Подход к управлению на основе выделения различных школ управления
Выделяют 4 школы управления. 1) шк. Научного управления (Тейлор), 2) Классическая или административная школа (Файоль), 3) школа человеческих отношений и поведенческих наук, 4) количественная школа .
Школа научного управления (1885-1920).Основными принципами, положенными в основу системы Тейлора, являются:1. Принцип разделения труда. Предполагает разделение выполняемой работы на отдельные функции и операции, которые закрепляются за исполнителями. 2. Принцип измерения труда. Оптимизация решения поставленных задач достигается за счет определения рабочего времени путем измерения отдельных элементов трудового процесса.3. Принцип инструктирования. Выполнение отдельных операций должно сопровождаться подробным инструктированием работника в отношении методов и приемов их выполнения. 4. Принцип стимулирования. Достижение стандартов стимулируется соответствующим денежным вознаграждением.
Классическая школа управления (1920-1950). Фундаментальным положением работы Файоля было выделение основных операций, составляющих суть функционирования промышленного предприятия: технических, коммерческих, финансовых, страховых, учетных и административных. Специфика административной функции заключается в выработке общей программы работы предприятия. В рамках административной функции Файоль вводит классификацию менеджмента по функциональным признакам – предвидение (планирование), организация, распорядительство, координирование и контроль. Подчеркивая особую роль менеджера в обеспечении успеха организации, Файоль определил качества, необходимые эффективному менеджеру – физические (здоровье, сила, бодрость), умственные (сила и гибкость ума, рассудительность, легкое усвоение), нравственные (стойкость, энергия, чувство долга и т. д.), общее развитие (запас различных понятий), специальные знания, опыт.
Школа человеческих отношений (1930-1950). Основы были заложены исследованиями и публикациями Элтона Мэйо (1880-1949). К основным достижениям школы человеческих отношений можно отнести следующие:1. Впервые обосновывалась необходимость внимательного отношения к социальным и групповым потребностям работников.2. Предложены методики изучения особенностей взаимодействия формальной и неформальной сторон работы организации.3. Определена роль психологических факторов производительности труда, оказывающих существенное воздействие на трудовое поведение работника. 4. Доказана важность участия работника в выработке решений, находящихся в сфере его интересов. Предложены формы «менеджмента участия», ситуационный подход к их выбору.5. Обоснована важность неформальной стороны функционирования организации, таких ее составляющих, как производственный климат, организация социального взаимодействия, формирование социальной ответственности персонала.
Поведенческие науки (с 1950-х годов по настоящее время). Дальнейшее развитие школы поведенческих наук в послевоенные годы связано с такими именами, как Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг и др. Можно назвать несколько форм привлечения персонала к управлению.1. Участие в управлении на рабочем месте (делегирование исполнителю части прав по управлению собственной деятельностью).2. Участие работников в управлении трудом и качеством торгово-технологического процесса на уровне отдела, секции. 3. Создание совместных специализированных комитетов (советов), куда входят наиболее активные, творческие работники низового уровня, специалисты и руководители предприятия.4. Привлечение работников к управлению через систему «участия в прибылях».5. На крупных предприятиях торговли может практиковаться выбор работников низового звена (торгово-оперативного и вспомогательного персонала) в советы директоров акционерных обществ.
Количественный подход к управлению (с 1950-х годов по настоящее время).Перспективность этого направления обусловлена стремительным развитием современных информационных технологий, наметившимся в последние десятилетия. Моделирование систем управления, элементов торгово-технологических процессов, связанных прежде всего с закупкой и реализацией товаров, раскрывает новые возможности для повышения качества принимаемых управленческих решений.