Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
§ содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
§ наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
§ основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
§ работать с книгой
§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
§ выявлять авторскую позицию;
§ выражать свое отношение к прочитанному;
§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§ владеть различными видами пересказа;
§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Требования к знаниям и умениям учащихся | Дата проведения | |||||||
По плану | Фактически | ||||||||||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа). | |||||||||||||||
Исторические и художественные основы былин. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | Урок усвоения новых знаний | Понятие о былине. Воплощение нравственных идеалов русского народа, прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула - носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы. | Вопросы и задания 1-4 (с. 17), 1-3,5 (с. 23) | Знать: особенности жанра былины; сюжет исодержание былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»; особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: выразительно читать былины, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | |||||||||||
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. | Урок усвоения новых знаний. | Развитие понятия о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, мудрость, образность, красота. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Ритм и рифма в пословице. Пословицы и поговорки народов мира. | Конкурс на знание пословиц и поговорок. | Выписать пословицы со словом труд. | Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи | ||||||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа). | |||||||||||||||
«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. | Урок усвоения новых знаний. | Отражение в «Поучении» Владимира Мономаха народных идеалов: трудолюбия, миролюбия, милосердия, сострадания, верности слову, смирения, почитания старших, уважительного отношения к людям, доброты. Нравственные заветы Древней Руси. | Вопросы и задания 1-2 (с. 54) | ||||||||||||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских" - гимн любви и верности. | Урок усвоения новых знаний. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, верности. Образы главных героев. Речевая характеристика Февронии. Реальное и фантастическое в «Повести...» Связь «Повести...» с фольклором (сказочный образ Февронии - мудрой девы, фантастические превращения змея, посмертные чудеса героев). | Тест по древнерусской литературе. | Характеристика героев. | Знать: черты древнерусской литературы; сюжет и содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских». Понимать: нравственные идеалы и заветы Древней Руси; связь «Повести...» с фольклором. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; | ||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час). | |||||||||||||||
М.В.Ломоносов "Ода на день восшествия…" «К статуе Петра Великого». Патриотизм поэта. | Урок усвоения новых знаний. | М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Стихотворения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия...». Особенности языка XVIII века. Уверенность М.В. Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм М.В. Ломоносова. Признание труда, деяний на благо России важнейшей чертой гражданина. Понятие о жанре оды | Работа с тексами. | Отрывок наизусть. | Знать: сведения о жизни, творчестве, филологической и поэтической деятельности М.В. Ломоносова; содержание «Оды на день восшествия...», оды «К статуе Петра Великого»; теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма, штиль. Понимать:особенности языка XVIII века. Уметь: выразительно читать оду, определять ее тему и идею | ||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIX ВЕКА (15 часов). | |||||||||||||||
А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» («Полтавский бой»). | Урок усвоения новых знаний. | Историческая основа поэмы «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Обучение выразительному чтению. Мозаичная картина М.В. Ломоносова «Полтавская баталия» | Работа с текстом | Отрывок наизусть. | |||||||||||
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...») | Урок усвоения новых знаний. | Выражение чувства любви к Родине в поэме «Медный всадник». Прославление деяний Петра I. Образ автора во вступлении. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения), их роль в поэме. Ритм, настроение, мелодия фрагмента поэмы. | Проверочная работа по поэме «Полтава». | Знать: историческую основу поэмы «Медный всадник». Понимать: чувства, пронизывающие текст (восхищение, гордость, любовь); высокий патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст; прослеживать изменение ритма, настроения, мелодии в произведении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | |||||||||||
«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Тема судьбы и пророчества в «Песни…» | Урок усвоения новых знаний. | «Песнь о вещем Олеге» — живой, эмоциональный рассказ о старине. Летописный и исторический источники баллады. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | Сопоставительная характеристика текстов. | Жанр баллады. | Знать: теоретико-литературное понятие баллада; историческую основу, сюжет и содержание «Песни о вещем Олеге». Понимать: аллегорический смысл баллады; мысль о тщете земного всевластия. Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять балладу с летописным источником; объяснять значение устаревших слов | ||||||||||
«Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». | Урок усвоения новых знаний. | История создания цикла «Повести Белкина». Развитие понятия о повести. Точность, краткость, мужественность прозы А.С. Пушкина. Сюжет и герои повести «Станционный смотритель». Автор и рассказчик в произведении. Особенности детали в повести. Комментированное чтение. | Тест «Поэмы А.С. Пушкина» | Анализ эпизода повести. | Знать: историю создания цикла «Повести Белкина»; особенности жанра повести; сюжет и содержание повести «Станционный смотритель». Понимать: гуманистический пафос повести; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений | ||||||||||
М.Ю. Лермонтов. Историческое прошлое. Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Урок усвоения новых знаний. | Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Сообщение о доме-музее поэта в Москве. Чтение статьи «Как работал Лермонтов» (с. 118). «Песня про купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Комментированное чтение. Средства создания образов. | Анализ героя. | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; сюжет и содержание «Песни про... купца Калашникова». Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка; постоянные эпитеты, образный параллелизм), в создании образов; драматический пафос произведения. Уметь: выразительно читать произведение; объяснять значение картин старинного быта | |||||||||||
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива...» | Урок-практикум | Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства. Лирический герой и автор. | Наизусть. | Знать: элементы анализа поэтического текста; содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова; одно стихотворение наизусть. Понимать: авторское стремление к гармонии человека и природы. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанр. | |||||||||||
Н.В. Гоголь. Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба». | Урок усвоения новых знаний. | Эпоха и герои повести «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Развитие понятия о литературном герое. Роль портрета, интерьера в изображении героев. | Работа с текстом. | Характеристика героев, элементы анализа текста | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; сюжет и содержание повести «Тарас Бульба». Понимать: патриотический пафос повести; роль портрета, интерьера, изобразительно-выразительных средств в создании характеров; отношение автора к героям. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов | ||||||||||
Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Столкновение любви и долга в душах героев. Трагизм конфликта отца и сына. | Урок-практикум | Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Бескомпромиссность Тараса Бульбы. | Сопоставительная таблица | Составление тезисного плана. | Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших и диалектных слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | ||||||||||
И.С. Тургенев «Бирюк». Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. | Урок усвоения новых знаний. | Слово об И.С. Тургеневе. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимоотношения помещиков и крестьян. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Портретная и речевая характеристика лесника. Нравственные проблемы в рассказе. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | Природа у Тургенева. | Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева; сюжет и содержание рассказа «Бирюк». Понимать: роль пейзажа, портрета в создании образов; смысл названия рассказа; отношение автора к героям; Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему | |||||||||||
Стихотворения в прозе. Тургенев о красоте и богатстве русского языка. | Урок-практикум | Понятие о стихотворениях в прозе. «Русский язык». И.С. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Изобразительно- выразительные средства, их роль в стихотворениях. | Работа с текстами. | Чтение стихов. | Знать: особенности жанра стихотворений в прозе; содержание стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Понимать: авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Уметь: выразительно читать стихотворения в прозе; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль | ||||||||||
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Урок усвоения новых знаний. | «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Некрасовская муза. Значение риторических вопросов и восклицаний в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэтических текстах. Повествовательное начало в лирике Некрасова. | Анализ стихотворений. | Выразительное чтение. | Знать: содержание стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...»; историю создания «Размышлений...»; | ||||||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Урок усвоения новых знаний. | Чтение статьи «Юмор, сатира. О смешном в литературном произведении» (ч. 2, с. 289—290). «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм, тунеядство генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести...». Роль гротеска, гипербол. Речевая характеристика героев. | Читать «Дикий помещик» | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Повести...», «Дикого помещика»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно читать сказку; давать сравнительную характеристику героев; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | |||||||||||
Л.Н.Толстой Повесть «Детство». | Урок усвоения новых знаний. | Психологизм повести. Свежесть, беззаботность, любовь, вера, присущие детству. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков, беспощадность к себе. Детство как нравственный ориентир. | Индивидуальное задание. | Знать: сюжет и содержание повести; способы изображения внутренней жизни героя. Понимать: роль лирических отступлений в повести; нравственную позицию автора. Уметь: определять, от чьего лица ведется повествование; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст | |||||||||||
Изображение внутреннего мира ребёнка в повести Л. Толстого «Детство» | Урок усвоения новых знаний. | Дочитать повесть. | |||||||||||||
Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | Урок усвоения новых знаний. | Слово об А.П. Чехове. Сообщение о доме-музее А.П. Чехова в Москве. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Причины перемен поведения Очумелова. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, трусости и угодничества. Развитие понятия о юморе и сатире. Средства создания комического в рассказе. | Вопросы и задания (с. 304), вопрос 3 (с. 305) | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия юмор, сатира, ирония. Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям; роль закулисного персонажа (генерал) в рассказе. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; | |||||||||||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (10 час). | |||||||||||||||
И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. | Урок усвоения новых знаний. | Слово об И.А. Бунине. Сообщение о писателе на основании высказываний К.Г. Паустовского. Рассказ «Цифры». Своеобразие образа рассказчика Психологизм рассказа. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых, авторское решение этой проблемы. Смысл названия произведения. | Проверочная работа по литературе XIX века. | Сравнить героев И. Бунина и Л. Толстого. | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Цифры». Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять рассказ с другими литературными произведениями | ||||||||||
И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». | Урок усвоения новых знаний. | Образ Нефеда: готовность к самопожертвованию, решительность, находчивость, сострадание, скромность. Роль детали (красные лапти), природы в рассказе | Работа по поэтическому анализу. | Читать «Детство» М. Горького. | Знать: сюжет и содержание рассказа «Лапти». Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою. Уметь: выразительно читать текст; сопоставлять образ героя с образами героев других литературных произведений | ||||||||||
М. Горький. Повесть «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» | Урок усвоения новых знаний. | Слово о М. Горьком . Сообщение о музее-квартире писателя в Москве Автобиографический характер повести «Детство». Особенности повествования. Портрет как средство характеристики героев. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Образ деда Каширина. Изображение быта и характеров. «Неумное племя». Составление плана характеристики литературного героя. | Работа с сообщениями учащихся. | Портретная характеристика бабушки и деда Кашириных. | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; сюжет и содержание повести «Детство». Понимать: отношение автора к героям. Уметь: пересказывать сюжет повести; характеризовать героев и их поступки; составлять план повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять повесть с другими литературными произведениями (Л.Н. Толстой «Детство», И.А. Бунин «Цифры»); | ||||||||||
М.Горький «Легенда о Данко». Подвиг во имя людей. | Урок усвоения новых знаний. | Понятие о романтическом характере. Легенда о Данко как утверждение подвига во имя людей. Романтический сюжет легенды и романтический образ Данко. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы), их роль в произведении. Контраст света и тьмы. Черты фольклора в легенде. | Отрывок наизусть. | Знать: сюжет и содержание легенды о Данко; теоретико-литературные понятия легенда, романтический герой. Понимать: идею легенды (идея подвига во имя общего счастья); позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать легенду, определять ее тему и идею | |||||||||||
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека | Урок усвоения новых знаний. | Своеобразие личности Л.Н. Андреева. Чтение воспоминаний К.И. Чуковского о писателе (с. 89—90). Значимость проблем, поставленных Л.Н. Андреевым. Развитие в его творчестве традиций русской классической литературы. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Бессердечие героев. Изобразительно- выразительные средства, их роль в рассказе. Ведущая роль олицетворения | Подготовка сообщений о Вл. Маяковском. | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Андреева; сюжет и содержание рассказа «Кусака»; способы создания образа Кусаки. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст, определять его тему и идею; | |||||||||||
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям». | Урок усвоения новых знаний. | Слово о В.В. Маяковском . Сообщение о Государственном музее В.В. Маяковского в Москве. «Необычайное приключение...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма. Словотворчество Маяковского. Яркая метафоричность произведения. Юмор в стихотворении. Роль фантастики. Своеобразие художественной формы стихотворения, ритмики и рифмы. Изобразительно-выразительные средства (гиперболы, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись), их роль в поэтическом тексте. | Анализ текстов. Сообщения учащихся. | Стихотворение наизусть. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма. Понимать: гуманистический пафос произведения. Уметь:выразительно читать стихотворение, определять его тему (назначение поэзии) и идею (противостояние серости жизни); характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; | ||||||||||
А.Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | Урок усвоения новых знаний. | Слово об А.П. Платонове. Рассказ «Юшка». Особенности жанра произведения. «Юшка» и произведения фольклора - общее и различное. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. «Детскость» героя. Речевая характеристика героя. Осознание необходимости сострадания и уважении к человеку. Роль образов природы в рассказе. | Самостоятельная работа по творчеству Маяковского. | Элементы анализа текста, вопросы 1—2 (с. 115), 1,3 (с. 123). | Знать:сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Юшка». Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль образов природы в рассказе. Уметь:определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного | ||||||||||
