Антиципация содержания— предвосхищение того, что именно будет сказано дальше — АС.
Реципация— мысленное возвращение к ранее прочитанному тексту и повторное его осмысление под влиянием новой мысли — Р.
Пример задания:
Летом 1240 года шведское войско погрузилось на корабли (В). Войско в 5 тысяч воинов возглавлял ярл (князь) Ульф Фаси. С ним шёл зять короля Эрика Биргер. В июле шведы, совершив мор- ской поход, вошли в Неву (ВПр).Шведский полководец, будучи уверенным в своей непобедимости, выслал к князю Александру Ярославичу послов со словами (АС): «Если хочешь воспротивиться мне, то я уже пришёл. Приди и поклонись, проси милости и дам её, сколько захочу. А если воспротивишься, возьму в плен, разорю и порабощу землю твою» (АС).
Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев, Александр повёл воинов в атаку на шведский лагерь (АП). В левый фланг удар нанесли пехотинцы, а по центру и справа, стремясь отрезать шведов от судов, ударила конница. Сам Александр участвовал в сражении и в поединке с королевичем Биргером (ВП), поразил его копьём (Р). Новгородцы славно сражались (АП). Богатырь Миша с пешей дружиной атаковал и изрубил три шведских корабля. Удалец Савва подсёк и уронил королевский шатёр. Ратмир отважно сражался, будучи окружённым шведами (ВПр).Шведы погрузили своих павших в три корабля и по варяжскому обычаю затопили их в море, а ночью уплыли домой (Р).
С великой победой возвратился в Новгород Александр (АС). Князь Александр Ярославич получил почётное прозвище Невский (Р). Было ему тогда 20 лет (Р).
Критерии оценивания:
• адекватное использование приёмов осмысления текста;
• выделение основной идеи (концепта) текста в виде заголовка и эпиграфа;
• корректное составление плана текста.
Задание «Постановка вопросов к тексту»
Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания-, работа индивидуальная и в \
группах. ]
Описание задания: овладение приёмом Должно осущест
вляться на материале домашних заданий по какой-либо учеб
ной дисциплине и стать предметом оценки и обсуждения на
уроке. \
Учащимся предлагается составить план к тексту, руковод- I ствуясь приёмом выделения субъекта — подлежащего (о чём | говорится во фрагменте текста?) и предиката — сказуемо- ] го (что говорится о субъекте текста?). Формальным основа- \ нием выделения фрагмента текста, в отношении которого I следует выделять субъект и предикат, является абзац — \ каждый новый смысловой фрагмент начинается с красной ] строки.
Каждый субъект и предикат текста должны быть записаны в виде пункта плана. По завершении составления плана учащийся должен воспользоваться им для пересказа прочитанного текста.
Критерии оценивания:
• адекватность выделения субъекта и предиката текста;
• полнота и адекватность составленного плана;
• правильность воспроизведения учащимся текста с опорой на план.
■
Задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлеченной из текстов
Цель: освоение приёмов логического запоминания инфор
мации, извлечённой из текстов. - •■
Возраст: 12—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная, в парах и группах.
Описание задания: после чтения и составления плана : текста и графических схем учащимся предлагаются следующие варианты выполнения задания:
— взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план текста;
— пересказ в парах с опорой на план и графическую схему;
— составление устной и письменной аннотации с опорой ! на план и графическую схему;
I130 I
Антона
— подготовка учебных докладов с подбором иллюстратив
ного материала (репродукции картин, публикации в средствах
массовой информации, рисунки, фотографии и пр.).
Критерии оценивания:
• адекватность и точность воспроизведения текста;
• адекватность отражения в аннотации основных положений текста;
• адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых связей фрагментов текста.