СПб., 2001.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. М., 1993.
- Цапкин В.Н. Личность как группа – группа как личность // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 4.
- Шутц У. Комплементарная функция лидера // Современная зарубежная социальная психология (тексты). М., 1984.
Основы психотерапии