Б. Пастернак и А.Т.Твардовский. Размышления родной природе и о судьбе. | Урок усвоения новых знаний. | Слово о Б.Л. Пастернаке. Стихотворения «Никого не будет в доме...», «Июль». Картины природы, преображенной поэтическим зрением. Слово об А.Т. Твардовском. Философские проблемы в лирике поэта. Развитие понятия о лирическом герое. | Минисочинение по рассказам А. Платонова. | Стихотворение наизусть. | Знать:сведения о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака; содержание стихотворений «Никого не будет в доме...», «Июль». Понимать: настроения, выраженные автором в стихотворениях. Уметь:выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи. | ||||||||||
Ф.А.Абрамов. "О чём плачут лошади". Нравственные проблемы рассказа. | Урок усвоения новых знаний. | Слово о Ф.А. Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чем плачут лошади». Разговор автора-рассказчика с Рыжухой. Олицетворение как средство раскрытия образов. Роль диалога в композиции рассказа. Горечь автора от утраты народных традиций, искренности, связи человека и природы. | Анализ стихов. | Анализ отрывка | Знать:сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова; сюжет и содержание рассказа «О чем плачут лошади»; понятие литературная традиция. Понимать:смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; позицию автора. Уметь:определить тему и идею рассказа; пересказывать эпизоды; характеризовать героев и их поступки; | ||||||||||
Ю.П.Казаков «Тихое утро», Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | Урок усвоения новых знаний. | Слово о Ю.П. Казакове. Рассказ «Тихое утро». Особенности характеров героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Роль пейзажа в рассказе. Взаимоотношения детей. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Речевая характеристика героев. Роль диалога в композиции. | Вопросы и задания 1—2, 4 (с. 195), 1 (с. 196). Читать В.Богомолов «Иван» | Знать: сведения о жизни и творчестве Ю.П. Казакова; сюжет и содержание рассказа «Тихое утро». Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям; искренность писателя. Уметь:анализировать рассказ; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в настроении и поведении героев | |||||||||||
Из литературы народов России. Творчество Р. Гамзатова | Урок усвоения новых знаний. | Слово о Р. Гамзатове. Размышления поэта об истоках и основах жизни в стихотворениях «О моей родине», «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...». Особенности художественной образности Р. Гамзатова. Любовь к малой родине, гордость за нее | Анализ стихотворения. | Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Гамзатова; содержание стихотворений поэта. Понимать: патриотический пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | |||||||||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа). | |||||||||||||||
Роберт Бёрнс «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. | Урок усвоения новых знаний. | Слово о Р. Бёрнсе. Герои стихотворений Р. Бёрнса. Мастерство переводов С.Я. Маршака. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности, об истинных ценностях. Противопоставление бедности и богатства, чести и бесчестия. Чтение и обсуждение других стихотворений поэта | Тест по русской литературе ХХ века. | Выразитель-ное чтение наизусть, элементы анализа текста. | Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Р. Бёрнса; содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть. Понимать: сатирический, гуманистический пафос стихотворений; значение просторечной лексики в произведениях. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть. | ||||||||||
Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..» | Урок усвоения новых знаний. | Слово о Дж. Г. Байроне (сообщения учащихся). Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..». Прославление подвига во имя свободы Родины. «Высокая» лексика стихотворения. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению | Сообщения. Читать О.Генри. | Знать: краткие сведения о жизни и творчестве Дж. Г. Байрона; содержание стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!..». Понимать: патриотический пафос стихотворения; значение «высокой» лексики в произведении. Уметь: выразительно читать стихотворение | |||||||||||
О. Генри «Дары волхвов». Жертвенность во имя любви | Урок усвоения новых знаний. | Слово об О. Генри. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Сила любви и преданности, жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов». Особенности стиля писателя (лаконичность, динамичность сюжета, яркие герои, мягкий юмор, ироничность, непосредственность интонации, неожиданная концовка). Смысл названия рассказа. Иллюстрации к рассказу | Читать «Каникулы» Брэдбери. | Знать: сведения о жизни и творчестве О. Генри; сюжеты и содержание рассказа «Дары волхвов» и других произведений писателя. Понимать: смысл названия рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст и читать его по ролям; оценивать актерское чтение | |||||||||||
Зарубежная фантастика. Рэй Дуглас Брэдбери «Каникулы». Лиризм прозы. | Урок усвоения новых знаний. | Слово о Р.Д. Брэдбери - мастере научной фантастики. Соединение фантастики с острым социальным критицизмом. Осуждение бездуховности. Сострадание к людям. Лиризм прозы Р.Д. Брэдбери. Чтение статьи Р.Д. Брэдбери «Радость писать» (с. 251—252). «Каникулы» — фантастический рассказ- предупреждение. Мечта о победе добра. Комментированное чтение. | Вопросы и задания (с. 254, 262) | Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Д. Брэдбери; сюжет и содержание рассказа «Каникулы». Понимать: смысл названия рассказа; соотношение реальности и фантастики в рассказе; отношение автора к героям; философский, гуманистический пафос произведения. Уметь: характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного | |||||||||||