Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников

Традиционно смысл профконсультационной помощи видится рвыдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций

о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельно­сти. Основаниями для такой рекомендации являются изучение ка­честв подростка и их сопоставление с требованиями рассматрива­емой профессии.

В более современном понимании эта помощь сводится к посте­пенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Н.С. Пряжников). При этом конкретный профессиональный вы­бор может рассматриваться как один из элементов профессио­нального самоопределения вообще, а также как одно из"упражне­ний для формирования способности к последующим профессио­нальным выборам, которых на протяжении жизни у человека слу­чается немало.

В последнее время общепризнанной считается неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения. Более того, на первый план часто выдвигается ценностно-нравственное са­моопределение личности. Но пока профконсультанты и психоло­ги-практики продолжают делать акцент именно на профессио­нальных выборах. Объясняется это не только отсутствием мето­дов, но и моральной неподготовленностью специалистов к сме­щению акцентов в своей работе.

Специфика современной ситуации снижает прогностичность работы консультанта: на выбор профессии сильное влияние ока­зывает ее престижность, происходят подмена ценностей профес­сий, изменение или даже извращение смыслов труда. Молодеж­ная безработица сужает свободу маневра самоопределяющегося человека.

Определим основные приоритеты в лрофессиональжш и лич­ностном самоопределении, соответствующие современной ситуа­ции:

1) постепенное формирование у подростков умения прогнози­ровать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспекти­ве; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, телохранитель и т.п.). Идеалом реализа­ции такого приоритета могло бы стать снижение конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора;

2) помощь в нахождении личностных смыслов по отношению не только к привлекательным профессиям, но и к тем, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию. Если профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нравственное самоопределение чаще зависит от самого человека. Психолог-прак­тик должен понять или прочувствовать важность данных приори­тетов, а также постараться подобрать адекватные средства для фор-

мирования у старшеклассников готовности к более полноценно­му самоопределению.

Основными требованиями для таких средств и методик явля­ются: завуалированность главной идеи использования методики; отсроченность ее результатов во времени; привлекательность ме­тодики по форме, а также личностное принятие психологом са­мой идеи и процедуры методики. Фактически работа психолога проходит в двух взаимосвязанных планах:

1) помощь в решении конкретных проблем, связанных с акту­альным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

2) постепенное и ненавязчивое формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения. Заранее посеянные зерна сомнения и прозрения позволят подрост­ку в будущем найти .новые смыслы своей деятельности, которые он пока еще не в состоянии видеть.

Ш.4.3. Программа «Лидерство» для старшеклассников

В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как осо­бому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Старшеклассники пробуют себя в этой роли, им хочется разо­браться в проблеме лидерства, выработать у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицировать себя с известными лидера­ми и т.д. Целью психологического факультативного курса-прак­тикума «Лидерство» является развитие лидерских качеств у старшеклассников (М.Ю.Ананченко, П. Е. Овсянкин).

ПРОГРАММА

I. Введение в курс «Лидерство».

II. Основная часть.

1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Лидерские роли. Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зрелость участ­ников группы. Дискуссии: «Как становятся лидерами?»; «Можно ли вы­делить лидера- в детстве?»; «Возможен ли лидер без последователей?»; «Насколько похожи известные нам лидеры?». Упражнения в парах: ли­дер — руководитель; босс и подчиненный.

2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах: «Что хорошего и пло­хого во власти над собой, над людьми, над Вами?»; «Традиционный и реалистичный взгляд на власть»; «Лидер и окружение»; «Лидер-идеалист

1 У власти»; «Лидер и одиночество». Тестирование: «Лидер ли Вы?»; «Ли­дер или администратор?».

3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад».

4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к риску. Уп­ражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила Минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.

i 5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятель­ности.

6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, прогнозиро­вание будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий групп и использова^ Нинлидерских качеств.

7. Основные функции лидера. Выполнение заданий: «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на Земле». Анализ рабо^ ты групп и собственного участия в групповой деятельности.

8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игруш­ку», «Как вернуть орла в клетку?».

9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по созданию струк­тур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т. п.). Анализ группоцентрированной деятельности лидеров.

10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, формы, сти­ли. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стек­ло», «Сыщик», «Моргалки», «Испорченный телефон».

П. Конфликт и его преодоление. Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.

12. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о лидере; ге­рои и лидеры. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Ли­дер и стресс. Тестирование «Подвержены ли Вы стрессу?».

13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления изменениям. Методы уменьшения сопротивления изменениям.

14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров. Задания на изучение способов награждения и поощрения лидеров. Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голо­да, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.

15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин.-Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности. Дискуссия «Женское ли это дело?».

16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра. Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дискуссия «Поче­му многие не хотят быть лидерами?». Шкала лидерских умений и действий.

III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самосто­ятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологиче­ский опрос об отношении к лидерству; составить биографию лидера; на­писать аннотацию книг о лидере; организовать встречу с лидером и т.д.

Наши рекомендации