Йога - прекращение функций читты
ОМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА
КОМЕНТАРИИ ВЬЯСЫ К «ЙОГА СУТРЕ» ПАТАНДЖАЛИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Классическая йога (йога Патанджали, йога-даршана) - одна из религиозно-философских систем индуизма, имеющая высшей целью освобождение духа (пуруша) от оков материи (пракрити), от сансары. Основателем считается Патанджали (живший, вероятно, в первые века нашей эры), автор "Йога-сутры". Он не является создателем йоги вообще, поскольку йогический праксис был распространен на территории Индии задолго до нашей эры. Термин "йога" имеет у Патанджали (но не всегда у его комментаторов) два значения: высшее духовное состояние и "духовная практика" (садхана), - процесс самосовершенствования, ведущий к реализации этого состояния.
Йога принимает три сосуществующих первоначала: пурушу, пракрити и ишвару. Пуруша (буквально "человек", "мужчина") - высшее сознание, запредельное пространству-времени, пассивное, лишенное частей, чистое, "самосветящееся" и неизменное, в отличие от пракрити (буквально "природа", "первоисточник", "женщина"), которая также безначальна и вечна, но подвержена постоянным изменениям, с которыми пуруша в результате авидьи (неведения), присущего нашей психике, обычно как бы отождествляет себя. Ишвара ("Владыка", "Господь") - "Особый пуруша", не ограниченный временем, свободный от несовершенств (клеша), закона кармы, обладающий всезнанием, вечно свободный и органически связанный со своим звуковым символом "ОМ". Ишвара не тождественен Богу в христианстве: он не является Творцом мира.
Пракрити проявляется в виде трех взаимосвязанных аспектов, или атрибутов (гун): Тамаса, Раджаса, Саттвы. Тамас - тьма, инерция, невежество. Раджас - движение, активность, страсть. Саттва - свет, гармония, мудрость. Они символизируются черным, красным и белым цветами. Пракрити - "веревка", сплетенная из нитей трех цветов.
Она существует на четырех уровнях, отличающихся степенью субтильности. Тончайшее, "ноуменальное" состояние Пракрити - пракрити как таковая, или Прадхана ("праматерия", буквально "главное"); на этой стадии гуны находятся в "равновесии", мир не проявлен; это аналогично сну без сновидений. Первая модификация Пракрити, возникающая при ее эволюции в результате нарушения равновесия гун, - Махат, или Буддхи ("разум"). В ходе дальнейшей дифференциации Пракрити проявляется в виде "эго" (асмита, ахамкара) и пяти "потенций" ("танмантра"). Из этих шести образований возникают десять индрий (органы познания и действия) и манас (ум), как интегратор (координатор) деятельности индрий, а также пять "стихий" или "грубых элементов" ("земля", "вода" и т.д.), образующих внешний, "видимый" мир.
Психика в целом обозначается в йоге термином "читта". Она проявляется в виде пяти основных модификаций (вритти): достоверное познание, заблуждение, фантазия, глубокий сон и память. Заблуждение наряду с памятью, - глубинная психическая структура, существующая в виде пяти клеш ("недугов"): авидьи, т.е. ложного отождествления невечного с вечным, эгоцентризма, страсти, ненависти, инстинктивного страха смерти. Клеши существуют на четырех уровнях. Они могут быть латентными (глубоко скрытыми, "спящими"), тонкими (т.е. ослабленными благодаря духовной практике), подавленными (например, ненависть, вытесненная из сознания страстью) и открыто проявленными (например, аффект гнева). Авидья - коренная клеша, остальные - ее модификации.
По степени сосредоточенности и интроверсии комментарий Вьясы на "Йогу-сутру" выделяет пять "ступеней психики" (читта-бхуми): состояние несосредоточенности, тупости-инертности, относительной сосредоточенности, глубокой сосредоточенности на одном объекте и состояние прекращения модификаций психики. К духовному развитию имеют отношение лишь два последних состояния.
Любой опыт (восприятие, действие, мысль), даже не осознанный, оставляет "психические следы" - самскары. Они накапливаются в бесконечных существованиях и связаны либо с состоянием прекращения модификаций психики (ниродха), либо с состоянием несосредоточенного ума (вьюттхана-читта), в последнем случае они ассоциированы с клешами и определенная их сумма образует "вместилище кармы" (карма-ашая). Оно проявляется в виде бессознательных ("врожденных") психических тенденций, или предрасположенностей (васана), и в конце концов имеет результатом новое существование (джанма) с определенной обусловленной продолжительностью жизни, определенным опытом страданий и наслаждений. "Вместилище кармы" начинает приносить плоды при условии существования клеш, если клеши полностью искоренены, то нет условий для проявления закона кармы, которому подчинено все в сфере Пракрити. Карма - четырех видов: благая, неблагая, смешанная и нейтральная. Первые три вида производятся добродетельными и порочными поступками, а четвертый - это карма йогина, отрешенного от плодов своих дел.
