Расстановка: Жизнь за счет других
Клара: Меня зовут Клара. Я педагог и, кроме того, изучаю психологию. Здесь мне хотелось бы решить одну проблему, касающуюся моей семьи.
Б.Х.: Какую?
Клара: Проблему, касающуюся моих сестер и братьев. У меня две старшие сводные сестры. Первая, Барбара, ребенок моей матери, вторая, Франциска, ребенок моего отца, но я не знаю ее.
Б.Х.: Чей это ребенок? Кто его мать?
Клара: Мой отец был все еще женат, когда познакомился с ее мате-РЬ1о, а немного позже он встретил мою мать. Это значит, что у него не было длительных отношений с матерью Франциски.
Б.Х.: Ты говоришь, твой отец был до этого женат?
Клара: Да.
Б.Х.: Что случилось с его женой? Почему он ее оставил?
Клара: Они стали чужими друг другу, потому что ему пришлось долгое время провести на фронте.
Б.Х.: У них были дети?
Клара: Нет.
Б.Х.: И после он познакомился с другой женщиной?
Клара: Да.
Б.Х.: И у них родилась дочь?
Клара: Да.
Б.Х.: Почему он на ней не женился?
Клара: Я думаю, потому, что вскоре после этого знакомства он встретил мою мать.
Б.Х.: Твоя мать была до этого замужем?
Клара: Нет.
Б.Х.: Но у нее был ребенок?
Клара: Да.
Б.Х.: А что с отцом этого ребенка?
Клара: Мать мне сказала, что сначала он не захотел жениться на ней, а потом ей не хотелось выходить за него замуж.
Б.Х. (группе): Представьте себе, что означает ее история с семейно-си-стемной точки зрения! Она живет за счет многих других членов ее системы, которые расступились перед ней, чтобы освободить ей место. Сколько их всех? Первая жена отца, первый ребенок отца и мать этого ребенка, мужчина из первой связи матери и их дочь. Сколько это будет вместе? Пять человек. В такой ситуации из уважения ко всем этим лицам ребенок постарается добиться уравновешивания между «брать» и «давать» ценой собственных потерь. Данный случай довольно сложен. Вероятно, мы не сможем найти решения. Здесь действует слишком тяжелая системная энергия. Принять жизнь в полной мере, когда человек получил ее за счет такого большого числа других, почти никому не удается.
(Кларе): Была ли у тебя попытка самоубийства?
Клара: Нет.
Б.Х.: Ты когда-нибудь думала об этом?
Клара: Нет.
Б.Х.: Слава Богу.
(Клара попала в автокатастрофу и с тех пор не может ходить.)
Б.Х. (Кларе): Сейчас мы расставим твою родительскую семью. Кто к ней принадлежит?
Клара: Мой отец, моя мать, я, первая жена отца, его вторая женщина, их дочь, которую я не знаю. Они не были женаты. Потом мужчина, от которого у моей матери был ребенок (дочь) до брака с моим отцом и сама эта дочь.
Партнеры и дети в родительской семье Клары:
О — отец Клары, вторая связь матери; М — мать Клары; 1ПМ — первый партнер матери, отец первого ребенка; 1 — ребенок матери от первой связи, дочь; 1ЖО — первая жена отца; 2ЖО — вторая связь отца, мать второго ребенка; 2 — ребенок отца от второй связи, дочь; 3 — дочь (Клара).
Б.Х.: В какой очередности были рождены дети?
Клара: Сначала первый ребенок моей матери, потом - первый ребенок моего отца и самая младшая — я. Когда у моего отца родился ребенок от второй связи, он все еще был женат.
Б.Х.: Почему все-таки твоя мать не вышла замуж за отца ее первого ребенка?
Клара: Он был с кем-то помолвлен, когда мать его встретила, и сразу после рождения ребенка вернулся назад в ГДР.
Б.Х.: Он живет сейчас в ГДР и женат?
Клара: Я полагаю, да.
Б.Х.: Есть у него еще дети?
Клара: Я думаю, да.
Б.Х.: Это значит, что у твоей старшей сестры есть еще другие братья и сестры, которых она не знает. Для нее будет очень важным встретиться с отцом и этими братьями и сестрами.
Клара: Она этого не хочет.
Б.Х.: Тогда твоя мать должна это организовать для нее.
