Задания к практическому занятию №3
по теме «Стресс и его последствия»
I. Для самостоятельной исследовательской работы рекомендуются следующие темы рефератов-докладов и проектов:
1. Биология (физиология) стрессовой реакции человека как живого организма.
2. Ганс СЕЛЬЕ и его теория о стрессорах.
3. Типология стрессоров.
4. Охарактеризуйте адаптационный синдром.
5. Стрессоры как ответ организма на внешние воздействия. Специфические и неспецифические ответы.
6. Позитивные эффекты стресса.
7. Дистресс. Его опасности для человека.
8. Стрессы и дистрессы в поздней юности. Возможности профилактики дистресса.
II. С целью систематизации знаний и подготовки к экзамену рекомендуется ответить на вопросы теста.
III. Для успешного освоения темы рекомендуется:
а) ознакомиться с указанной литературой; б) знать содержание лекционного материала.
Тема 4. Психологическая помощь при острых реакциях на стресс
Острые реакции на стресс: бред, галлюцинации, апатии, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, страх, истерика, нервная дрожь, плач. Основные признаки ОСР и экстренная психологическая помощь при них. Пути формирования психологической готовности специалиста к эффективной деятельности в ЭС.
Методические рекомендации
К изучению данного раздела, рекомендуется приступать с психологического осмысления понятия «острая стрессовая реакция». Необходимо выделить основные виды острых стрессовых реакций, их внешние характерные признаки. Изучить особенности экстренной психологической помощи в случаях распространенных острых стрессовых реакций. Тщательно проанализировать, каковы особенности оказания помощи при каждом конкретном проявлении ОСР. Подумать, какими могли бы быть основные рекомендации человеку, оказывающему экстренную психологическую помощь, не имеющему специальной подготовки в области психологии. Разобраться в сути понятия «психологическая устойчивость».
Рекомендуемая литература:[19], [22], [28], [29], [35], [45].
Основные понятия по теме
Авария‑это экстремальное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Агрессивность ‑устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).
Апатия ‑состояние полного равнодушия, незаинтересованности.
Бред‑совокупность идей и представлений, умозаключение, возникшее не в результате обработки поступивших сведений и не корректируемое поступающими сведениями (при этом не важно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет).
Выживание ‑это спасение и обеспечение приемлемого уровня жизни на определенный или неопределенный срок человеку или группе лиц.
Галлюцинации ‑восприятие несуществующих реально объектов (предметов и явлений) в качестве реальных. Видение того, что реально не существует.
Гнев ‑отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её
Депрессия ‑это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью.
Дрожь ‑частое судорожное сокращение мышц (от холода или нервного состояния).
Истерика ‑крайне нервное, возбужденное состояние, доводящее до потери самообладания и выражающееся в немотивированных болезненных поступках, в резкой смене настроений.
Критическая ситуация‑это вид социальной ситуации; она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира.
Недовольство ‑когда-то чувство, когда-то выражение неудовлетворения ситуацией, людьми, обстоятельствами и т.д.
Нервное истощение – это особое психоэмоциональное состояние, возникающее вследствие перенесенных стрессов, высокой эмоциональной или интеллектуальной нагрузки на работе, учебе или дома.
Облегчение –это чувство успокоения, освобождения от тревоги, беспокойства и т. п.
Острая реакция на стресс ‑транзиторное расстройство значительной тяжести, которое развивается у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительный физический и психологический стресс и которое обычно проходит в течение нескольких часов или дней.
Паника ‑отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью, безотчетный ужас.
Пассивность – стиль человеческого поведения и отрицательное нравственно-этическое качество личности; проявляется в бездеятельности, безучастности, безынициативности, безразличии человека в деятельности и общении по отношению к внешним воздействиям и требованиям среды.
Психика ‑это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.
Психомоторное возбуждение ‑это патологическое состояние, характеризующееся двигательным беспокойством разной степени выраженности (от суетливости до разрушительных действий), часто сопровождающееся речевым возбуждением (многоречивость, выкрики фраз, слов, отдельных звуков).
Психологическая мобилизация ‑временная активизация качеств личности (главным образом моральных и волевых), помогающих высококачественному выполнению определенной деятельности.
Психическое расстройство ‑в широком смысле состояние психики, отличное от нормального, здорового.
Психическое состояние ‑самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.
Психическая травма ‑вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику.
Психологическая устойчивость ‑это интегрированная система психологических качеств и свойств личности, позволяющих сохранять способность к надежной и эффективной деятельности в особых и экстремальных условиях.
Раздражение ‑недовольное состояние, когда любая мелочь злит, вызывает сильную болезненную реакцию, вплоть до скандала.
Реактивный психоз ‑это психическое нарушение, возникающее после психических травм, сверхсильных потрясений, которые эмоционально значимы для личности.
Самодиагностика‑способность личности самостоятельно обнаруживать, локализовывать и анализировать отклонения.
Самообладание‑это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях.
Самосохранение ‑стремление как можно долее сохранить свою жизнь, стремление обезопасить себя от чего-нибудь.
Саморегуляция‑это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.
Симптом ‑один из отдельных признаков, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности.
Страх – это отрицательно окрашенная эмоция, которая возникает в ответ на опасность или угрозу. При этом, опасность может быть как реальная (здесь и сейчас), так и предполагаемая (возможная или ожидаемая).
Ступор ‑один из видов двигательного расстройства, представляющий собой полную обездвиженность с мутизмом и ослабленными реакциями на раздражение, в том числе болевое.
Экстремальная ситуация ‑кризисная обстановка, наносящая вред жизни, имуществу и природной среде в результате поражающих воздействий, возникающих вследствие природных, техногенных, социальных катастроф или в вооруженной борьбе.
Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.