Скрытые впечатления (самскары) и тенденции (васаны) не исчезают в области "круговорота существований" (сансара); две жизни (инкарнации), даже отделенные друг от друга многими существованиями и колоссальным временем, все же каузально связаны: причинно-следственная связь безначальна и непрерывна вплоть до реализации освобождения (мокша). Добродетельное поведение имеет результатом наслаждение, от него - привязанность (рага), недобродетельные поступки имеют следствием страдание и отвращение (двеша), привязанность и отвращение порождают обусловленную ими умственную, речевую и телесную деятельность, которая добродетельна или порочна, ведет к наслаждению или страданию, привязанности и отвращению - так непрерывно вращается "колесо сансары", причина которой - неведение, духовное ослепление (моха, авидья). Страдание, или, неудовлетворительность (духкха) - имманентная и тотальная характеристика сансары. Но понимание этого возникает лишь на определенном духовном уровне. Неведение устраняется подлинным, истинным знанием (самьяг-даршана), благодаря ему достигается "разъединение" мнимо соединенных пуруши и пракрити (их "соединение" в результате неведения и есть основа страдания). Но достижение совершенного знания невозможно без духовной практики (садхана), она - самый существенный аспект йоги. "Йога познается через йогу, и йога ведет к йоге",- говорит комментарий. В зависимости от степени совершенства ученика йогический праксис совершается на трех уровнях, и структура "йога - сутры" отражает эту иерархичность.
Йога есть высшее духовное состояние и определяется как "прекращение функций психики" (читта-вритти-ниродха). Это достигается (в случае ученика с врожденно сосредоточенным умом) с помощью взаимосвязанных средств: упражнения и бесстрастия. Упражнение - постоянное усилие в удержании внимания на одном пункте, постоянное произвольное возвращение ума к этому пункту в случае его отвлечения. Бесстрастие (вайрагья) - отсутствие страсти, привязанности (рага) к благам земного и небесных миров и (на высшей его стадии) - к любым проявлениям пракрити. Благодаря упражнению и бесстрастию реализуется самадхи, т.е. сверхсознательное состояние.
Средством его реализации может быть и "преданность ишваре" (ишвара-пранидхана), т.е. отречение от привязанности к плодам своих дел и посвящение их высшему началу. Практика мантры, символизирующей ишвару, ведет к глубокой интроверсии (пратьяк-четана), самопознанию и устранению препятствий. Существует также много других альтернативных средств достижения самадхи. Духовная практика для менее совершенных учеников есть "йога действия" (крия-йога), включающая три элемента: подвижничество (тапас), повторение мантры и изучение священных писаний и "преданность ишваре". Эти элементы включаются также и в практику учеников с наименее сосредоточенным умом. Последняя известна как "восьмичленная йога" (аштанга-йога).
Восемь компонентов этой формы практики суть яма (воздержание от неблагих действий), нияма (активизация благой деятельности), асаны, пранаяма (дыхательные упражнения, контроль "жизненной энергии"), пратьяхара ("отключение" органов чувств), дхарана (сосредоточенность на одном объекте), дхьяна (медитация, т.е. неотвлекаемый поток психики, направленной на объект сосредоточения) и достигаемое в результате всего этого самадхи.
Наиболее подробно "Йога-сутра" описывает первые два компонента Йоги. Яма включает ахимсу (непричинение вреда), правдивость, неворовство, контроль полового влечения и нестяжательство. Эти предписания называются великими заповедями, и им рекомендуется следовать независимо от социального статуса, места, времени и обстоятельств. Нияма включает очищение (телесное и морально-психологическое), удовлетворенность при любых обстоятельствах и три элемента "йоги действия".
Признаки совершенств в этих элементах духовного праксиса - развитие особых сил: при упрочении йогина в ахимсе исчезает вражда в его присутствии, и он может приручать диких зверей, при упрочении в правдивости легко достигается желаемое, появляется способность предсказывать будущее и т.п. Ахимса - основа духовной практики; она, как и другие моральные принципы, должна соблюдаться в мыслях, словах и делах относительно всего окружающего. Метод соблюдения предписаний ямы и ниямы - "созерцание противоположного": при побуждении нарушить ахимсуи т.д. необходимо вызвать в уме представление о последствиях, а ими будут "бесконечное неведение и страдание".
Первые пять компонентов Йоги называются внешней практикой, а последние три - внутренней, или самьямой. Применение самьямы к различным объектам дает сверхъестественные результаты (сиддхи, вибхути): знание прошлого и будущего, мгновенное перемещение в пространстве и т.д., а суммарно - всемогущество и всезнание. Освобождение, однако, реализуется лишь при полном бесстрастии даже относительно всезнания и всемогущества. Самьяму следует применять постепенно с переходом от грубых к более тонким объектам. Важнейший результат совершенствования в самьяме - "свет мудрости", различающее знание: оно - "спасающе", "всеохватывающе", не ограничено временем ( ему доступны все объекты трех времен) и интуитивно, т.е. непосредственно и мгновенно. В результате этого знания достигается высший вид самадхи - "самадхи-без-семени". Самый высокий уровень этого самадхи называется "облако добродетели" (дхарма-мегха). Его результат - полное искоренение клеш и независимость от закона кармы. Это означает освобождение-уже-в-этой-жизни (дживан-мукти).