Клара: Она этого не сделает.
Б.Х.: Я расскажу тебе одну небольшую историю по этому поводу.
Они здесь
В одном из моих семинаров принимал участие молодой человек, который никогда в жизни не видел своего отца. Когда его мать была молодой, она познакомилась в Париже с одним французом и забеременела от Него. Тогда семья этого молодого француза сразу же женила его на ком-то Другом, так как во Франции женатый мужчина не должен был платить алиментов. Он сжег за собой все мосты, и девушка больше не знала, где Он- Ни адреса, ни малейшего намека на его местопребывание.
Когда сыну исполнилось двадцать лет, они вместе отправились во Францию, так как эта женщина внутренне словно соединилась с дедом своего ребенка со стороны отца, и он как будто руководил ею.
Во время этой поездки они случайно заехали в какую-то деревню и увидели на двери одного дома табличку с фамилией этого мужчины. Тогда они вошли внутрь и спросили у женщины, которая там находилась, не знает ли она такого-то. Женщина крикнула им: «Один момент!» Затем подошла к телефону, набрала номер и произнесла в трубку: «Они здесь».
(Кларе): Хорошо, расставь сейчас свою семью.
Участник курса (Кларе): А что случилось с первой женой твоего отца? Есть у нее семья? Она еще жива?
Б.Х..■ Сейчас это неважно. Нам не нужно так много информации. Когда мы думаем о слишком многих вещах, невозможно по-настоящему чувствовать.
(Кларе, которая ставит участницу, играющую ее роль, между участниками, играющими роли отца и матери): Твои родители разведены?
Клара: Нет.
Рис. 3.1:
О — отец Клары, вторая связь матери; М — мать Клары; 1ПМ — первый партнер матери Клары, отец ее первого ребенка; 1 — ребенок матери «пары от первой связи, дочь; 1ЖО — первая жена отца Клары; 2ЖО — вторая связь отца Клары, мать второго ребенка; 2 — ребенок отца Клары от второй связи, дочь; 3 — дочь (Клара).
Б.Х. ■ ° расставлю членов семьи в соответствии с их системными местами.
Рис. 3.2
' Как чувствует себя второй ребенок? Второй ребенок: Лучше. Б.Х.: Поменяйся местами с матерью.
Рис. 3.3
Второй ребенок: Сейчас еще лучше.
Б.Х.: Как чувствует себя вторая женщина?
Вторая женщина: Хорошо.
Мать: Тоже.
Б.Х. (играющей роль Клары): Как чувствует себя самая младшая дочь?
Третий ребенок (играющая роль Клары): Вначале я себя чувствовала как-то странно рядом с отцом. Тогда моя мать еще стояла слева от меня. Я отвернулась от нее, повернулась к отцу и больше не видела ее. И когда сестра еще стояла передо мной, я думала: она как будто защитная перегородка для меня, за которой никто не видит, какие у меня намерения по отношению к отцу. Что касается матери, я чувствую еще небольшое внутреннее напряжение, но в целом все в порядке.
Б.Х.: Как чувствует себя самая старшая дочь?
Первый ребенок: Когда я еще стояла позади матери, то чувствовала себя очень могущественной. Я оказывала влияние на мою мать и сестер, но одновременно чувствовала себя чужой, не принадлежащей к ним. Сейчас же я чувствую себя «правильно распределенной», но уже не такой могущественной и сильной.
Б.Х.: Как чувствует себя отец старшей дочери?
Первый партнер матери: Когда я стоял позади матери моей дочери, то чувствовал тепло справа и меня все время тянуло туда, к ней. После того, как ты поставил меня сюда, это чувство уравновесилось. Но все же слева от меня чего-то не хватает.
Б.Х.: Конечно. Ведь там должна быть твоя нынешняя семья. А как чувствует себя первая жена отца?
Первая жена отца: Я чувствую себя так, будто привязана и не могу сдвинуться с места. И спрашиваю себя все время: «Что это такое? Я ничего не понимаю».
Б.Х.: Связь отца Клары с матерью Франциски и самой Франциской имеет превосходство над его первым браком. Она сменила этот брак.
Первый ребенок: Как я уже сказала, я чувствовала себя могущественной, когда стояла позади матери, но в то же время рассерженной. Я не знаю почему. Я все еще чувствую себя сильной, но во мне присутствует еще и раздражение. Я чувствую себя самой сильной из всех, но меня раздражает, что здесь так много женщин.
