Познавательное развитие подростков.
Одной из причин плохого усвоения знаний является отсутствие адекватной мотивации учения, то есть нежелание учиться. Так же это может быть из-за пробелов в знаниях, вызванных пропуском занятий, снижение работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма, серьёзные психические заболевания (например, эндогенная депрессия).
Лишь незначительная часть учащихся не испытывают трудностей в процессе учения (от 2,1% до 4,7%, по данным исследования Масгутовой). В первую очередь, подростки видят причины в самих себе, в собственной плохой памяти, слабом внимании, неумении думать и т.д. Затем указываются причины: сложность учебной программы, отдельных предметов, непрофессиональная компетентность педагогов.
Учащиеся – подростки сильно отличаются друг от друга:
1. Отношение к учению: от очень ответственного до довольно равнодушного.
2. Общее развитие: от высокого уровня до ограниченного кругозора и плохого развития речи.
3. Объём и прочность знаний: от отличного усвоения до существенных пробелов в знаниях по основным предметам.
4. Способность усвоения учебного материала: от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно.
5. Умения преодолевать трудности в учебной работе: от значительно упорства до списывания, из – за трудностей в обучении или нежелании.
6. Интересы: от ярко выраженных познавательных интересов и наличия содержательных занятий до полного отсутствия того и другого.
Следует отметить, что подростку необходимо приспособиться к требованиям разных учителей, когда как в младшем школьном возрасте к нему предъявлял требования лишь один учитель.
Само понятие «учение» у подростка изменяется. Приобретение знаний выходит за рамки учебной программы, осуществляется целенаправленно и самостоятельно.
Происходят качественные изменения в интеллектуальной сфере, так как новые учебные предметы направлены на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления, то есть решение задач требующих мыслительного переосмысления, построения гипотез.
Основная разница между младшим школьником и подростком – склонность к рассуждению. П.П. Блонский писал, что подростковый возраст – эпоха рассуждающего мышления. Это возраст проблем, рассуждений и споров.
Начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, подросток переходит к новой высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. Интеллект подростка отличается стремлением быть логичным, отсюда критицизм, большая требовательность к тому, чтобы высказываемое доказывалось. Подросток усиленно требует доказательств.
Память подростка становится функцией интеллекта, память опирается на мышление, за внешней видимостью образов памяти скрываются истинные понятия. Чтобы запомнить, подросток рассуждает. Переходит к внутренней мнемотехнике (логическая память, опосредованного запоминания). Существует прямая зависимость между использованием приёмов запоминания, уровня владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения. Переход извне вовнутрь связан с мощным развитием внутренней речи.
Внимание также интеллектуализируется. Произвольность внимания характеризуется, прежде всего, связью с мышлением.
Необходимым условием успешного усвоения учебного материала, в том числе и наглядного – чертежей, схем и рисунков – является интеллектуализация процессов восприятия. Подросток учиться не просто «видеть» чертёж, но и уметь понимать его смысл. Недостаточно просто запомнить чертёж и уметь его воспроизвести, значимая информация может быть извлечена только при работе с ним, когда выделяются определённые связи и зависимости. Только при такой деятельности восприятие чертежа насыщается размышлением и качественно меняется.
Это стадия внутреннего овладения памятью, вниманием. Переход от внешнего овладения к внутреннему и составляет самую существенную черту, отличающую подростка о ребёнка.