Мифологические персонажи хагалаз
В славянском пантеоне было двуединое Божество Белобог и Чернобог. В этом Могуществе сокрыта поляризация Водолея: удача или разрушение зависят от того, как человек воспринимает происходящие события. Исходной точкой взаимоотношений с этим Божеством была чистота помыслов. Ему опасно было врать или заигрывать с ним. Причем предугадать его ответ заранее также было невозможно, и предписывалось равно благожелательно принимать ответ и Чернобога, и Белобога. Отсюда возникло представление о капризности Божеств. Но никакой капризности здесь нет: человек получал то, чего он на самом деле хотел и заслуживал. Божество поворачивалось к нему той стороной, которую он сам вызывал к жизни. Двуединое Божество символизировало исполнительную власть кармы. В обращении человека к Белобогу и Чернобогу учитывались вестники событий и событийные знаки, сопровождавшие ритуал испрашивания. И почти всегда ответ следовал сразу. Поэтому была возможность изменить запрос. Беда в том, что если человек мыслил неадекватно и не понимал своих заблуждений, он и знаков не замечал. Приход Хагалаз в разрушительной форме есть результат невоспринятых ранее Хагалазов, не использованных молний, громов и градов.
Хагалаз соответствует славянский Дый - дух вершины деревьев. Считалось, что он, принимая в себя молнию, поддерживает само небо.
Водолейский Воруна арийского пантеона разрушал иллюзии майи. Приход ураганов, стихийных бедствий, связанных со всемогущим властителем-ветром, всегда имел одну цель - разрушить привычные представления людей, заставить их изменить сознание, рассчитаться с теми связями, которые они сами не в состоянии порвать.
Скандинавский Тюр - Бог, который ради того, чтобы приковать гигантского демонического пса Фернера, отдал ему руку на съедение и тем самым спас мир от разорения. При Хагалаз всегда приходится чем-то жертвовать, что-то отдавать. В результате оказывается, что в общем-то это минимальная плата за те духовные находки, которые увенчали процесс. Хагалаз требует не жалеть того, что уходит, смело расставаться с тем, что все равно будет разрушено. Ситуация похожа на пожар в доме, когда нужно выносить детей, а не мебель. Если человек начинает выносить несущественное, он может сгореть.
Хагалазный оттенок носили культы индийских асуров. Согласно современным представлениям асуры - это демоническое богочеловечество, сражавшееся с дэвами. Если взглянуть глубже, оказывается, что асуры были властителями жизни. Весь их демонизм заключался в том, что они, как говорится, резали правду-матку. Наказания и неприятности посылались как божьи знаки и повод к изменению. Дэвы - существа более комфортные, как бы благодетели человечества, которые там наверху думают, чем угодить людям. Похоже, что людям нравится исповедовать точку зрения, связанную с огромной любовью высшего мира лично к ним независимо от того, что творят сами люди.
Слейпнир - конь Одина. Это существо никогда не смотрело себе под ноги. И попадаться на его пути было небезопасно. Слейпнир символизирует экстаз, выход за пределы сознания. Этот образ наводит на мысль, что заигрывать с силами деструкции не стоит. Если они приходят в жизнь человека без черной воли мага, значит они нацелены на созидание, освобождение и дальнейшее развитие человека. Легенды о Слейпнире учат тому, что невозможно управлять силами деструкции себе на пользу. Их можно принимать, учитывать их появление и действовать по отыскиваемому внутреннему смыслу. Если же силами злоупотреблять, пытаясь стать мастером разрушения, в результате эти силы одолевают самого человека: Хагалаз выходит из-под контроля. Сила разрушения неизменно вызывает мощный эффект бумеранга. Белобогу и Чернобогу соответствует метафора белых и черных учителей. Хагалаз - это типичный черный учитель, который всего лишает и ничего не приносит.
Если разобраться, понятия белый и черный учителя являются чисто человеческим изобретением. Они связаны с чувством приятности, комфорта, удовольствия. Учителя есть учителя, независимо от облика, в котором они приходят. То же самое касается руны Хагалаз. Это ни в коей мере не демоническая руна, не античеловеческая. Но Сила, связанная с ней, настолько могущественна и интенсивна в своем действии, что почти всегда приносит чувство дискомфорта, ощущение потери, печали, уныния. Она обезоруживает человека перед лицом происходящих разрушений.
