Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников
Традиционно смысл профконсультационной помощи видится рвыдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций
о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основаниями для такой рекомендации являются изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
В более современном понимании эта помощь сводится к постепенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Н.С. Пряжников). При этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из"упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.
В последнее время общепризнанной считается неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения. Более того, на первый план часто выдвигается ценностно-нравственное самоопределение личности. Но пока профконсультанты и психологи-практики продолжают делать акцент именно на профессиональных выборах. Объясняется это не только отсутствием методов, но и моральной неподготовленностью специалистов к смещению акцентов в своей работе.
Специфика современной ситуации снижает прогностичность работы консультанта: на выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность, происходят подмена ценностей профессий, изменение или даже извращение смыслов труда. Молодежная безработица сужает свободу маневра самоопределяющегося человека.
Определим основные приоритеты в лрофессиональжш и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации:
1) постепенное формирование у подростков умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, телохранитель и т.п.). Идеалом реализации такого приоритета могло бы стать снижение конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора;
2) помощь в нахождении личностных смыслов по отношению не только к привлекательным профессиям, но и к тем, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию. Если профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нравственное самоопределение чаще зависит от самого человека. Психолог-практик должен понять или прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подобрать адекватные средства для фор-
мирования у старшеклассников готовности к более полноценному самоопределению.
Основными требованиями для таких средств и методик являются: завуалированность главной идеи использования методики; отсроченность ее результатов во времени; привлекательность методики по форме, а также личностное принятие психологом самой идеи и процедуры методики. Фактически работа психолога проходит в двух взаимосвязанных планах:
1) помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;
2) постепенное и ненавязчивое формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения. Заранее посеянные зерна сомнения и прозрения позволят подростку в будущем найти .новые смыслы своей деятельности, которые он пока еще не в состоянии видеть.
Ш.4.3. Программа «Лидерство» для старшеклассников
В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Старшеклассники пробуют себя в этой роли, им хочется разобраться в проблеме лидерства, выработать у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицировать себя с известными лидерами и т.д. Целью психологического факультативного курса-практикума «Лидерство» является развитие лидерских качеств у старшеклассников (М.Ю.Ананченко, П. Е. Овсянкин).
ПРОГРАММА
I. Введение в курс «Лидерство».
II. Основная часть.
1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Лидерские роли. Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зрелость участников группы. Дискуссии: «Как становятся лидерами?»; «Можно ли выделить лидера- в детстве?»; «Возможен ли лидер без последователей?»; «Насколько похожи известные нам лидеры?». Упражнения в парах: лидер — руководитель; босс и подчиненный.
2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах: «Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над Вами?»; «Традиционный и реалистичный взгляд на власть»; «Лидер и окружение»; «Лидер-идеалист
1 У власти»; «Лидер и одиночество». Тестирование: «Лидер ли Вы?»; «Лидер или администратор?».
3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад».
4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к риску. Упражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила Минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.
i 5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятельности.
6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, прогнозирование будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий групп и использова^ Нинлидерских качеств.
7. Основные функции лидера. Выполнение заданий: «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на Земле». Анализ рабо^ ты групп и собственного участия в групповой деятельности.
8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?».
9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по созданию структур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т. п.). Анализ группоцентрированной деятельности лидеров.
10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, формы, стили. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стекло», «Сыщик», «Моргалки», «Испорченный телефон».
П. Конфликт и его преодоление. Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.
12. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о лидере; герои и лидеры. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Лидер и стресс. Тестирование «Подвержены ли Вы стрессу?».
13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления изменениям. Методы уменьшения сопротивления изменениям.
14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров. Задания на изучение способов награждения и поощрения лидеров. Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.
15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин.-Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности. Дискуссия «Женское ли это дело?».
16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра. Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дискуссия «Почему многие не хотят быть лидерами?». Шкала лидерских умений и действий.
III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самостоятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологический опрос об отношении к лидерству; составить биографию лидера; написать аннотацию книг о лидере; организовать встречу с лидером и т.д.