Мужские стереотипы и сексуальность
Эрих Фромм, изучая мотивации мужского сексуального влечения, пришел к выводу, что в его основе лежит явление «несексуального происхождения» —тщеславие. «Мужчина, которому кажется, что он полон сил и энергии для сексуальных приключений, а сексуальная привлекательность женщин провоцирует его, на самом деле находится во власти своего тщеславия: он хочет доказать свое превосходство над другими мужчинами»8.
Феномен этого «тщеславия» имеет сложную психосоциальную обусловленность. Он связан с мужскими стереотипами относительно сексуальной жизни, отношением общества к сексуальной свободе — несвободе мужчин, нормативными установками на супружескую верность — неверность.
Мужские сексуальные стереотипы, по мнению Зильбергельда9, формируются вокруг следующей мифологии:
• мужчина не должен иметь определенные чувства или по крайней мере их проявлять;
• в сексе, как и везде, идут в счет лишь достижения;
• в сексе мужчина берет на себя ответственность и руководство;
• мужчина всегда готов к сексу;
• телесный контакт должен вести к сексу;
• секс значит половой акт;
• секс должен быть естественным и спонтанным.
Инициатива, которую должен брать на себя мужчина, не всегда реализуется на практике, так как это может быть связано с различным сексуальным опытом партнеров, с их психосексуальной индивидуальностью.
Фрустрация и разочарованность могут вызвать и специфические мужские страхи. К.Хорни к таким страхам относит «боязнь не удовлетворить женщину», считая, что в основе этого страха находится биология пола, когда мужчина «вынужден каждый раз перед женщиной доказывать свою потенцию». Представления о маскулинности «как некой вещи, которая представляет цену сама по себе», боязнь насмешек вызывает определенную неуверенность, неустойчивость отношений между мужчиной и женщиной10. Как показывают исследования сексопатологов, мужские стереотипы относительно сексуальности могут провоцировать различные психосексуальные расстройства, приводить к депрессивным состояниям либо вызывать различные формы агрессии в отношении женщин, толкать к алкоголизму и противоправным действиям.
Другой гранью мужских стереотипов является представления о мужчине как об инициаторе сексуальных отношений. В контексте данной проблематики психологи дают следующую ролевую типологию мужчин, поведение которых обусловлено маскулинной мифологией11:
«разочарованный» — потерявший желание интимной близости после долгих лет совместной жизни и не стремящийся найти новые «подходы» к интимной близости;
«завоеватель» — мужчина, озабоченный постоянными поисками новых сексуальных связей, самоутверждающийся на своих достижениях;
«беглец» — мужчина, не испытывающий удовлетворения от брачно-семейных отношений, осуществляющий поиски психосексуальной гармонии вне супружеских отношений.
В сексуальной мифологии заключаются многие причины дисгармонии в брачно-семейных отношениях, эмоциональной и сексуальной недостаточности партнеров, равно как и в социальной незрелости личности, различных комплексах, которые и провоцируют супружескую неверность. Проблемы клиента-мужчины в контексте брачно-семейных отношений и психосексуальных конфликтов являются важной составной частью социальной работы.
Женщины
Хотя патриархальная культура в XX в. хотя и сохранилась во многих странах мира, тем не менее она претерпевает существенные изменения. Феномен женщины — как самостоятельного социокультурного явления сегодня рассматривается различными направлениями научной мысли: социологией, политологий, феминологией, психологией, антропологией и другими дисциплинами.
Свою роль в определении подхода к женщине-клиентке в социальной работе сыграли феминистские идеи, психолого-антропологические концепции, психологические теории поло-ролевой идентичности, социологические теории стереотипов. Основные темы, рассматриваемые этими направлениями, — проблемы свободы и независимости женщины, истоки ее подчинения в культуре и обществе, биосоциальный феномен равенства полов, своеобразие поло-ролевой идентификации.
Феминистские теории
В феминистских теориях рассматриваются важнейшие социально-экономические дилеммы «женщина и общество», «женщина и производство», «женщина и свобода». Как правило, им свойственен социально-исторический подход к пониманию личности на основе детерминант пола, интерес к специфическим общественным мифам, внимание к исследованию общественных отношений. Современный феминизм представлен либеральным, радикальным, марксистским, социалистическим направлениями.
Либеральный феминизм считает возможным достижение равенства между мужчиной и женщиной без изменения патриархальной системы общества. Равенство осуществляется в разделении труда и профессий, наличии «мужских и женских» стереотипов в повседневной жизни, совместном воспитании детей и выполнении домашних обязанностей.
Радикальный феминизм борется за новый общественный порядок, утверждая, что «пол», а не «класс» является объектом эксплуатации. По мнению представителей этого направления, сама гетеросексуальность и репродуктивная функция обусловливают насилие над женщиной, которое осуществляется в семье и обществе. Отсюда делается вывод о необходимости разрушения института семьи и полной трансформации общественных отношений.
Марксистский феминизм объясняет подчиненное положение женщин в общем русле эксплуатации, свойственной частнособственническому обществу, в частности капиталистическому. Эксплуатация женщин выступает как отношение между женщинами и капитализмом, где «женским производительным силам» противостоят капиталистические производственные отношения, ограничивающие свободу и доступ женщин к распределению и перераспределению материальных благ, что практически ведет к ограничению их свободы.
Социалистический феминизм исследует исторические причины сохранения патриархального общества, видя его основой половую и классовую эксплуатацию. Подавляя женщину в обществе, на производстве и в сфере семьи, капитализм и патриархат извлекают из этого выгоду12.