Б.Х: Я хочу попробовать что-то другое и добавлю в расстановку невесту твоего отца.
(Б.Х. добавляет в расстановку бывшую невесту первого партнера матери Клары и ставит первого ребенка рядом с ней. Сначала он располагает ее слева от первого партнера матери, а потом - справа от него.)
Б.Х.: Как чувствует себя невеста?
Невеста первого партнера матери: Здесь, позади всех, мне хорошо.
Б.Х. (старшей дочери): Ты чувствуешь какую-то связь с этой женщиной, стоящей возле тебя?
Рис. 3.4:
Н1ПМ — невеста первого партнера матери (из ГДР).
Первый ребенок: Сейчас мне хочется уйти, уйти подальше назад.
Б.Х.: Встань рядом с невестой твоего отца. Как тебе?
Первый ребенок: Лучше.
Б.Х.: Как раз с ней ты идентифицируешься.
Первый ребенок: Мне здесь просто лучше.
Б.Х.: Это результат идентификации. У тебя чувства этой женщины. Она была жертвой любовных отношений между твоим отцом и матерью. И сейчас в данной группе ты чувствуешь злость так же, как и эта женщина. Это — ее чувства. Они — не твои.
(Кларе): Ты все это понимаешь?
Клара: Да.
Б.Х. (старшей дочери): Теперь вернись на свое прежнее место. Я только хотел знать, не идентифицируешься ли ты с ней.
(Участнице, играющей роль Клары): Как ты себя чувствуешь?
Третий ребенок: Когда ты поставил мою сестру рядом с невестой ее ОтЦа, я почувствовала, будто верхняя часть моей спины тянет меня на-заД- Эта тяга ослабла после того, как она снова встала рядом со мной.
Б.Х.: Поменяйся местами со своей матерью.
Puc. 3.5
Третий ребенок: Здесь мне лучше.
О/печ.' У меня такое впечатление, что здесь действуют весы, которые находятся в равновесии, и слева, там, где стоит дочь, - их ось. Когда моя дочь стояла по другую сторону от матери, ось была там, где я. Я даже физически колебался тогда из стороны в сторону.
Б.Х.: Как чувствует себя мать?
Мать: Для меня все это просто странно. Все это меня не интересует. У меня нет никаких чувств. Но все же здесь, рядом с моей старшей дочерью, мне лучше.
Первый ребенок: Я чувствую себя ответственной за мать, но не хочу этой ответственности.
Б.Х.: Мать принадлежит скорее к системе отца Барбары, своей первой связи. В качестве всего лишь третьей по счету любовной связи отца Клары она не отваживается «взять» его, как могла бы первая по счету.
(Старшей дочери): Встань возле твоей самой младшей сестры!
Первый ребенок: Здесь мне не хватает воздуха. Я чувствую себя здесь очень хорошо, но мне не хватает воздуха.
Б.Х. (Кларе): Встань на свое место в расстановке.
Клара (уже стоя на своем месте в расстановке): Я чувствую сильную связь с моей старшей сестрой.
Б.Х.: Да, это так. Это потому, что вы не можете по-настоящему положиться на своих родителей.
Рис. 3.6
Клара начинает рыдать.
Б.Х.: Сейчас мы сделаем с тобой одно упражнение. Иди к первой жене отца и поклонись ей! Просто легкий поклон, но с уважением.
(Немного погодя): Теперь иди к матери Франциски и слегка склонись перед нею тоже!
(Еще немного времени спустя): Иди сейчас к своей второй сестре и обними ее!
(Клара обнимает ее, долго и громко всхлипывая.)
Б.Х.: Теперь иди к невесте отца твоей старшей сестры (Барбары) и поклонись ей!
(Немного времени спустя): А теперь — к отцу твоей старшей сестры и юже поклонись!
(После того, как она поклонилась): Вернись на свое место и взгляни вокруг! Взгляни на всех членов своей семьи!
(Играющий роль отца обнимает Клару.)
Б.Х.: Сейчас иди к матери!
(Клара обнимает ее, всхлипывая.)
Б.Х.: Вернись опять на свое место и снова посмотри на всех!
(Немного времени спустя): Так хорошо?
(Клара утвердительно кивает.)