Нельзя не заметить также поразительное совпадение (в очень многих случаях) йогической и буддийской терминологии. Из всех индуистских систем йога в аспекте духовной практики наиболее близка к буддизму. Первоисточник классической йоги - "Йога-сутра" Шри Патанждали - включает четыре главы, описывающие: самадхи ("сверхсознание") и основные средства его реализации; садхану, или духовный праксис; необычные способности (сиддхи), обретаемые в результате садханы; "природу освобождения" (кайвалья). Первая глава предназначена для учеников высшего уровня; вторая начинается описанием садханы для учеников среднего разряда, а с двадцать девятого афоризма описываются средства духовной практики для тех, кто обладает более скромными задатками и находится в неблагоприятных условиях.
Важнейшие комментарии на "Йога-сутру": "йога-бхашья", или "Санкхья-правачана-бхашья" Вьясы (ок. 4-8 век н.э.) "Таттвавайшаради" Вачаспати Мишры (9 век.), "Раджамартанда" Бходжараджи (ок. 10-11 век), "Йога-варттика" и "Йога-сара-санграха" Виджняна Бхикшу (ок. 16-17 век), "Мани-прабха Раманаиды Сарасвати (16 век), комментарий Свами Харихарананды (20 век) и др. Из них первый и основной - комментарий Вьясы.
Данный перевод не претендует на совершенство, последнее возможно лишь при условии существования переводческой традиции.
ГЛАВА О САМАДХИ
ОМ! 1. Вот наставление в йоге.
Слово "йога" означает сосредоточенность (самадхи). Это свойство присуще всем уровням психики (читта-бхуми). Таких уровней, или состояний - пять. Первое, в котором доминирует раджас, обозначается термином "кшипта" (разбросанное). Оно характеризуется беспорядочной активностью ума, постоянным перебеганием мысли с объекта на объект. Благодаря сильной зависти или злобе ум может иногда сосредоточиться, но такое сосредоточение не имеет отношения к йоге, как к пути духовного развития. Второе состояние (мудха) противоположно первому, в нем доминирует тамас - ум характеризуется пассивностью, инертностью, тупостью, отсутствием ясности сознания, неспособностью к размышлению о духовных объектах. Ум, сосредоточенный на вещах, богатстве и т. п. - пример такого состояния психики. В третьем состоянии (викшипта) ум достигает иногда относительно глубокого сосредоточения на духовных принципах, но в целом всё же преобладает качество несосредоточенности. В четвертом (экагра) ум глубоко и полностью сосредоточен на одном объекте, в нем преобладает саттва, высшее проявление пракрити. В пятом (нируддха) ум перестает функционировать. Первые три состояния относятся к обычным, в то время как четвертое ведет духовному росту: при совершенствовании в нем реализуется сампраджнята-самадхи, постигается истинная природа вещей, ослабляются клеши и узы кармы, а ум становится способным к переходу в свое пятое, высшее и последнее состояние, - и тогда, при полном прекращении его активности реализуется асампраджнята-самадхи, т.е. безобъектное сверхсознательное состояние, не обусловленное временем, пространством и причинностью.
Йога - прекращение функций читты.
Читта - психика в широком смысле слова. Она проявляется в виде пяти функций, или модусов (вритти). Поскольку в афоризме отсутствует слово "все (функции),"это означает, что в определение йоги включается и сампраджнята-самадхи. Ум (читта) функционирует в пределах трех гун (саттва, раджас, тамас). Это следует из того, что он проявляется в трех аспектах: ясность (сознания), активность и инертность. Если ясность ограничена влиянием раджаса и тамаса, ум тянется к власти через обретение сверхъестественных способностей и находит удовольствие в чувственных объектах. Если преобладает тамас, ум склонен к порочным деяниям, невежеству, отсутствию бесстрастия, слабости, вследствие этого - потеря влияния, крушение надежд, недостижение желаемого. Если полностью устранена "пелена духовного ослепления" (тамас), но сохраняются следы раджаса, ум достигает ясности и проявляет склонность к обретению добродетели и благочестия, мудрости, бесстрастия, праведного влияния. Если же полностью устранение влияния раджаса, то ум пребывает "сам в себе" (сварупа), постигает различие между саттвой и пурушей и переходит к форме созерцания (дхьяна), известной под именем "облако добродетели" (дхарма-мегха). Это - высшее знание-мудрость (прасамкхьяна). Высшее сознание (чити-шакти), т.е. пуруша, не подвержено изменениям, чисто (не запятнано влиянием гун) и бесконечно - не в смысле бесконечного числа конечных единиц, а в том смысле, что понятие конечности непреложно к нему ни в каком отношении. Даже высшее знание - различение между буддхи и пурушей (вивекакхьяти) противоположно этому сознанию. Когда возникает бесстрастие, непривязанность даже относительно этого знания, тогда в уме, лишенном своих функций, остаются лишь скрытые "психические следы" (самскары). Такое состояние психики есть нирбиджа - или асампраджнята-самадхи.