Знак Водолея называют знаком вторжения будущего в настоящее. Будущее вторгается всегда разрушительно, ломая преграды известного и привычного. Находясь под давлением Хагалаз, невозможно распланировать даже ближайшее будущее. Но само позитивное отношение к происходящим неприятностям позволяет усмотреть самые дальние перспективы.
Хагалаз грозит человеку безумием, если он слишком привязан к определенным ветхим ценностям, которые важны для него, но уже не имеют смысла для его собственной эволюции. Безумие не обязательно выражается в клинических формах. Когда человек зацикливается на слове карма или черная магия - это тоже безумие. Очень часто люди уходят в систему патогенных верований именно после прихода Хагалаз. Человек бежит от понимания в разного рода ритуалы и послушание. При этом он становится еще более прежним, чем был. Он превращается в агрессивного, ограниченного зануду и пытается убедить окружающих в своей правоте. Задача же Хагалаз - разбить скорлупу и помочь человеку выползти на свет.
В конечном итоге Хагалаз приводит к разрушению Эго. Хагалаз всегда разрушает границы индивидуального сознания. Мы воспринимаем себя через предметы, с которыми связаны, через привычные отношения и связи, в которые мы включены. То есть наше Эго не в голове и не на поверхности кожи. Эго определяется устойчивой структурой отношений со средой и с определенными процессами внутреннего мира. Хагалаз как раз и направлена на разрушение этого Эго. Отсюда и возникает опасность безумия, если Эго слишком жесткое и человек не в состоянии жить без него хотя бы некоторое время. Хагалаз тотально дезориентирует человека, но вовсе не для того, чтобы таковым он оставался на всю жизнь, но чтобы он на время отвык от прежних ориентаций. Поэтому при действии Хагалаз человек чувствует себя потерянным, оставленным. Он ощущает полную бессмысленность происходящего, полагает, что так будет всю оставшуюся жизнь и поэтому, например, кончает жизнь самоубийством или впадает в очередную паранойю, не понимая того, что это лишь этап преобразования его собственной психики. Поэтому всегда нужно помнить о краткосрочности действия Хагалаз.
И последнее Божество, наиболее точно соответствующее Хагалаз, - Дионис. Его считали альтернативой Аполлону, солярному Божеству знака Лев. Водолей, как известно, тоже оппозиционирует Льву. Дионис был прямой противоположностью Аполлона. Он ведал священнобезумием, в котором человек освобождался от прежних привязанностей и выплескивал внутреннюю неудовлетворенность в буйствованиях, плясках и оргиях. Речь шла не о разврате и сумасшествии. Древние прекрасно понимали, что человеку необходимы периодические перестройки. И чем они катастрофичнее, тем глубже преобразования.
Каждый человек развивается по-своему. В обществе трудно развиваться, так как существует определенная асинхрония - рассогласование ритмов развития с ритмами других людей. Поэтому в некоторых случаях ты уже готов стать другим, а окружающие мешают тебе. Или наоборот, среда изменяется, а ты не успеваешь вслед за нею. Для решения этой проблемы ввели ритуал - карнавалы. Карнавальная культура известна почти всем языческим культам. Раз в год человеку разрешалось быть любым. После хаотизированного состояния он как бы собирался, становился совсем другим. Подобными мистериями в Элладе ведал Дионис, причем на карнавалах принимали не алкоголь, а мощные психоделики. Карнавальная культура существовала при поддержке сильнодействующих растительных препаратов, чтобы человек действительно обезумел на три дня и смог расстаться со своим прошлым, чтобы он взглянул на себя издали, с высоты птичьего полета, глазами Бога, и увидел, что в нем истинное, а что иллюзорное.
Современная культура не знает подобных отпусков и страшится их, потому что чувствует, что человек, выйдя из экстаза, сможет расстаться со всем, что неистинно. Дионисийское начало считается антисоциальным, а значит античеловеческим. Но сила разрушения Хагалаз все равно прорывается. У кого-то в виде психической болезни, у кого-то в форме преступления или тяжелого заболевания. И сила эта передается от одного человека к другому. Если душевные плотины застаиваются, то происходят великие революции. Архетипически человек нуждается в периодическом безумии. Естественно, оно должно быть грамотно организовано, ритуализировано, упорядочено, чтобы люди оставались людьми и могли вернуться к нормальной жизни. Хагалаз - это нерепрессивное начало. Нерепрессия означает неподавление, свободу, взрывание рамок давления, свержение границ, разрушение негодных каналов, выброс, выход за пределы понятного.