Осознание причин наркозависимости
Цель:выявить отношение участников к проблеме наркозависимости, осознание причин возникновения зависимости.
1. Упражнение "Чувства".
Цель:анализ чувств помогает осознать то, насколько мы вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.
Участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из родственников или знакомых или просто человек, встреченный на улице. Предлагается вспомнить чувства, которые испытывал участник, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают ДРУГ другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем меняются ролями. После этого Участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.
Возможный вариант:
Чувства говорящего —раздражение, возмущение, жалость , обида, презрение, недоверие, вина, ответственность и т. д.
Чувства слушающего —сочувствие, интерес, возмущение, отвращение, понимание, сожаление, уважение и т.д.
Мозговой штурм "Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?"
Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Человек употребляет наркотики и алкоголь, потому что эти вещества помогают ему:
- снимать барьеры в общении;
- удовлетворять свое любопытство;
- снимать напряжение и тревожность;
- стимулировать активность;
- следовать принятой традиции;
- приобретать новый опыт.
В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т. п.
Упражнение "Табу".
Цель:помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство, желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.
Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь — каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.
Упражнение "Тосты"
Цель:позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке.
Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы. Этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом. Через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры поменяются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:
- Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?
- Что внутри вас помогало вам отказаться?
Упражнение "Кочки".
Цель:сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблем.
На листочках пишется по одному слову из пословицы, источники в случайном порядке раздаются всем членам группы. Участники встают в линейку на листы бумаги (формата А4). Задача — не становясь на пол, построиться в правильном порядке. Пример пословицы: "На что нам клад, когда в семье лад".